Цели.
- oбобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном;
- повторить правило правописания заглавной буквы в именах собственных;
- отработать навыки распознавания имен существительных в предложении (в случаях, когда имя существительное употреблено в косвенном падеже);
- развивать интерес к художественному слову.
Учебные материалы.
- учебник "Русский язык" (авт. Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова);
- таблица "Имя существительное" (см. приложение 1);
- рисунки (солнце, арбуз, кошка, корова, мяч, флаг, мальчик);
- таблица со словарными словами.
Ход урока
1. Организационный момент. Введение в тему урока.
Учитель. Сегодня мы вспомним все, что знаем об имени существительном. У нас на уроке гость. Попробуйте угадать его.
Учитель. Назовите согласный звук парный звуку [ф].
Дети. [в].
Учитель. Дайте его характеристику.
Дети. Согласный, звонкий, твердый.
Учитель. Обозначьте его буквой.
Дети. Вэ
Учитель. Назовите первый звук в слове "льдина".
Дети. [л']
Учитель. Дайте его характеристику.
Дети. Согласный, звонкий, мягкий.
Учитель. Обозначьте звук буквой.
Дети. Эль.
Учитель. Назовите букву, которая в алфавите стоит перед буквой П.
Дети. О. Учитель. Назовите букву, которая в алфавите стоит за буквой Р.
Дети. Эс.
Учитель. Назовите гласный звук в слове мед.
Дети. О
Учитель. Обозначьте его буквой, если бы этот звук стоял после твердого согласного звука.
Дети. О. На магнитной доске появляются буквы: В Л О С О.
Учитель. А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Что получилось?
Дети. Слово.
Учитель. Правильно: слово. Это и есть наш сегодняшний гость. Что вы знаете о слове?
Дети. Из слов состоит наша речь. У каждого слова свое значение.
Учитель. А бывает ли у слова цвет, запах, вкус, свой характер?
Дети. Нет.
Дети. А может быть есть (обязательно в классе найдется несколько человек, которые выскажут данное сомнение).
2. Чистописание.
Учитель. Наш первый гость---слово "солнце". Солнце---это слово лучистое (рисунок). С этим словом мы выполним задание по чистописанию:
Сlосlо с с / / с с / / с с / / се св со сл ол нц це ышк солнце солнышко
Учитель. К какой части речи относится слово "солнце"? Д
ети. Имя существительное.
Учитель. Что называется именем существительным?
Дети. Имя существительное---это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
На таблице открываются верхние строки: Имя существительное часть речи кто? что? Предмет
Учитель: Прочитайте предложение. ( запись на доске) .ссалк шан в олунялгаз ецнлоС
Дети: Солнце заглянуло в наш класс.
Учитель: Запишите предложение. Подчеркните главные члены.
Дети: В этом предложении говорится о солнце, что? солнце, это подлежащее, подчеркнем одной чертой. Солнце (что сделало?) заглянуло, это сказуемое, подчеркнем двумя чертами.
Учитель: Какой частью речи выражено подлежащее?
Дети: Именем существительным.
3. Работа со словарными словами.
Учитель. А слово арбуз--- полосатое (картинка). Оно также словарное. Читаем орфографически словарные слова: картофель, капуста, морковь, помидор, арбуз, сорока, ворона, корова, заяц, медведь (словарные слова записаны на отдельном листе столбиком).
Чтение словарных слов орфографически 3 раза.
Учитель: С красной строки по памяти запишите прочитанные слова, постарайтесь записать не меньше 7 слов.
Проверка:
---Назовите слова, в которых мы запоминаем безударную непроверяемую гласную "а".
---Назовите слова, в которых запоминается сочетание -оро-.
---Назовите слова, в которых непроверяемая безударная гласная во втором слоге.
Учитель: На какие две группы можно разделить записанные словарные слова?
Дети: На одушевленные и неодушевленные.
Учитель: Какие существительные называются одушевленными.
Дети: Одушевленными существительными называются те, которые отвечают на вопрос кто?
Учитель: Какие существительные называются неодушевленными?
Дети: Неодушевленными существительными называются те, которые отвечают на вопрос что?
Учитель: Прочитайте одушевленные имена существительные.
Дети: Сорока, ворона, корова, заяц, медведь.
Учитель: Прочитайте неодушевленные имена существительные.
Дети: Картофель, капуста, морковь, помидор, арбуз.
На таблице открываются следующие строки:
Существительные бывают:
одушевленные
Кто?
(люди, животные)и неодушевленные
Что?
4. Закрепление по теме: "Заглавная буква в именах собственных".
