Урок русского языка по теме "Имя существительное" (повторение), 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели.

  • oбобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном;
  • повторить правило правописания заглавной буквы в именах собственных;
  • отработать навыки распознавания имен существительных в предложении (в случаях, когда имя существительное употреблено в косвенном падеже);
  • развивать интерес к художественному слову.

Учебные материалы.

  • учебник "Русский язык" (авт. Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова);
  • таблица "Имя существительное" (см. приложение 1);
  • рисунки (солнце, арбуз, кошка, корова, мяч, флаг, мальчик);
  • таблица со словарными словами.

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

Учитель. Сегодня мы вспомним все, что знаем об имени существительном. У нас на уроке гость. Попробуйте угадать его.

Учитель. Назовите согласный звук парный звуку [ф].

Дети. [в].

Учитель. Дайте его характеристику.

Дети. Согласный, звонкий, твердый.

Учитель. Обозначьте его буквой.

Дети. Вэ

Учитель. Назовите первый звук в слове "льдина".

Дети. [л']

Учитель. Дайте его характеристику.

Дети. Согласный, звонкий, мягкий.

Учитель. Обозначьте звук буквой.

Дети. Эль.

Учитель. Назовите букву, которая в алфавите стоит перед буквой П.

Дети. О. Учитель. Назовите букву, которая в алфавите стоит за буквой Р.

Дети. Эс.

Учитель. Назовите гласный звук в слове мед.

Дети. О

Учитель. Обозначьте его буквой, если бы этот звук стоял после твердого согласного звука.

Дети. О. На магнитной доске появляются буквы: В Л О С О.

Учитель. А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Что получилось?

Дети. Слово.

Учитель. Правильно: слово. Это и есть наш сегодняшний гость. Что вы знаете о слове?

Дети. Из слов состоит наша речь. У каждого слова свое значение.

Учитель. А бывает ли у слова цвет, запах, вкус, свой характер?

Дети. Нет.

Дети. А может быть есть (обязательно в классе найдется несколько человек, которые выскажут данное сомнение).

2. Чистописание.

Учитель. Наш первый гость---слово "солнце". Солнце---это слово лучистое (рисунок). С этим словом мы выполним задание по чистописанию:

Сlосlо с с / / с с / / с с / / се св со сл ол нц це ышк солнце солнышко

Учитель. К какой части речи относится слово "солнце"? Д

ети. Имя существительное.

Учитель. Что называется именем существительным?

Дети. Имя существительное---это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

На таблице открываются верхние строки: Имя существительное часть речи кто? что? Предмет

Учитель: Прочитайте предложение. ( запись на доске) .ссалк шан в олунялгаз ецнлоС

Дети: Солнце заглянуло в наш класс.

Учитель: Запишите предложение. Подчеркните главные члены.

Дети: В этом предложении говорится о солнце, что? солнце, это подлежащее, подчеркнем одной чертой. Солнце (что сделало?) заглянуло, это сказуемое, подчеркнем двумя чертами.

Учитель: Какой частью речи выражено подлежащее?

Дети: Именем существительным.

3. Работа со словарными словами.

Учитель. А слово арбуз--- полосатое (картинка). Оно также словарное. Читаем орфографически словарные слова: картофель, капуста, морковь, помидор, арбуз, сорока, ворона, корова, заяц, медведь (словарные слова записаны на отдельном листе столбиком).

Чтение словарных слов орфографически 3 раза.

Учитель: С красной строки по памяти запишите прочитанные слова, постарайтесь записать не меньше 7 слов.

Проверка:

---Назовите слова, в которых мы запоминаем безударную непроверяемую гласную "а".

---Назовите слова, в которых запоминается сочетание -оро-.

---Назовите слова, в которых непроверяемая безударная гласная во втором слоге.

Учитель: На какие две группы можно разделить записанные словарные слова?

Дети: На одушевленные и неодушевленные.

Учитель: Какие существительные называются одушевленными.

Дети: Одушевленными существительными называются те, которые отвечают на вопрос кто?

Учитель: Какие существительные называются неодушевленными?

Дети: Неодушевленными существительными называются те, которые отвечают на вопрос что?

Учитель: Прочитайте одушевленные имена существительные.

Дети: Сорока, ворона, корова, заяц, медведь.

Учитель: Прочитайте неодушевленные имена существительные.

Дети: Картофель, капуста, морковь, помидор, арбуз.

На таблице открываются следующие строки:

Существительные бывают:

одушевленные
Кто?
(люди, животные)
и неодушевленные
Что? 

4. Закрепление по теме: "Заглавная буква в именах собственных".

