Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью

Разделы: Работа с дошкольниками


"Я не боюсь ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка - это
важнейший труд воспитателя"
В.А.Сухомлинский.

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В этот период у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствовании и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Поэтому одно из приоритетных направлений педагогической деятельности мы выбрали - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Работа начинается с создания предметно-развивающей среды. В группе имеется традиционный физкультурный инвентарь. А также изготовлено нестандартное спортивно-игровое оборудование: ребристые доски, массажные дорожки (со следами и пуговицами), кольцеброс, "скакалка - тяжеловес", "гусеница" и "мягкая мишень". Отдельно выделен "Уголок Здоровья", где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры, массажёры и схемы проведения дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз), которые дети используют как с помощью взрослых, так и самостоятельно.

На территории участка и спортивной площадки детского сада предметно-развивающая среда организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников и стимулирования двигательной активности детей.

Главную роль в сохранении и укреплении здоровья играет проведение с детьми специально организованных занятий. Для этого используются методические разработки "Обеспечение безопасности жизни в ДОУ" М.А.Фисенко и "Развивающие занятия по укреплению здоровья и профилактики вредных привычек у старших дошкольников" Н.Ф.Дик, Е.В.Жердевой.

Данный этап реализуется по формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему это делать, затем научи в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на основе представлений о самом себе и на своих физических и личностных возможностях.

Через активное участие в образовательном процессе дети лучше осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нём.

Занятия по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью начинаются с младшей группы. На них закрепляем с детьми полученные знания через разнообразные виды деятельности: познавательные беседы, чтение художественной литературы, экспериментирование и опыты. При провидении итогового занятия в подготовительной группе "Мои защитники: кожа, ногти, волосы" дети превратились в учёных для проведения опытов в лаборатории.

Так же, на занятиях дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, приёмы физиологического и психологического расслабления и точечного массажа. Воспитанники освоили приемы массажа "9 волшебных точек" по методике А.А.Уманской, которые повышают защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся сухо, перед выполнением создается соответствующий эмоциональный настрой, предложив детям игры: "Заводим машину", "Буратино", "Солнечные зайчики".

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Играя в сюжетно-ролевую игру "Больница", "Скорая помощь", "На приеме у доктора Айболита", у детей расширяются знания о работе врача.

Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Необходимо отметить, что работа с детьми не ограничивается учебным годом и не прекращается с наступлением летнего оздоровительного периода, так как в летний период расширяются возможности по оздоровлению. В течение всех летних месяцев активно проводится работа по закаливанию. Система закаливания разработана так, что ребёнок от щадящих процедур переходит к более жёстким, при постепенном расширении зоны воздействия и увеличении времени воздействия. Например, в младших группах дети начинают с босохождения и постепенно переходят к ходьбе по мокрым дорожкам, а в средней группе к контрастным ваннам. В старшей группе - от игр с водой к умыванию рук до локтя. Затем к обширному умыванию рук и груди и к растиранию мокрым полотенцем. От смены температурного режима во время сна - до сна без маек с доступом свежего воздуха, от полоскания полости рта - до полоскания горла солёной водой и отварами трав и рассасывания фитольдинок. В работе успешно реализуем одну из оздоровительных технологий - натурпатия, принцип которой заключается в следующем: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно - луковых закусок, гренок и бутербродов перед обедом, ношение чесночных бус.

Таким образом, планомерная и систематическая работа по развитию представлений об организме человека, в которой ребёнок выступает исследователем, способствует формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью, позволила научить детей:

  • понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств и ухода за ними;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;
  • узнавать предметы, необходимые для поддержания здорового образа жизни; профессии, обеспечивающие здоровье человека; услуги, которые могут оказать специалисты, врачи;
  • обучаться выполнять приёмы самомассажа, различные гимнастики (пальчиковой, адаптационной, для глаз и т. д.). Усвоить, какие привычки и почему представляют вред для здоровья и как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

Для проведения оздоровительной работы и развития двигательных навыков каждого ребёнка очень важное значение имеет взаимодействие со специалистами детского сада. На медико-педагогическом консилиуме обсуждаются индивидуальные особенности, состояние здоровья детей, причины частых заболеваний ребенка. Так же ведется тетрадь взаимодействия со специалистами, в которой прописывается индивидуальные занятия с детьми. Эта работа помогает избирать педагогически грамотные методы и приемы.

Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой и плаванием. Выполняя физические упражнения, у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота. Они на практике узнают о пользе физкультуры для их здоровья. Для закрепления полученных знаний проводятся спортивные праздники, например, "Дружно, весело играя, мы здоровья прибавляем!" и "Папа, мама, я - спортивная семья!".

Но ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с родителями в следующем направлении:

  • знакомство родителей с результатами диагностики физического и психического развития ребёнка, его актуальным уровнем и зоной его ближайшего развития;
  • проведение целенаправленной санпросвет работы в группе;
  • обучение родителей конкретным практическим приёмам и методам сохранения и укрепления здоровья.

С этой целью используются традиционные формы работы:

  • информация в родительских уголках с материалами на оздоровительную тематику;
  • коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации всеми специалистами, семинары-практикумы, совместные праздники, досуги, развлечения.

Также и нетрадиционные мероприятия:

  • тематические дни "День Здоровья", "Самый вкусный день в году" (посвящённый рациональному питанию как способу сохранения здоровья, с непосредственным участием родителей);
  • выпуск газеты для детей и родителей "Здоровей-ка".

Интересной формой обучения родителей практическим приёмам традиционного и нетрадиционного оздоровления является работа родительского клуба "Заботливые родители". Тему занятия клуба выбирают сами родители через анкетирование или "Книгу предложений". В теоретической части с родителями проводится тематическая беседа или сообщение специалиста (врача, психолога, логопеда, дефектолога). В практической части подключаются дети для совместного выполнения оздоровительных упражнений. Такие занятия родительского клуба приносят ощутимые результаты по сохранению и укреплению здоровья детей.

В результате сотрудничества родителей и педагогов детского сада каждый ребенок имеет возможность сохранить и укрепить свое здоровье.

Этому свидетельствует график снижения заболеваемости детей.