Е.Л. Шварц. "Сказка о потерянном времени"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:

  • Показать нравственные качества человека;
  • Раскрыть нравственный смысл произведения;
  • Совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;
  • Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;
  • Продолжить работу над пословицами и поговорками;
  • Познакомить учащихся с биографией Е.Л.Шварца.

Оборудование: Учебники, портрет писателя, карточки с заданиями, выставка книг писателя.

На доске:

1) “Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь”. Е.Л. Шварц.
2) Портрет писателя.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е.Л. Шварца “Сказка о потерянном времени”. Сегодня на уроке продолжим работать по этой сказке.

Учитель: Ребята, дома вы должны были внимательно прочитать сказку, побольше узнать об авторе, подготовить пословицы и поговорки по теме, вспомнить, что такое сказка и какие сказки бывают.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?

1 ученик: Е.Л.Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души”.
2 ученик: В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах прожитых в нашем городе.
3 ученик: Женя Шварц учился в реальном училище, ныне гимназия №5 г. Майкопа. И об этом напоминает памятная доска на здании гимназии.
4 ученик: Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

3. Работа с текстом.

Учитель: А теперь вспомним, как начиналась вся эта история. Кто были героями сказки?

Дети: Главный герой сказки – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.

Учитель: Какое же несчастье их объединило?

Дети: “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”.

4. Работа по вопросам учителя. Ответы учащиеся находят в тексте.

Учитель: Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, не ученик начальной школы, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
Дети: Это был Петя Зубов.
Учитель: А как это произошло?

Чтение по ролям отрывка стр. 3-6.

Учитель: Когда Петю не узнала мама, как он отреагировал на это, что думал?
Дети: “Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться….
Учитель: Найдите в тексте и прочитайте, как просыпался город?
Дети: “Темно было в окнах, пусто на улицах. Только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи”, “ Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен никому не нужен”.
Учитель: Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?

Ответы детей.

Учитель: А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?
Дети: Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…

С.Я. Маршак – “Кот и лодыри”. (Читает подготовленный ученик).

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
Первый раз!

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, эти лодыри похожи на Петю Зубова и его товарищей?

Ответы детей.

Учитель: А почему их не могут ничему выучить?
Дети:
Потому, что человек должен сам этого хотеть, а лодыри не хотели учиться, им было лень.
Учитель:
Как вы думаете, а Петя Зубов был лентяем? Найдите в тексте ипрочитайте, каким был Петя?
Дети:
“Жил – был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению…
Учитель: А в школе много таких детей учится?

Ответы детей.

Учитель: Как вы думаете, а остальные дети – старики, какими были, что на них обратили внимание злые волшебники?
Дети: Наверное, были такими же, как и Петя. Теряли время понапрасну, плохо учились.
Учитель: Как обнаружил их Петя? Чем они отличались от других нормальных стариков и старушек? Как они себя вели?

Дети находят в тексте и читают.

Учитель: Наверное, впервые в жизни, Петя Зубов боялся потерять время. Найдите и прочитайте, где он в этом признался?
Дети: “- Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся потерять время. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы его потом сберечь”.
Учитель: Скажите, а что им помогло стать опять школьниками?
Дети: То, что они нашли друг друга, объединились, и, наконец – то научились ценить и экономить время.

Пословицы и поговорки.

Учитель: В пословицах точно подмечаются людские недостатки как лень, невежество и т.д. и восхваляются добро, справедливость, трудолюбие. Какие пословицы и поговорки вы подготовили к сегодняшнему уроку?

Ответы детей.

Делу время, а потехе час (Основное время должно быть посвящено работе).
День да ночь – сутки прочь (Бесцельное существование, однообразно прожитое время).
Час упустишь, годом не наверстаешь (Вовремя не выполнишь дела, потом не наверстаешь)…

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь вернёмся к нашим героям. Они успели перевести стрелки часов. Какими словами автор заканчивает свой рассказ?
Дети: “Они- то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.
Учитель: Ребята, я хочу, чтобы эти слова вы запомнили на всю жизнь. Можно ли подобрать к этому отрывку пословицу или поговорку?

Ответы детей.

Два века никто не живёт.
Дважды молоду не бывать.
Вчерашний день не воротишь.

5. Учитель: Теперь мне бы хотелось услышать ваше мнение о героях сказки. Хотели бы вы оказаться на их месте?

Ответы – рассуждения учащихся.

Учитель: Вы в своих рассуждениях утверждаете, что не хотите быть как герои сказки. Хотите быть умными, хорошо учиться… Как вы думаете, какие качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни?

6. Работа по карточкам.

Карточка

1. Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, аккуратный, целеустремлённый, неряшливый, сообразительный, стеснительный, спокойный, организованный.

2………………………………………………………………………………………………

3………………………………………………………………………………………………

Учитель: Перед вами карточки, на которых написаны качества человека и хорошие и плохие.

  1. Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиваться успехов в учёбе. Можете тихонько советоваться между собой. (Работа в паре).
  2. А теперь, выберите и напишите те качества, которые помогают тебе в учёбе. (Индивидуальная работа).
  3. Каких качеств, вы считаете, вам недостает, и вы бы хотели развить в себе? Напишите.

7. Итог урока.

Учитель: У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты каждого характера можно изменить. Всё зависит от самого человека. Так давайте изменять свой характер в лучшую сторону, стараясь привить себе только хорошие качества. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

Петя Зубов снова стал обыкновенным мальчиком, но помните все: “…человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

Учитель: К следующему уроку подготовьтесь ответить на вопросы:

  1. Как можно сберечь время?
  2. Что можно полезного сделать за 1 минуту?