Цель урока и задачи:
Образовательная: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений о химической связи, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;
Развивающая: развитие критического мышления , самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока: - применение знаний по теме.
Оборудование: ПК, медиапроектор, STAR BOARD, у учителя- макеты кристаллических решеток, модели биополимеров: белков, ДНК, скотч, на каждом столе у учащихся – мини-лекция, фломастеры, листки чистой бумаги.
СХЕМА УРОКА
1. Стадия вызова - СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( ПУЧОК)
Задачи этой стадии:
- самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
- самостоятельная актуализация по теме и пробуждение познавательной активности;
на этой фазе работы заслушивается коллективное мнение, знание об этом понятии и выявляются остаточные знания.
На этом этапе не дается оценка знаний. Но кластер пока с доски не стирается.
Учитель ставит перед ребятами вопрос: « А соответствуют ли ваши представления научным понятиям?» и ставит учебную задачу.
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Учащимся предлагается новая информация, которую они должны отработать.
Задачи этой стадии:
- организация активной работы с информацией, увязать их уже с имеющимися знаниями
- активно отслеживать свое понимание (каждому)
Эта технология связана с текстом и письмом. Требования к тексту: 7-10 минут прочтения. Текст-это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающих свойствами связности и целостности. Текст должен быть адаптирован, Читая текст, делать пометки на полях:
V – я знал
+ -не знал
- - понимал не так (думал по-другому)
? - не понял, хочу узнать больше.
Прочитав текст один раз, нужно вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что сам ученик знал или предполагал по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Далее в тетради , или на листке сформулировать эти значки словами в таблицу «ИНСЕРТ»
Для заполнения таблицы необходимо снова вернутся к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.
V |
+ |
- |
? |
Я знал, что… |
|
|
|
На этом этапе реализуется личностно-ориентированный подход по поводу содержания урока. ЭТО НЕ ПРОВЕРЯЕМО. Технологический прием « ИНСЕРТ» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к « новому». При этом графу ? необходимо довести до конца. Возвращаемся снова к КЛАСТЕРУ. Большой потенциал данный прием имеет на стадии рефлексии – это исправление неверных предложений в « предварительном КЛАСТЕРЕ», заполнение иго на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками ( работа может вестись индивидуально в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Учитель спрашивает:»Что изменилось?»,стирает жестко КЛАСТЕР. Очень важным моментом является презентация «новых» КЛАСТЕРОВ- это и есть осмысление. Ошибаться не стыдно, исправлять – нормальный процесс.
3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ – ОСМЫСЛЕНИЕ
Вопрос |
Вариант ответа |
|||||
1.соотнесите |
1)хлорид калия |
Тип связи: |
||||
2.Между атомами каких элементов химическая связь будет иметь ионный характер? |
а) N и О |
б)Si и Cl |
в)Na и O |
г)P и Br |
||
3.Неполярная ковалентная связь наблюдается в следующем веществе |
А) углекислый газ |
Б) алмаз |
В) аммиак |
Г) хлороформ |
||
4. Какие из перечисленных признаков хар-ы для веществ с металлическим типом связи: |
А) 1,2,4 |
Б) 2,3,4 |
В)1,2,5 |
Г) 3,4,5 |
||
5. Соотнесите |
I. кремний |
|
А)ионная |
САМОПРОВЕРКА
Вопрос |
Ответ |
1. |
1а, 2б, 3в, 4г, 5а, 6г |
2. |
В |
3. |
Б |
4. |
А |
5. |
I.4.в; II.3.а; III.2.б; IV.1.г. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ : выяснить отношение учащихся прошедшему к семинару. Время 5 минут, участвуют все. Материал: листы бумаги всем участникам, фломастеры, скотч.
ПРОВЕДЕНИЕ:
Вопросы для подведения итогов работы обозначаются с помощью пальцев:
- большой палец – над темой я хотел(а) бы еще поработать
- указательный палец – здесь мне необходимы конкретные указания
- средний палей – мне здесь совсем не понравилось
- безымянный палец – психологическая атмосфера
- мизинец – мне здесь не хватало …
Ребята рисуют свои руки, обводя их контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои вопросы. Затем листки вывешиваются – как бы « на выставке», и всем учащимся до общего обсуждения предоставляется время для знакомства и следующий урок начинается с обсуждения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
обязательная часть: по задачнику работа
индивидуальная часть: познакомиться с результатами предыдущего урока, на основе самоконтроля и самопроверки поработать над ошибками дома.