Цель урока: отработать алгоритм учебного действия с изученным понятием, сформировать умение выделять это понятие среди других, освоить традиции употребления и нормы литературного языка, организовать на занятии речевую практику.
I. Оргмомент. Самостоятельно сформулировать задачу урока "Обособление определений и приложений".
II. Проверка домашнего задания в виде уплотненного опроса.
А) Устный и письменный индивидуальный опрос.
Б) Графический диктант.
Составить на основе домашней работы словарный диктант из пяти - семи слов, обосновать свой выбор и самостоятельно провести его с классом в начале следующего урока. Подобрать по три интересных вопроса или задания по ранее изученным темам, разобрать на доске предложения. Группа учащихся работает по карточкам. Класс в это время пишет графический диктант.
Карточка №1. Внимательно прочитайте предложения, прислушиваясь к интонации обособления. Составьте графические схемы к данным предложениям. В схемах укажите грамматическую основу и обособленный оборот, с помощью условных обозначений и сокращений объясните постановку знаков препинания.
- Пушкин создал русский литературный язык, выразив суть русского национального характера. (Д. Благой)
- Его разговор, свободный и любезный, скоро рассеял одичалую застенчивость. (А. Пушкин).
Сделать вывод о постановке знаков препинания при обособленных оборотах.
Карточка №2. Какое синтаксическое явление объединяет эти предложения?
- Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. (А.Пушкин)
- В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. (А. Пушкин).
Ответить на вопросы, подготовленные учащимися, отрецензировать ответы.
III. Закрепление изученного материала, организация лингвистического исследования текста.
Слово учителя. Перед нами два письма: одно продиктовано единственному в Кистеневке грамотею нянькой Дубровского, Ориной, а другое - записано со слов Арины Родионовны Яковлевой. Сравните их. Выделите в них стилевые черты. Определите, есть ли в текстах предложения, осложненные обособленными оборотами. Обратите внимание на то, как похожи добрые, заботливые письма двух любящих нянь. И в повести "Дубровский", и в романе "Евгений Онегин", и в трагедии "Борис Годунов", и в сказках Пушкина мы отыщем едва заметные следы дружбы поэта и его няни, которая пела ему русские песни и рассказывала сказки.
Задание 1. Выразительно прочитайте тексты. Проведите частичный стилистический анализ.
Для этого:
а) определите, как и в каких условиях происходит общение между собеседниками;
б) выделите основные стилевые черты двух текстов; в) укажите те языковые средства (лексические, словообразовательные, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данных текстах стилевые черты.
Задание проводится дифференцированно.
- "Государь ты наш. Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он совсем плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать под начало Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы-дескать ихние, а мы искони ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева:"
- " Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже нас не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой милый ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю: Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться : Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько: Я, слава Богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна".
Организация сопутствующего повторения: анализ композиции и особенностей жанра письменной речи - письма: разговорная и просторечная лексика, уменьшительно-ласкательные суффиксы, частое употребление личных местоимений, глаголов, обилие обращений и приложений, частиц, редкое использование причастных и деепричастных оборотов, использование сложных предложений.
Назвать обращения, определяя, чем они выражены, а также обособленные и необособленные приложения, пояснить расстановку знаков препинания; определить параллельную или цепную связь и средства связи предложений в текстах (повторяющиеся слова, местоимения, синонимы).
Обобщающее слово учителя:
- о непринуждённости, эмоциональности повествования, простоте и естественности стиля, то, что ценил в русской разговорной речи А. Пушкин;
- о том значительном вкладе, который внёс поэт в развитие родной словесности. Разговорный язык народа, "не читающего иностранных книг и, слава богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке", достоин, по мнению поэта, глубочайших исследований, потому что именно в народе " говорят удивительно чистым и правильным языком": "Мы не только ещё не подумали приблизить поэтический слог к благородной простоте, - писал Пушкин,- но и прозе стараемся придать напыщенность". А преклонение перед французским языком и пренебрежение русским только замедляли развитие речи - в этом Пушкин был убежден. Благодаря своему прародителю, старославянскому языку , русский язык сумел сохранить величественное течение речи, стал гибким, мощным в своих оборотах и средствах, стал "переимчивым и общежительным в своих отношениях к чужим языкам".
