Оборудование:
- Доска
- 2 конверта с вложенным текстом для Конкурса капитанов
- 2 конверта с заданием для Творческого конкурса
- Экран
- Мультимедийный проектор
- Ноутбук
Цели игры:
- Учебные: проверить уровень полученных знаний и стимулировать самостоятельное изучение материала;
- Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, логического мышления, сообразительности и коммуникабельности;
- Воспитательные : приобретение опыта публичных выступлений, стратегического поведения личности и команды в меняющихся условиях; привитие любви к Великому русскому языку.
Правила игры:
- В игре принимает участие две команды по 7 человек. Право первого хода определяет жребий.
- В конкурсах обязан принять участие каждый член команды.
- До игры определяется капитан команды.
- Жюри оценивает каждый ответ в баллах (количество баллов зависит от вида конкурса -от 1 до 5 баллов). Если команда не дала ответ на вопрос, она ничего не получает.
- На обдумывание отводится от 10 секунд (в устных конкурсах) до 20 минут(творческий тур).
Ход игры
Ведущий:
Добрый день, уважаемые гости нашего конкурса, дорогое жюри и, конечно, наши игроки! Без сомнения, всех нас здесь объединяет любовь к русскому языку и, очень бы хотелось, хорошее знание теории и практики русского языка. Давайте познакомимся с нашими игроками:
-Представление игроков и капитана 1 команды;
-Представление игроков и капитана 2 команды;
А теперь разрешите представить наше глубокоуважаемое жюри:
-Представление членов жюри.
Теперь, когда все мы знакомы. Пришло время для Первого конкурса.
Разминка
Правильный ответ - 1 балл (максимальное количество - 10 баллов).
Время на обдумывание каждого вопроса - 10 секунд. От каждой команды приглашаются по два игрока.. (Слайд 2)
Вопросы и задания:
- Продолжите фразу: существительные изменяются по числам и :? (падежам)
- Что значит слово ВЫЯ? (Шея)
- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
- Какого спряжения слово Зажечь? (1 спряжение)
- Образуйте существительное от прилагательного ЯСНЫЙ? (Ясность)
- Как звучит слово МЕТРО во множественном числе? (Метро)
- какой знак препинания стоит в конце побудительного, невосклицательного предложения? (Точка)
- Назовите разряд по значению местоимения ТВОЙ?(Притяжательное)
- Назовите корень слова ПРИХОТЛИВЫЙ?(Хот)
- Как называется троп, основанный на художественном преувеличении? (Гипербола)
- Продолжите фразу: Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и:? (родам)
- Какой знак препинания вы поставите в предложении Я ЗНАЮ ГОРОД БУДЕТ? (:)
- Какое слово не может быть вводным: КАК БУДТО или ЗНАЧИТ? (Как будто)
- Назовите разряд по значению прилагательного КРИЛИЧИЙ? (Притяжательное)
- Как прозвучит слово БЕДРО во множественном числе? (Бедра)
- Слитно, раздельно или через дефис пишется слово ПОЛ-ЛИТРОВЫЙ? (Через дефис)
- Какой фонетический процесс происходит в слове МОРОЗ? (Оглушение)
- Образуйте существительное от прилагательного СОСНОВЫЙ? (Сосняк)
- Выделить корень слова СВИДЕТЕЛЬ? (Вид)
- Троп, основанный на переносе значения по принципу сходства явлений, называется:? (Метафора)
Пословицы
Правильный ответ - 1 балл (максимальное количество - 7 баллов). Время на обдумывание каждого вопроса - 2 минуты. От каждой команды приглашаются по два человека. Раздать 2 чистых листа.
Задание: закончите пословицу или поговорку. (Слайд 3, 4)
Материал для игры:
- Не мил и свет, : (когда друга нет)
- Писать - : (не языком чесать)
- Много ученых, : (мало смышленых)
- Умный любит учиться, :(а дурак - учить)
- Лучше споткнуться ногою, : (нежели словом)
- Злой плачет от зависти, : (а добрый - от радости)
- Без наук : (как без рук).