Учитель: А к нам спешат новые гости: Кошка---слово пушистое, Корова---слово рогатое . (рисунки) А щенок---слово какое? (дети: веселое, забавное, игривое, пушистое, милое, любимое, шумное) А собака? (дети: верное, умное, доброе, преданное) А овечка? (дети: теплое, шерстяное, неторопливое, кудрявое, жующее) А петух? (дети: задиристое, громкое, важное) Объясните, какие слова пишутся с заглавной буквы (запись на доске):

(К,к)от (М,м)аркиз; (С,с)обака (Б,б)елка; (Щ,щ)енок (Д, д)ымок, (К,к)онь (Б,б)уян; (К,к)орова (К,к)расавка; (К,к)урица (Х,х)охлатка; (К,к) ошка (М,м)урка.

Учитель: Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Дети: Клички животных, имена, фамилии, отчества, географические названия.

Учитель: Как они называются?

Дети: Собственные.

На таблице открываются следующие строки: Существительные бывают: Собственные и нарицательные фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия

5. Игра "Третий лишний"

Учитель: Мяч --- это слово веселое (картинка)

Запись на доске: маш:на, мыш:, уч:ница елоч:ка, Ноч:ка, (Б,б)арсик

Учитель: Прочитайте слова первой строчки, вставьте пропущенные буквы. Назовите лишнее слово.

Дети: -ученица-словарное слово -мыши---множественное число -машина---неодушевленное существительное

Учитель: Превратите неодушевленное существительное в одушевленное.

Дети: кто? машинист

Учитель: Прочитайте слова второй строчки, вставьте пропущенные буквы. Назовите лишнее слово.

Дети: Елочка---нарицательное

Учитель: Можно ли нарицательное имя существительное превратить в собственное?

Дети: Да. Если Елочкой назвать домашнее животное, например, корову.

6. Физкультминутка.

Учитель: Кирпич ---это слово тяжелое. (картинка) Снимаем тяжесть с нашего тела: ---вращение головой: ---руки на талии, распрямили плечи, потерли лопатки друг о друга; ---наклоны вперед, назад; ---наклоны вправо, влево; ---прыжки на месте; ---упражнение на дыхание.

7. Закрепление по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Учитель: Наш шестой гость. Флаг---это слово гордое. (картинка)

Запись на доске: Флот плывет к родной земле. Флаг на каждом корабле.

Учитель: Назовите имена существительные.

Дети: Флот, земля, флаг, корабль.

Учитель: В каком числе стоят имена существительные?

Дети: В единственном.

Учитель: Как вы это определили?

Дети: Эти существительные обозначают один предмет.

Учитель: Поставьте эти существительные во множественное число и запишите с красной строки.

Учитель: Как изменяются имена существительные?

Дети: По числам.

На таблице открываются новые строки:

Существительные изменяются по числам

ед. ч. мн. ч. один предмет более одного

8. Закрепление по теме: "Род имен существительных".

Учитель: И наш последний гость. Друг---это слово прекрасное. (картинка)

Учитель: Какие еще прекрасные слова вы знаете?

Дети: Мама, мир, небо, доброта, книга, друг, школа, чудо, дерево, лес, жизнь.

Учитель: Сейчас мы распределим их по родам. Каких трех родов бывают имена существительные?

Дети: Мужского, женского, среднего.

Учитель: Как определить род имен существительных?

Дети: Мужской род---мой,он; женский род---моя, она; средний род---мое, оно.

На таблице открываются новые строки:

Существительные бывают:

м. р.
он, мой
ж. р.
она, моя
ср. р. 
оно, мое

Учитель: Самостоятельно распределите "прекрасные" слова по родам.

Проверка самостоятельной работы в парах.

9. Подведение итогов.

Учитель: Что называется именем существительным? (дети: см. таблицу "Имя существительное". Приложение № 1)

Учитель: Сколько существительных написали за урок? (для справки: ученые подсчитали, что половина слов в русском языке---имена существительные)

Учитель: Так бывают у слова цвет, запах, вкус, свой характер?

Дети: Да!

Учитель: Правильно, бывают, если это слово---поэтическое. Давайте вместе прочитаем стихотворение Генриха Сапгира "Слова бывают разные" (см. Приложение № 2)

Учитель объявляет оценки.

Домашнее задание: упражнение из учебника, в котором повторяется правило правописания слов с заглавной буквы или продолжить стихотворение Г. Сапгира.

Литература.

  1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы. -- М., 1991
  2. Канакина В. П. Радость познания в слове.-- М., 1996
  3. Литература и фантазия.-- М., 1992
  4. Львов М. Р. Правописание в начальной школе.-- М., 1990
  5. Превращение слов. -- М., 1991
  6. Тоцкий П. С. Орфография без правил.-- М., 1991
  7. Чуковский К. И. Живой как жизнь. -- М., 1966