Программа формирования гражданских качеств у подростков в современной школе

Разделы: Администрирование школы


Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан адекватной по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире.

В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача возложена на формирующуюся систему гражданского образования детей и молодежи.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому.

В государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006 - 2010 годы” поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.

Основной целью государственной программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Правовой базой для составления данной программы являются:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы”.
  3. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).

Концепция программы.

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как при условии смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

Разумеется, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жестокую формирующую среду, в которой совершается становление гражданина. Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на созидательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей – основа воспитательной работы нашей школы.

Следовательно, встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной и вариативной.

В основу данной программы положены идеи А.Н.Тубельского, который считает, что “Основа содержания воспитания – воспитание демократией” и состоит в приобретении опыта жизни по принципам демократического, открытого, основанного на праве, общества. Важная роль в этом укладе принадлежит его главному компоненту – правовому пространству. Организация правового образования по принципу пространства дает возможность, как педагогам, так и различным организациям коллектива и отдельным группам научить конкретного ученика или учителя ориентироваться в этом пространстве, в т.ч. ситуации неожиданные, в которых нужно найти свой способ поведения и отношения.

Целью программы является:

Создание условий для формирования социально компетентного, активного, ответственного гражданина и патриота России.

Для реализации цели выработан комплекс задач:

Управленческие:

  1. Способствовать получению и расширению знаний обучающихся о России: истории, культуре, традициях.
  2. Содействовать формированию активной жизненной позиции, приобретению опыта гражданских действий.
  3. Активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому воспитанию.

Личностные:

  1. Сформировать социальную активность.
  2. Сформировать гражданские качества: толерантность, ответственность, уважение к нормам коллективной жизни.
  3. Сформировать правовую культуру.

Этапы реализации программы.

I этап: Диагностико-конструирующий (2006-2007гг).

Задачи:

  • Ознакомить педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания.
  • Создать информационную базу по данному направлению деятельности.
  • Продиагностировать исходный уровень состояния знаний обучающихся по данной проблеме.

II этап: Деятельностно-практический (2007-2009гг).

Задачи:

  • Включение субъектов образовательного процесса в реализацию программы.
  • Повышение компетентности и привлечение родителей к реализации программы.

III этап: Аналитико-обобщающий (2009-2010гг).

Задачи:

  • Комплексный анализ результатов.
  • Сравнение ожидаемых результатов с реальными данными.
  • Распространение инновационной деятельности вне школы.

Ожидаемый результат:

  1. Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
  2. Формирование стойкой патриотической позиции.
  3. Формирование целостной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  4. Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
  5. Формирование личности гражданина, ориентированного на реализацию полученных знаний в своей жизни.

Критерии эффективности программы

Задача Критерий Показатель Способ отслеживания
1. Сформировать правовую культуру. Критерий сформированности правовой культуры.
  • Знает права и обязанности;
  • Использует права и обязанности в жизни;
  • Интересуется правовыми вопросами.
  • Анкетирование;
  • Наблюдение;
  • Деловые игры;
  • Уроки обществознания и права;
  • Беседы;
  • Тестирование и т.д.
2. Сформировать гражданские качества: толерантность, ответственность, уважение к нормам коллективной жизни. Критерий сформированности гражданских качеств.
  • Знает и живет по принципам толерантного поведения;
  • Не участвует в конфликтах;
  • Выполняет порученные обязанности.
  • Анкетирование;
  • Наблюдение;
  • Деловые игры;
  • Беседы;
  • Классные часы.
       
3. Сформировать социальную активность. Критерий сформированности социальной активности.
  • Активное участие в классных и общешкольных мероприятиях;
  • Проявляет инициативу в организации мероприятий;
  • Умеет формулировать проблемы общества.
  • Наблюдение;
  • Беседы;
  • Деловые игры;
  • Классные мероприятия;
  • Общешкольные мероприятия.