Творческий тур.
Время создания творческой работы - 20 минут. Приглашается 1 человек от каждой команды. Максимальное количество баллов - 10 (по решению жюри). Раздаются конверты с заданиями. (Слайд 5, 6). Задание одинаковое: создать творческую работу от имени языка (объем и жанр определяется самим игроком).
Правильный ответ - 1 балл (максимальное количество - 15 баллов). Время на обдумывание каждого вопроса - 10-15 секунд. От каждой команды приглашаются по 2 человека. Начинает лидирующая команда. (Слайды 7, 8).
Правила: В таблице названия разделов, в каждом разделе по 3 вопроса данной темы.
Вопросы и задания:
Графика
(Слайд 9)
1. Как в русской азбуке называлась эта буква К? (Како)
2. На основе какого алфавита создана русская азбука? (Греческого)
3. В каком году была проведена последняя реформа русского алфавита? (1918)
Лексикография
(Слайд 10)
1. Кто является создателем самого богатого толкового словаря русского языка на сегодняшний день? (В.И.Даль)
2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)
3. В.Виноградов и Тихонов: какой словарь создали эти ученые? (Словообразовательный)
Лексика
(Слайд 11)
1. Как называются заимствования из французского языка? (Галлицизмы)
2. ЖГУТ листья и наложить ЖГУТ: как называется подобное явление в лексике? (Омоформы)
3. К какому типу лексических единиц относятся слова КЛЕВЫЙ, ТУСОВКА, КРУТОЙ ПАЦАН? (Жаргонизмы)
Словообразование
(Слайд 12)
1. Как называется способ образования слова КВН? (Аббревиатура)
2. Слова ЛОМКА и ЛОМКОСТЬ образованы от одной основы? (Нет)
3. Каким способом образовано слово БЕЗВЕРИЕ? (прист.-суффиксальным)
Фонетика
(Слайд 13)
1. Проиллюстрируйте примерами следующее чередование согласных Т/Ч/Щ (Свет- свеча - освещение)
2. Дайте фонетическую характеристику первого звука в слове СШИТЬ (Ш -согласный, твердый, небный, глухой, парный)
3. В каких словах звук Ж- твердый, непарный произносится по орфоэпической норме мягко? (Вожжи, дрожжи)
Морфология
(Слайд 14)
1. Какого рода существительное ЗУБРИЛА? (Общего)
2. Какими частями речи может быть слово ЛИ? (Союз, частица)
3. В предложении ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН слово ОДИН относится к какой части речи? (Существительное)
Морфемика
(Слайд 15)
1. Назовите слово с приставкой СУ? (Сумрак)
2. Одинаковы ли окончания в словах СИНИЙ И ЛИСИЙ? (Нет)
3. Продолжите определение: Основа слова - эта .. (часть слова без окончания и формообразовательного суффикса).
Синтаксис
(Слайд 16)
1. Укажите тип связи в словосочетании ЕГО УБЕЖДЕНИЕ? (Примыкание)
2. Дайте характеристику предложения ТЕЛЕФОН-АВТОМАТ У ПОВОРОТА? ( Повествовательное, невосклицательное простое предложение, двусоставное, неполное, распространенное, осложненное приложением)
3. Какой тип сказуемого в следующем предложении: ЕГО ДУША БЫЛА СОГРЕТА УЛЫБКОЙ ДРУГА, ЛАСКОЙ ДЕВ? ( СИС)
Стилистика
(Слайд 17)
1. Что такое эпистолярный жанр? (Жанр письма)
2. Укажите средство выразительности в предложении ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ? (Метонимия)
3. Как называется подобная речевая ошибка: НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР, ВЗАИМНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО? (Плеоназм)
Фразеология
(Слайд 18)
1. Объясните смысл фразеологизма ОТ АЛЬФЫ ДО ОМЕГИ? (От начало до конца)
2. Укажите источник крылатого выражения ДИСТАНЦИЯ ОГРОМНОГО РАЗМЕРА? (Грибоедов "Горе от ума")
3. Подберите фразеологизм со значением ЛЬСТИТЬ. (Рассыпаться мелким бесом)
КОНКУРС КАПИТАНОВ
(Слайды 19, 20)
Максимальное количество баллов - 10 (по решению жюри). Время выполнения - 15 минут. Задание: охарактеризовать текст, указать средства выразительности. Раздаются 2 конверта с заданиями. Текст одинаковый:
Подсвечник
Старый Подсвечник, немало поработавший на ниве освещения, никак не может понять новых веяний.
