Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан адекватной по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире.
В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача возложена на формирующуюся систему гражданского образования детей и молодежи.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому.
В государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006 - 2010 годы” поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.
Основной целью государственной программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Правовой базой для составления данной программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы”.
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
Концепция программы.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как при условии смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.
Разумеется, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жестокую формирующую среду, в которой совершается становление гражданина. Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на созидательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей – основа воспитательной работы нашей школы.
Следовательно, встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной и вариативной.
В основу данной программы положены идеи А.Н.Тубельского, который считает, что “Основа содержания воспитания – воспитание демократией” и состоит в приобретении опыта жизни по принципам демократического, открытого, основанного на праве, общества. Важная роль в этом укладе принадлежит его главному компоненту – правовому пространству. Организация правового образования по принципу пространства дает возможность, как педагогам, так и различным организациям коллектива и отдельным группам научить конкретного ученика или учителя ориентироваться в этом пространстве, в т.ч. ситуации неожиданные, в которых нужно найти свой способ поведения и отношения.
Целью программы является:
Создание условий для формирования социально компетентного, активного, ответственного гражданина и патриота России.
Для реализации цели выработан комплекс задач:
Управленческие:
- Способствовать получению и расширению знаний обучающихся о России: истории, культуре, традициях.
- Содействовать формированию активной жизненной позиции, приобретению опыта гражданских действий.
- Активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому воспитанию.
Личностные:
- Сформировать социальную активность.
- Сформировать гражданские качества: толерантность, ответственность, уважение к нормам коллективной жизни.
- Сформировать правовую культуру.
Этапы реализации программы.
I этап: Диагностико-конструирующий (2006-2007гг).
Задачи:
- Ознакомить педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания.
- Создать информационную базу по данному направлению деятельности.
- Продиагностировать исходный уровень состояния знаний обучающихся по данной проблеме.
II этап: Деятельностно-практический (2007-2009гг).
Задачи:
- Включение субъектов образовательного процесса в реализацию программы.
- Повышение компетентности и привлечение родителей к реализации программы.
III этап: Аналитико-обобщающий (2009-2010гг).
Задачи:
- Комплексный анализ результатов.
- Сравнение ожидаемых результатов с реальными данными.
- Распространение инновационной деятельности вне школы.
Ожидаемый результат:
- Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
- Формирование стойкой патриотической позиции.
- Формирование целостной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
- Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
- Формирование личности гражданина, ориентированного на реализацию полученных знаний в своей жизни.
Критерии эффективности программы
Задача | Критерий | Показатель | Способ отслеживания |
1. Сформировать правовую культуру. | Критерий сформированности правовой культуры. |
|
|
2. Сформировать гражданские качества: толерантность, ответственность, уважение к нормам коллективной жизни. | Критерий сформированности гражданских качеств. |
|
|
3. Сформировать социальную активность. | Критерий сформированности социальной активности. |
|
|