Урок обучения грамоте. Письмо строчной буквы "г"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать у учащихся чёткий дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы “г”;
  • Продолжить формирование умения выполнять виды соединений букв в словах;
  • Воспитывать аккуратность, интерес к письму, закреплять гигиенические навыки при письме.

Оборудование:

  • Прописи № 3;
  • Таблица с изображением образцов форм буквы “г”;
  • Карточки со словами;
  • Магнитная азбука;
  • Иллюстрации с изображением гнома, гуся, флага;
  • Дополнительные листы с заданиями по штриховке.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Поприветствуем друг друга.

Доброе утро, глазки!
Доброе утро, ушки!
Доброе утро, ручки!
Доброе утро, ножки!
Доброе утро, солнышко!
Я проснулся!
Всем, всем доброе утро!

- Сегодня к нам на урок пришёл гном, но уже другой гном – учёный.

А кого называют учёным? Что для этого необходимо?

Гном- учёный принёс интересные задания, которые мы должны выполнить, чтобы заслужить награду – жетоны. Готовы к работе?

2. Сообщение темы урока.

- Первое задание гнома – загадки, отгадав их, мы сможем определить тему урока.

(Загадки читают дети, отгадки на карточках).

У нее ряд в ряд
Буквы к буквам стоят.
Грамотным без робости
Рассказывает новости.

(Газета).

Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.

(Градусник).

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все тук да тук.

(Гвоздь).

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.

(Гусеница).

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.

(Град).

- Что общего у слов – отгадок?
- Кто догадался, с какой буквой будем работать на уроке? Тема урока – строчная буква “г”.
- А какие задачи на уроке перед нами стоят? (Научиться писать строчную “г”, писать с ней слоги, слова и предложения).

3. Повторение изученного – звуков [г], [г‘].

- Вспомните, что изучали о букве “г”. (Звонкий, согласный, может обозначать [г], [г‘]).
- По заданию гнома, нам нужно назвать слова, в которых есть твердый согласный [г].
- Мягкий согласный [г’].

Гном принес игру “Каждой вещи – свое место”. Отдельно распределить по полочкам слова, на первую полку, в которых буква “г” стоит в начале слова; на вторую полку в середине; на третью полку в конце слова.

(Игрушки, флаг, груша, носорог, огурец, утюг, грабли, гусь, горох).

4. Формирование зрительного образа строчной буквы “г”.

- Гном принес свои любимые буквы.
- Сравнить малую печатную и строчную письменную буквы “г”. – Чем похожи ? Чем отличаются ?
- Из каких элементов состоит строчная буква “г”?
- Открываем прописи на стр. 3.

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Рассмотрите элементы письменной буквы, найдите нужные.

5. Формирование зрительно-двигательного образа буквы.

Объяснение учителя образца написания строчной буквы “г” на доске мелом (полное, краткое, под счет). Письмо под счет в воздухе. Письмо буквы “ г” в синей рамочке в прописи.

Подготовка руки к письму.

- Упражнения с использованием ручки.
- Сухое умывание.
- Стихотворение 1,2,3,4,5.

Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел.

- Примите правильную позу для письма.
- Пишем в 1 строке, стараемся, чтобы гном мог вас похвалить.

Отработка соединений.

аг, ег – среднее;
гу, гы – верхнее;
га, го – нижнее.

Физминутка.

Гном предлагает отдохнуть.

6. Речеязыковые задания. Письмо слов и предложений.

- Рассмотрите иллюстрации в прописи.
- Что нарисовано? Произнесите слова по слогам.
- Какой первый звук в слове горы; гири ?
- Какие еще гласные буквы указывают на мягкость согласных ? (е, ё, ю, я).
- Что общего в словах ? (Начинаются на одну букву, 2 слога, 4 звука, 4 буквы, ударение на первый слог).

Запишите в таблице письменные буквы этих слов. Составьте схемы слов (два ученика выполняют задание на доске).

Запишите, диктуя себе по слогам слова по образцу.

- Прочитайте предложение.

Сколько в нем слов? Какие слова написаны с заглавной буквы?

Составьте схему этого предложения.

- Назовите слово – помощник.

Составьте свои предложения к этой схеме про гнома.

Запишите предложения по образцу.

Вспомним правила записи предложения.

Диктуем себе по слогам.

7. Логические задания.

- Какие буквы написал Почемучка?
- Чем похожи? Выделите общий в них элементы, обведите его, впишите в рамку.
- В какой букве этот элемент имеет переменное свойство (И)?

Прописи закрываем.

Работа с элементами – шаблонами.

- Сконструируйте строчную “г” (элемент № 36).
- Переконструируйте “г” в строчную “р”; в строчную “т”; в заглавную “У”.

8. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? С чем познакомились?
- Что особенно понравилось?
- Что показалось сложным?
- Чем бы вы хотели на следующем уроке заняться?
- Кого можно похвалиться за активную работу?

Показать лучшие прописи.

- Все работали хорошо. Молодцы!

В награду гном принес листочки с заданием, нужно найти букву “г”. Работаем гелевыми ручками.