Учитель: А к нам спешат новые гости: Кошка---слово пушистое, Корова---слово рогатое . (рисунки) А щенок---слово какое? (дети: веселое, забавное, игривое, пушистое, милое, любимое, шумное) А собака? (дети: верное, умное, доброе, преданное) А овечка? (дети: теплое, шерстяное, неторопливое, кудрявое, жующее) А петух? (дети: задиристое, громкое, важное) Объясните, какие слова пишутся с заглавной буквы (запись на доске):
(К,к)от (М,м)аркиз; (С,с)обака (Б,б)елка; (Щ,щ)енок (Д, д)ымок, (К,к)онь (Б,б)уян; (К,к)орова (К,к)расавка; (К,к)урица (Х,х)охлатка; (К,к) ошка (М,м)урка.
Учитель: Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Дети: Клички животных, имена, фамилии, отчества, географические названия.
Учитель: Как они называются?
Дети: Собственные.
На таблице открываются следующие строки: Существительные бывают: Собственные и нарицательные фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия
5. Игра "Третий лишний"
Учитель: Мяч --- это слово веселое (картинка)
Запись на доске: маш:на, мыш:, уч:ница елоч:ка, Ноч:ка, (Б,б)арсик
Учитель: Прочитайте слова первой строчки, вставьте пропущенные буквы. Назовите лишнее слово.
Дети: -ученица-словарное слово -мыши---множественное число -машина---неодушевленное существительное
Учитель: Превратите неодушевленное существительное в одушевленное.
Дети: кто? машинист
Учитель: Прочитайте слова второй строчки, вставьте пропущенные буквы. Назовите лишнее слово.
Дети: Елочка---нарицательное
Учитель: Можно ли нарицательное имя существительное превратить в собственное?
Дети: Да. Если Елочкой назвать домашнее животное, например, корову.
6. Физкультминутка.
Учитель: Кирпич ---это слово тяжелое. (картинка) Снимаем тяжесть с нашего тела: ---вращение головой: ---руки на талии, распрямили плечи, потерли лопатки друг о друга; ---наклоны вперед, назад; ---наклоны вправо, влево; ---прыжки на месте; ---упражнение на дыхание.
7. Закрепление по теме: "Изменение имен существительных по числам".
Учитель: Наш шестой гость. Флаг---это слово гордое. (картинка)
Запись на доске: Флот плывет к родной земле. Флаг на каждом корабле.
Учитель: Назовите имена существительные.
Дети: Флот, земля, флаг, корабль.
Учитель: В каком числе стоят имена существительные?
Дети: В единственном.
Учитель: Как вы это определили?
Дети: Эти существительные обозначают один предмет.
Учитель: Поставьте эти существительные во множественное число и запишите с красной строки.
Учитель: Как изменяются имена существительные?
Дети: По числам.
На таблице открываются новые строки:
Существительные изменяются по числам
ед. ч. мн. ч. один предмет более одного
8. Закрепление по теме: "Род имен существительных".
Учитель: И наш последний гость. Друг---это слово прекрасное. (картинка)
Учитель: Какие еще прекрасные слова вы знаете?
Дети: Мама, мир, небо, доброта, книга, друг, школа, чудо, дерево, лес, жизнь.
Учитель: Сейчас мы распределим их по родам. Каких трех родов бывают имена существительные?
Дети: Мужского, женского, среднего.
Учитель: Как определить род имен существительных?
Дети: Мужской род---мой,он; женский род---моя, она; средний род---мое, оно.
На таблице открываются новые строки:
Существительные бывают:
м. р.
он, мойж. р.
она, мояср. р.
оно, мое
Учитель: Самостоятельно распределите "прекрасные" слова по родам.
Проверка самостоятельной работы в парах.
9. Подведение итогов.
Учитель: Что называется именем существительным? (дети: см. таблицу "Имя существительное". Приложение № 1)
Учитель: Сколько существительных написали за урок? (для справки: ученые подсчитали, что половина слов в русском языке---имена существительные)
Учитель: Так бывают у слова цвет, запах, вкус, свой характер?
Дети: Да!
Учитель: Правильно, бывают, если это слово---поэтическое. Давайте вместе прочитаем стихотворение Генриха Сапгира "Слова бывают разные" (см. Приложение № 2)
Учитель объявляет оценки.
Домашнее задание: упражнение из учебника, в котором повторяется правило правописания слов с заглавной буквы или продолжить стихотворение Г. Сапгира.
Литература.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы. -- М., 1991
- Канакина В. П. Радость познания в слове.-- М., 1996
- Литература и фантазия.-- М., 1992
- Львов М. Р. Правописание в начальной школе.-- М., 1990
- Превращение слов. -- М., 1991
- Тоцкий П. С. Орфография без правил.-- М., 1991
- Чуковский К. И. Живой как жизнь. -- М., 1966