Педагогическая форма урока: общение, сотрудничество.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Вид урока: традиционный.
Цели урока:
- Повторить, обобщить представления учащихся о единицах времени и доли времени в жизни людей, проверить знания учащихся и степень усвоения изученного материала.
Задачи урока:
- Развивающая – развитие логического мышления учащихся, познавательной активности и познавательного интереса.
- Образовательная – закрепление знаний единиц времени, умений заменять крупные единицы мелкими, мелкие - крупными. Сравнивать величины.
- Воспитательная – воспитание бережного отношения к времени.
Оборудование:
- таблица единиц времени;
- цветок с лепестками и бабочками;
- карточки для групповой, парной и индивидуальной работы;
- песочные часы;
- нитки;
- средства обратной связи;
- перфокарты.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
II. Разминка (числовой фокус)
– Задумайте любое число, кроме 0.
– Прибавьте к нему 8.
– Отнимите 2.
– Прибавьте 5.
– Отнимите задуманное число.
– Назовите полученный ответ. (11)
– У всех такой ответ?
– Почему у всех получилось 11? Ведь вы загадывали
разные числа. Как вы это объясните?
На таблице:
с + 8 – 2 + 5 – с
5 + 8 – 2 + 5 – 5
III. Математический диктант (работа с перфокартами)
Отметьте число:
– на 3 меньше 100;
– произведение чисел 49 и 2;
– состоящее из 9 десятков;
– произведение чисел 460 и 2 уменьшить в 10 раз;
– в 9 раз больше 5;
– состоящее из 8дес. 1ед.
– в 9 раз больше 7;
– 7000 уменьшить в 100 раз;
– сумма чисел 65 и 8;
– в 2 раза меньше 100.
IV. Сообщение темы и определение цели урока
– Соедините точки. Что получилось? (Круг) У
всех так?
– Во что можно превратить круг?
– Можно ли круг превратить в циферблат?
Обозначьте на нём время в данный момент.
– Догадались, чем будем заниматься на уроке?
Сколько времени мы будем повторять единицы
времени? Ответ мы найдём в этом цветке:
– Это время указано на третьем лепестке: число делится на 8, но оно не больше 48 и не меньше 32. Какое это число? (40 мин.)
V. Устный счёт (задачи-шутки)
- Золушка должна была покинуть дворец в полночь, но все дворцовые часы были переведены на час назад. Во сколько часов карета станет тыквой, а наряд Золушки превратится в простое платье?
- Кот Леопольд терпел обидные выходки мышат 1 месяц 2 недели и 3 дня. Через сколько дней его терпение кончилось?
- Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой?
- Ослик пригласил к себе на день рождения гостей, в том числе и Пятачка, к 9 часам. Чтобы не опоздать, Пятачок вышел из дома в 8 часов, взяв с собой из дома воздушный шарик. Первую половину пути он проделал за 10 минут. Ещё 5 минут он летел на воздушном шарике, пока шарик не лопнул. Расстроенный Пятачок 5 минут рассматривал лопнувший шарик, 15 минут горько плакал и 10 минут брёл до жилья Ослика. Не опоздал ли Пятачок на день рождения Ослика?
- Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода?
- Самолёт покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 мин. Однако обратный перелёт он совершает за 80 мин. Как вы это объясните?
VI. Работа по теме урока
1. Повторите единицы времени (см. таблицу). Знание этой таблицы понадобится при выполнении следующих заданий.
2. Карточки для групповой и парной работы (по рядам)
5 мин 32 сек = … сек 4 мин 2 сек = … сек
5000 лет = … век 4 г 8 мес = … мес
180 мин = … час 72 мес = … лет
72 час = … сут 1 сут 20 час = …час
(проверка выполнения экспертами из числа учащихся.)
3. Карточки для индивидуальной работы. Сравнить:
350 сек * 6 мин 4 час 5 мин * 45 мин
5 сут * 50 час 4 мин 16 сек * 250 сек
3 мес * 100 сут
(взаимопроверка и оценивание работ)
VII. Физминутка за минутку
– Как вы думаете, 1 мин – это много или мало?
– За 1 мин свяжите обрывки ниток, каждый длиной в
10 см. У кого нитка окажется длиннее? Следим за
временем по песочным часам.
– Что же можно сделать за минуту?
– А поссориться и помириться можно за минуту?
– Итак, мы проверили, сколько простейших
упражнений можно выполнить за 1 минуту. Пройдут
годы, и вы уже не в игре, а на работе будете
стараться за 1 минуту выполнить как можно больше
заданий. 1 минута для страны – это много.
Таблица:
1 минута
220 т стали 1200 т угля
1200 пар обуви 2700 экз. книг
Научитесь ценить минуту и время вообще. Это очень важно. В народе говорят: «Копейка рубль бережёт». Ну а из минут складываются часы, дни, недели, месяцы, годы.
VIII. Гимнастика для глаз
IX. Решение задач
1) Отдохнули? А теперь сосредоточьтесь. На доске
таблица. Заполним ее. Прочтите выражения и
найдите их значения. (Решение на доске. Ученики
выходят к доске по одному, читают выражения и
находят его значение.)
Запишите ответы в порядке возрастания, впишите
буквы. Что получилось?
6 |
9 |
364 |
380 |
437 |
443 |
4600 |
д |
у |
м |
а |
й |
т |
е |
А 3800 : 10 =
Й 453 – 16 =
Т 678 – 235 =
М 358 + 6 =
У 80 : 16 + 4 =
Д 600 * 10 : 1000 =
Е 92 * 50 =
2) Подумаем и решим задачи
– Ель может прожить 120 лет, сосна 1/2 этого возраста, а рябина – на 20 лет меньше сосны. Сколько лет может прожить рябина. (Краткая запись на доске)
Разбор задачи:
– Что известно?
– Что надо узнать?
– Как найти долю числа?
Решение выражением. При затруднении решение
по действиям. Дети решают самостоятельно.
Проверка: запись выражения на доске.
– Справочное бюро за три часа выдало 100 справок.
В 1 час оно выдало 45 справок, во второй час – в три
раза меньше, чем в первый час. Сколько справок
выдало справочное бюро за третий час?
– Что неясно в задаче?
Запись решения по действиям на доске.
– Кто понял, решает выражением.
X. Тест «+», «–». Слабые учащиеся получают индивидуальный тест
- 1 час в двадцать четыре раза меньше, чем 1 сутки.
- 1 минута в 60 раз больше чем 1 секунда
- 1000 лет – это 1 век
- 1958 год – это 20 век
- 3 месяца – это 100 суток
- 26 часов – это одни сутки
- 80 секунд – это одна минута 20 секунд.
- 1 час 25 минут – это 125 минут
- 6 минут – это 1/10 часть часа
- 2 минуты больше 120 секунд
Проверка: + + – + – – + – + –
XI. Итог урока
– Итак, 40 минут пролетели очень быстро. Можно ли
сказать, что мы их провели с пользой? Почему так
думаете? Обоснуйте свой ответ. Чем занимались?
Что было интересно? Что затрудняло?
– Если вам урок понравился,был интересен, вы
поняли материал и можете его объяснить другому,
приложите бабочку к цветку.
XII. Домашнее задание:
А. У многих из вас мобильные телефоны.
Сосчитайте, сколько времени вы тратите за сутки
на телефонные разговоры.
Б. № 355, 353 страница 65
Отметки за урок с комментарием.
С Маршак.
Мы знаем: время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
– Спасибо за урок.