Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: обобщить знания детей о понятии «язык».

Задачи: - воспитывать уважительное отношение к языку, как носителю культуры и человеческой мысли; умение слушать друг друга;
- помочь учащимся увидеть новое в привычном; активизировать познавательный интерес;
- способствовать осознанию младшими школьниками себя в другой социальной роли.

Оборудование и наглядность:эпиграф к уроку, видеоматериал, 2-а толковых словаря, словарь значения имен, фразеологический словарь, сборник пословиц; листы бумаги, ручки, фломастеры, клей, ножницы, материал для иллюстрирования журнала, четыре «странички» журнала-1\2 ватмана, таблички: «корреспонденты», «корректор», «гл.редактор», «помощник редактора», «художники-оформители», а также с названием страничек журнала; три «микрофона», три планшета

Технические средства:компьютер + проектор ( или TV+ видеомагнитофон)

Ход занятия:

I Приветствие, рефлексия.

II а) Орг. момент
- Ребята, вот и подошел к окончанию еще один год вашего обучения. Вы стали на ступень выше на лестнице знаний и готовитесь ступить на следующую. Вы многому научились и многое умеете.
- Чему вы учились? (писать, решать задачи, считать, рисовать, читать и размышлять над прочитанным и т.п.)
- А какие печатные издания вам нравится читать?
- Вам не хотелось бы самим издать … журнал?
- Кто участвует в издании журнала? (…)
- Нам понадобятся: художники - оформители, корректоры, редактор, помощник редактора, корреспонденты и, конечно, читатели.
- Кто желает быть художником? Корректором? Корреспондентом? Помощником редактора?
- Остальные будут читателями.
- Я, если позволите, возьму на себя роль главного редактора. Итак, приступим к работе.

б) Введение в тему.
- Прочтите высказывания известных писателей, помещенные на доске:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
 К.Г.Паустовский

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками …»
 И.С.Тургенев

 - Как вы думаете, о чем мы могли бы рассказать в нем? (… о русском языке, о значении языка в жизни людей…)
- Предложите название нашего журнала. (« Наш язык», «Мой язык»…)
- Воспользовавшись правом главного редактора, я предлагаю такие странички журнала:

1. Язык – друг или враг?
2. Что написано пером, не вырубить и топором.
3. Что в имени тебе моем…
4. Игры со словами, или кое-что о кроссвордах.

- Перед началом работы я прошу всех занять свои места.

III Практическая деятельность.
- Итак, первая страничка «ЯЗЫК – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»
- Прежде, чем говорить о языке, необходимо дать определение понятию «язык».
- Корреспондентам необходимо найти толкование слова «язык» и познакомить читателей с его значениями. Каждое определение выписать на отдельную карточку.
- Художникам подобрать оформление страницы.
- Уважаемые читатели! Нам всегда важно ваше мнение, поэтому на страницах нашего журнала есть постоянная рубрика «Мнение читателей». Мы рады будем вашим откликам на наши статьи.
 (видеозапись чтения притчи об Эзопе и «языке»)[1] Приложение 1
- Просим вас высказать свое мнение по поводу первой статьи и ответить на вопрос: Когда, по вашему мнению, язык можно назвать другом, когда - врагом?
Ответ дайте в письменном виде (3-5 предложений).
 (дети работают)
- Заслушаем корреспондентов.
- Давайте оставим только те определения, которые отвечают теме урока.
- А теперь отклики читателей. Кто желает прочитать?
- Корректоры проверьте ошибки в откликах и внесите изменения.
- Художники – оформители проиллюстрируйте страницу.(Фото1)

- Спасибо. Переходим ко второй страничке «ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ, НЕ ВЫРУБИТЬ И ТОПОРОМ».
- О чем пойдет речь на этой странице? (о словах, поговорках, о мудрости народа…)
- Корреспондентам предлагаю поработать над рубриками «Пословица – к мудрости ступенька» (записать 4-6 пословиц о языке) и «Когда так говорят» (выписать по 2-а фразеологизма со словом «язык»).
- Кто желает работать над первой рубрикой? Над второй?
- Читатели же смогут принять участие в викторине на знание русского языка.
Необходимо исправить ошибки в устойчивых словосочетаниях.
- Художники иллюстрируют страницу.
(дети работают)
- Кто справился с заданием? Зачитайте свои работы.
- Корректоры корректируют записи читателей. (Фото2)

- Следующая страница журнала «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ…»
- Сегодня у нас в гостях журнал « Вокруг света» рубрика «Вести с мест».
- Корреспондент стал свидетелем забавного разговора между индейцами и бледнолицым человеком, который он и предлагает вашему вниманию.
 (разыгрывается сценка)[1] Приложение 2
- Одни читатели смогут выразить свое мнение по поводу данного разговора в интервью с корреспондентами, а другие – напишут заметку о значении имен ваших одноклассников или родственников. Вы согласны?
- Кто желает написать заметку?
- К желающим дать интервью подойдут корреспонденты с вопросами: Что значит ваше имя? Почему вас так назвали?
-Интервью записать письменно.
- Наши оформители работают над иллюстрациями к странице.
(дети работают)
- Ознакомимся с результатами интервью.           
- Послушаем заметки о значении имен.
- После корректировки ваши работы будут помещены в журнал.(Фото3)

- Мы подошли к последней страничке нашего журнала «ИГРЫ СО СЛОВАМИ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О КРОССВОРДАХ». Она ещё не сформирована, только будет готовиться к печати. Для этого нам нужно собрать материал. Это будет домашним заданием всем участникам издания нашего журнала. Корреспондентам найти информацию из истории возникновения кроссворда или других игр со словами.
А среди читателей проведем конкурс на лучший кроссворд о русском языке. Художникам подготовить иллюстрации к странице. Есть ли вопросы, кто хочет внести изменения в план работы? … тогда встретимся через неделю.

IV Итог занятия.
- Кем вы сегодня были на уроке? Трудно ли вам было выполнять вашу работу?
- Где мы можем применить полученные знания и умения?
- Хотели бы попробовать себя в других ролях?
- Вы сегодня очень старались, и я надеюсь, что получили огромное удовольствие от совместной работы . Спасибо.

 Использованная литература:

  1. Устный журнал по русскому языку:опыт внеурочной работы со школьниками разных возрастных групп/ О. В. Григоренко.- Журнал « начальная школа» №3, 2000
  2. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
  3. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1976.
  4. Успенский Л. В. Ты и твое имя. Имя дома твоего. – Л.: Детская литература, 1972.