Задание 4. Как вы понимаете значение слов переимчивый ( склонный перенимать, быстро усваивать") и общежительный ("уступчивый, уживчивый")? Разберите слова по составу. В язык русской литературы Пушкин ввел лексику, которая считалась неприемлемой для высокой поэзии, лексику старинных русских сказок: " Вслушайтесь в простонародное наречие, молодые писатели: ":" читайте простонародные сказки, чтоб видеть свойства русского языка". Один из критиков упрекал Пушкина, что в описании осени он несколько раз употребил частицу уж, осудил его за слово корова, за то, что благородных барышень назвал девчонками, а простую деревенскую девку назвал девою ( В избушке распевая, дева прядёт:).
Пушкин не признавал в языке манерности, излишней красивости, пустой изысканности. " Оскорбление русскому языку принимал он за оскорбление, ему нанесённое (П.А.Вяземский). Поэт никогда не теоретизировал о языке, но на полях рукописей, в литературных рецензиях, в своих дневниках он оставил удивительно меткие замечания о судьбе отечественного языка, его истории, о богатстве стилистических возможностей, выразительных средствах, о грамматике "звучного и выразительного" языка.
Задание 5. Подберите, опираясь на рассказ учителя, как можно больше определений к слову язык, сделайте вывод о том, какими качествами русского языка восхищался поэт.
ЯЗЫК
- гибкий
- мощный
- выразительный
- чистый
- правильный
- переимчивый
Задание 6. Прочитайте записанные на доске строки, принадлежащие А.С.Пушкину, вдумайтесь в их смысл.
1. Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность.
2. Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.
Как вы понимаете эти выражения? О каких качествах письменной речи говорит поэт?
(Пушкин говорит о точности, уместности, ясности, истинности. Речь ясна, если каждое слово в предложении понимается именно в том значении, в котором употребил пишущий. Речь уместна, если она соответствует теме и цели сообщения, условиям общения. Речь истинна, если пишущий точно сумел передать мысль, содержание которой соответствует реальной действительности).
Задание 7. Определите, какими же качествами должна обладать письменная речь. Какие бы вы дали рекомендации, например, для написания сочинения в любом жанре?
(Простота в изложении, отсутствие штампов и вычурных выражений; точность в изложении фактов действительности; соответствие стилю и литературным нормам; точный подбор слов для выражения мыслей; стремление к выразительности и эмоциональности, чтобы поддерживать интерес читателя.)
IV. Организация речевой практики. Углубление понимания функции изучаемого явления. Самостоятельная работа
Прочитать отрывок еще из одного письма (официального стиля), которое написано А.Пушкиным А.Х.Бекендорфу в Петербурге. Сравнить его с предыдущими текстами, определить речевое намерение автора, выделить основные стилевые черты текста.
Вариант 1. Выпишите из текста слова и словосочетания, принадлежащие высокой лексике, укажите разряд прилагательных, выделите суффиксы (глубочайшее благоговение, всемилостивейшее пожалованная, драгоценный знак, царское благоволение, возбудит силы, для совершения труда, ознаменован, благосклонность, осмеливаюсь беспокоить, покорнейшая просьба, дозволение).
Вариант 2. Выпишите причастия с зависимыми словами, укажите в них суффиксы (пожалованная мне, предпринимаемого мною труда, одобренный благосклонностью, находящуюся в Эрмитаже, пользовавшегося разными книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым).
":С чувством глубочайшего благоговения принял я книгу, всемилостивейшее пожалованную мне его императорским величеством. Драгоценный знак царского ко мне благоволения возбудит во мне силы для совершения предпринимаемого мною труда, и который будет ознаменован если не талантом, то по крайне мере усердием и добросовестностию. Одобренный благосклонностью Вашего высокопревосходительства, осмеливаюсь вновь беспокоить Вас покорнейшею просьбою: о дозволении мне рассмотреть находящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составления его "Истории Петра Великого":"
V. Подведение итогов урока
Устно сформулировать ответы на вопросы:
- Каково назначение обособленных определений и приложений в письменной речи?
- В каком стиле чаще употребляются предложения с обособленными оборотами?
VI. Дифференцированное домашнее задание
А) Составить миниатюру в форме письма о бережном отношении к родному языку или о культуре речи. В сконструированный текст включить обособленные обороты.
Б) Построить рассуждение, используя синтаксические примеры, о смысле высказывания Пушкина Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.