Цель урока:
- Упражнять детей в решении примеров на сложение и вычитание вида 76 + 9 и 92 - 7.
- Закреплять умение обучающихся составлять и решать простые и составные задачи на нахождение суммы, на нахождение неизвестного слагаемого, на разностное сравнение.
- Повторить соотношения между единицами длины.
- Воспитывать у младших школьников бережное отношение к природе, напомнить детям о том, что зимой животных необходимо подкармливать.
- Развивать непроизвольное внимание и память обучающихся.
Оборудование: Игра "Математическое лото" (слониха Леночка), изображение зимнего дерева (рябина), изображение кормушки для птиц, птички (снегири и синицы - счётный материал), схемы задач, рисунки зайчика, лисицы, игра "Снеговичок", игра "Рыбная ловля", подарки для детей.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Скажите, ребята, какое сейчас время года?
(Зима)
- Да, зимушка-зима удивительное время. Не зря её называют волшебницей. Но наша планета так огромна, что если в одном месте лютая зима и холод, на другом - знойное лето. А вы знаете, где это может быть сейчас?
(Например, в Африке).
2. Устный счёт.
- Вы, наверное, даже не подозреваете, что в далёкой Африке у вас есть друг. Он прислал вам по почте свой портрет. Да вот беда, портрет был слишком велик и его на почте аккуратно разрезали. Но мы все вместе можем восстановить его, если выполним задание, записанное на частях портрета.
Игра "Математическое лото".
Картинка, на которой изображена слониха, разрезана на 8 равных частей. На обратной стороне каждой части картинки записан пример. Ответ примера соответствует числу в таблице. Решив пример, ученик закрывает ячейку таблицы. В результате из 8 частей получается целая картинка.
На доске таблица:
67
52
93
66
4
38
93
81
Дети решают следующие примеры.
- 84 - 3 = 81
- 77 - 5 =72
- 40 + 12 = 52
- 23 + 70 = 93
- 62 + 5 = 67
- 20 - 16 = 4
- 31 + 7 = 38
- 90 - 24 = 66
- - Кто же это?
(Слониха).
- Хотите узнать, как её зовут? Не ошибитесь в игре "Снеговичок".
На доске открывается надпись "Леночка".
- Как зовут нашу подружку?
- Ребята, а вы знаете, что она никогда не видела зимы. Давайте-ка мы покажем ей нашу зимушку. Только Леночка будет наблюдать за нами через свой телевизор.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы отправляемся на экскурсию в зимний лес. В лесу нас ждут задания, которые предложат нам лесные жители. А кто догадался, какие задания мы будем выполнять?
1. Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100.
2. Решать простые и составные задачи.
3. Сравнивать числа.
4. Повторение и закрепление пройденного материала.
1). Решение простой задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
На доске изображение зимнего дерева (рябины). На нём кормушка с синичками и снегирями.
- Первые, кто нас встречает в волшебном лесу - это пернатые. Послушайте задачу:
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на дерево сели - посмотри!
Прилетело весело - их десятка три.
Тут, смотри, ещё летят.
Их теперь уж пятьдесят.
Вы подумайте, ребята,
Сколько птиц было сначала. (20)
- Сложно и трудно живётся птицам в зимние холода. Не забывайте подкармливать их.
5. Физкультминутка.
- Африка, континент, где живёт Леночка очень далеко. Это удивительный мир необычных растений и экзотических животных. Поэтому Африка всегда волновала воображение разных людей. Вот, например, отрывок из произведения К. И. Чуковского "Бармалей".
Учитель:
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
Дети:
Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком,
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!
Учитель:
Испугалася акула
И со страху утонула, -
Поделом тебе, акула, поделом!
2). Составление и решение задач по схемам. (Простые задачи на нахождение суммы и на разностное сравнение).
- А теперь составьте сами задачи про снегирей и синиц.
Учитель показывает схемы, дети составляют задачи.
3). Работа по учебнику.
На доске картинка с изображением зайчика.
- Попрощаемся с пернатыми и отправимся дальше. А вот и косой. Посмотрите, да он совсем замёрз. Вот бедовый! Он забыл сменить серую летнюю шубку на белую зимнюю. Давайте поможем ему одеться. Для этого решим примеры на с. 58 № 2.
Ученики решают примеры в тетрадях с комментированием.
Решается первый столбик - зайчику "одеваются" валенки; второй столбик - шубка; третий - шапочка.
- Кажется, что наш зайка ещё не совсем согрелся. Значит, надо поиграть с ним в игру. Согласны?
6. Физкультминутка.
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи, 2 раза.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись. 2 раза.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши. 2 раза.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой. 2 раза.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись! 2 раза.
4). Решение составной задачи. (Решение задачи на нахождение суммы трёх слагаемых).
- Тихо в сказочном лесу. Мы даже не заметили, как тихонечко подкралась к нам Лиса Патрикеевна. Ах, она обманщица!
Если вы
У нас в лесу
Повстречаете лису,
Берегитесь, ведь плутовка
Всех обманывает ловко.
Может, с виду и проста -
Обведёт вокруг хвоста!
- Вы знаете, она решила нас не пустить дальше и приготовила задачу. Думает, что мы не сможем её решить и вернёмся домой.
С. 88 № 3.
Запись задачи на доске и в тетрадях.
- Молодцы, ребята! Хорошо справились с задачей!
7. Игра "Рыбная ловля".
- Вот мы шли-шли и вышли на опушку леса. А перед нами озеро. Наловим рыбки?
На доске рыбки. На обратной стороне задание. Ученик берёт в руки указку, становится спиной к доске и стареется указкой "поймать" рыбку. Если он "поймал" рыбку, то читает и выполняет задание, которое на ней записано.
Задание:
3 см * 3 дм 4 дм 7 см * 4 дм 8 см 5 дм * 9 см 1 дм 6 см * 6 дм 1 см 5 дм * 50 см 1 дм 5 см * 1 дм 4 см 15 дм * 15 см 3 дм 6 см * 6 дм 3 см 7 см * 6 дм 2 дм 3 см * 23 см 4 дм * 6 см 9 дм 3 см * 9 дм 4 см
Когда останется несколько рыбок, учитель говорит:
- Оставим? Что бы не оскудели и не погибли наши реки и озёра.
8. Итог урока.
- Вот и подошёл конец нашей экскурсии. Попрощаемся с зимним лесом. Но о своих меньших братьях не забывайте, помогайте перенести им суровую зиму.
- Вспомните, чем мы занимались на экскурсии, какие задания выполняли?
- Но это ещё не всё. Леночка благодарна вам за то, что вы так интересно и поучительно рассказали ей о зиме, которую она никогда не видела. Поэтому Леночка дарит вам сувениры.
Раздача детям открыток с благодарностью от Леночки.