- Конечно, сегодняшние лампочки - светлые головы, - соглашается он. - Но в наше время свечи жили иначе. Они знали свое место, не рвались на потолок, а между тем буквально заплывали жиром.
Ф.Кривин.
Проверка конкурса творческих работ
(Слайды 5,6)
Практический тур
(Слайд 21)
Правильный ответ - 1 балл (максимальное количество -7 баллов). Время на выполнение задания - 7 минут. Задание выполняет вся команда. Задания одинаковые.
Задания:
1. (Слайд 22) Расставьте ударения в следующих словах: ЖАЛЮЗИ, КОЛЛЕДЖ, КОРЫСТЬ, СОГЛЯДАТАЙ.
2. (Слайд 23) Вставьте пропущенные буквы: ВИ(О)Л(О)НЧЕЛЬ, КАК(О)ФОНИЯ, ЯРМ(А)РОЧНЫЙ, ПР(Е)ТЕНЗИЯ.
3. (Слайд 24) Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните лишнее слово: ТОРФЯНОЙ, ГЛИНЯНЫЙ, СТРЕЛЯНЫЙ, ЛЕДЯНОЙ.
4. (Слайд 25) Подберите синоним к выделенному слову: ТОНКАЯ наблюдательность
5. (Слайд 26) Образуйте от данного слова нарицательное существительное со значением житель данного города: АРХАНГЕЛЬСК.
6. (Слайд 27) Расставьте знаки препинания:
Когда я вижу вокруг себя(,) как люди(,) не зная(,) куда девать свободное время(,) изыскивают самые жалкие занятия и развлечения(,) я разыскиваю книгу и говорю внутренне(:) этого одного довольно на целую жизнь.
Ф.М.Достоевский.
7. (Слайд 28) Восстановите исходную форму цитаты: ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА - (не зарастет народная тропа).
Конкурс ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ.
(Слайд 29)
Правильный ответ - 1 балл (максимальное количество -7 баллов). Время на обдумывание каждого вопроса - 10 секунд. От каждой команды приглашается 1 человек. Задание: на каждый вопрос ведущего нужно дать ответ ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ.
Вопросы для 1 команды (слайды 30,31):
1. Слова СЛАДКИЙ и СОЛЕНЫЙ исторически однокоренные? (Да)
2. Есть такой суффикс КОМ? (Да)
3. Слово ЦИВИЛЬ в словаре Даля определяется как ВОРОБЕЙ? (Да)
4. Наречие - служебная часть речи? (Нет)
5. Во фразеологизме СТОЯТЬ У КОРМИЛА, кормило - это руль? (Да)
6. КИРИЛЛИЦА -это один из жанров фольклора? (Нет)
7. Этимология слова СЕРЖАНТ восходит к слову РАБ? (Да).
Вопросы для 2 команды (слайды 32,33):
1. Слова ВРАЧ и ВРАТЬ исторические родственники? (Да)
2. Союзы могут быть образованы от деепричастий? (Да)
3. В словаре Даля есть определение слова ЧЕБУРАШКА? (Да)
4. Название населенного пункта ЦАРСКОЕ СЕЛО правильно было бы написать так: СААРСКОЕ СЕЛО? (Да)
5. Бывает нулевой корень? (Да)
6. Во фразеологизме ГОЛ КАК СОКОЛ, сокол - эта чугунная болванка? (Да)
7. ПИЛИГРИМ - прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом? (Нет).
Итог.
(Слайд 34)
Прослушать мнение жюри. Награждение победившей команды.