Урок математики во 2-м классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток. Закрепление изученного"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Упражнять детей в решении примеров на сложение и вычитание вида 76 + 9 и 92 - 7.
  • Закреплять умение обучающихся составлять и решать простые и составные задачи на нахождение суммы, на нахождение неизвестного слагаемого, на разностное сравнение.
  • Повторить соотношения между единицами длины.
  • Воспитывать у младших школьников бережное отношение к природе, напомнить детям о том, что зимой животных необходимо подкармливать.
  • Развивать непроизвольное внимание и память обучающихся.

Оборудование: Игра "Математическое лото" (слониха Леночка), изображение зимнего дерева (рябина), изображение кормушки для птиц, птички (снегири и синицы - счётный материал), схемы задач, рисунки зайчика, лисицы, игра "Снеговичок", игра "Рыбная ловля", подарки для детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Скажите, ребята, какое сейчас время года?

(Зима)

- Да, зимушка-зима удивительное время. Не зря её называют волшебницей. Но наша планета так огромна, что если в одном месте лютая зима и холод, на другом - знойное лето. А вы знаете, где это может быть сейчас?

(Например, в Африке).

2. Устный счёт.

- Вы, наверное, даже не подозреваете, что в далёкой Африке у вас есть друг. Он прислал вам по почте свой портрет. Да вот беда, портрет был слишком велик и его на почте аккуратно разрезали. Но мы все вместе можем восстановить его, если выполним задание, записанное на частях портрета.

Игра "Математическое лото".

Картинка, на которой изображена слониха, разрезана на 8 равных частей. На обратной стороне каждой части картинки записан пример. Ответ примера соответствует числу в таблице. Решив пример, ученик закрывает ячейку таблицы. В результате из 8 частей получается целая картинка.

На доске таблица:

67

52

93

66

4

38

93

81

Дети решают следующие примеры.

  • 84 - 3 = 81
  • 77 - 5 =72
  • 40 + 12 = 52
  • 23 + 70 = 93
  • 62 + 5 = 67
  • 20 - 16 = 4
  • 31 + 7 = 38
  • 90 - 24 = 66
  • - Кто же это?

(Слониха).

- Хотите узнать, как её зовут? Не ошибитесь в игре "Снеговичок".

На доске открывается надпись "Леночка".

- Как зовут нашу подружку?

- Ребята, а вы знаете, что она никогда не видела зимы. Давайте-ка мы покажем ей нашу зимушку. Только Леночка будет наблюдать за нами через свой телевизор.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы отправляемся на экскурсию в зимний лес. В лесу нас ждут задания, которые предложат нам лесные жители. А кто догадался, какие задания мы будем выполнять?

1. Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100.

2. Решать простые и составные задачи.

3. Сравнивать числа.

4. Повторение и закрепление пройденного материала.

1). Решение простой задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

На доске изображение зимнего дерева (рябины). На нём кормушка с синичками и снегирями.

- Первые, кто нас встречает в волшебном лесу - это пернатые. Послушайте задачу:

На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на дерево сели - посмотри!
Прилетело весело - их десятка три.
Тут, смотри, ещё летят.
Их теперь уж пятьдесят.
Вы подумайте, ребята,
Сколько птиц было сначала. (20)

- Сложно и трудно живётся птицам в зимние холода. Не забывайте подкармливать их.

5. Физкультминутка.

- Африка, континент, где живёт Леночка очень далеко. Это удивительный мир необычных растений и экзотических животных. Поэтому Африка всегда волновала воображение разных людей. Вот, например, отрывок из произведения К. И. Чуковского "Бармалей".

Учитель:

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

Дети:

Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком,
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!

Учитель:

Испугалася акула
И со страху утонула, -
Поделом тебе, акула, поделом!

2). Составление и решение задач по схемам. (Простые задачи на нахождение суммы и на разностное сравнение).

- А теперь составьте сами задачи про снегирей и синиц.

Учитель показывает схемы, дети составляют задачи.

3). Работа по учебнику.

На доске картинка с изображением зайчика.

- Попрощаемся с пернатыми и отправимся дальше. А вот и косой. Посмотрите, да он совсем замёрз. Вот бедовый! Он забыл сменить серую летнюю шубку на белую зимнюю. Давайте поможем ему одеться. Для этого решим примеры на с. 58 № 2.

Ученики решают примеры в тетрадях с комментированием.

Решается первый столбик - зайчику "одеваются" валенки; второй столбик - шубка; третий - шапочка.

- Кажется, что наш зайка ещё не совсем согрелся. Значит, надо поиграть с ним в игру. Согласны?

6. Физкультминутка.

Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи, 2 раза.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись. 2 раза.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши. 2 раза.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой. 2 раза.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись! 2 раза.

4). Решение составной задачи. (Решение задачи на нахождение суммы трёх слагаемых).

- Тихо в сказочном лесу. Мы даже не заметили, как тихонечко подкралась к нам Лиса Патрикеевна. Ах, она обманщица!

Если вы
У нас в лесу
Повстречаете лису,
Берегитесь, ведь плутовка
Всех обманывает ловко.
Может, с виду и проста -

Обведёт вокруг хвоста!

- Вы знаете, она решила нас не пустить дальше и приготовила задачу. Думает, что мы не сможем её решить и вернёмся домой.

С. 88 № 3.

Запись задачи на доске и в тетрадях.

- Молодцы, ребята! Хорошо справились с задачей!

7. Игра "Рыбная ловля".

- Вот мы шли-шли и вышли на опушку леса. А перед нами озеро. Наловим рыбки?

На доске рыбки. На обратной стороне задание. Ученик берёт в руки указку, становится спиной к доске и стареется указкой "поймать" рыбку. Если он "поймал" рыбку, то читает и выполняет задание, которое на ней записано.

Задание:

3 см * 3 дм 4 дм 7 см * 4 дм 8 см
5 дм * 9 см 1 дм 6 см * 6 дм 1 см
5 дм * 50 см 1 дм 5 см * 1 дм 4 см
15 дм * 15 см 3 дм 6 см * 6 дм 3 см
7 см * 6 дм 2 дм 3 см * 23 см
4 дм * 6 см 9 дм 3 см * 9 дм 4 см

Когда останется несколько рыбок, учитель говорит:

- Оставим? Что бы не оскудели и не погибли наши реки и озёра.

8. Итог урока.

- Вот и подошёл конец нашей экскурсии. Попрощаемся с зимним лесом. Но о своих меньших братьях не забывайте, помогайте перенести им суровую зиму.

- Вспомните, чем мы занимались на экскурсии, какие задания выполняли?

- Но это ещё не всё. Леночка благодарна вам за то, что вы так интересно и поучительно рассказали ей о зиме, которую она никогда не видела. Поэтому Леночка дарит вам сувениры.

Раздача детям открыток с благодарностью от Леночки.