Тема: «Поверхности. Линии. Точки»
Задачи:
- уточнить представления о внутренней и внешней частях плоской фигуры;
- познакомить с терминами «граница фигуры», «поверхности фигуры», «внутренние и внешние части фигуры»;
- формирование пространственного мышления, развитие приёмов умственной деятельности (сравнение, классификация, обобщение) и развитие на этой основе логической составляющей мышления ребёнка.
Оборудование: Истомина Н.Б., Шадрина И.В. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» 1 класс, листы бумаги, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
– Сегодня на уроке, мы с вами,
отправляемся в страну Геометрия ,в которой живут
«геометрические» жители – это фигуры.
– Какие геометрические фигуры вы знаете?
Отгадайте загадки.
Ты на меня, ты на меня, ты на него –
На всех нас смотри
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три ( )
– Почему вы считаете, что это треугольник?
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны –
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его… ( )
– Что вы знаете о квадрате?
Если все углы прямые
И всего угла четыре
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем… ( )
– Без чего нельзя построить фигуру? (Линейка,
карандаш, циркуль)
Мы возьмём с собой в дорогу Весёлый карандаш,
стройную красавицу линейку и смешную резинку (Нарисованы
смешные человечки)
– Как вы думаете, почему карандаш дружит с
резинкой?
– А можно ли без линейки и карандаша построить
прямую линию? Я вас этому сейчас научу.
Возьмите лист. Поставьте точку. Теперь согните
лист так, чтобы точка оказалась на линии сгиба.
Разверните его.
– Какая линия у вас получилась? (Прямая)
Согните лист по этой линии и проведите пальцем по
сгибу. Какая линия на ощупь? (Прямая)
А теперь потрудимся. Выполним задания весёлых
жителей страны Геометрия.
1. На доске:
– Как вы думаете, могут ли встретиться
когда-нибудь карандаш и резинка, если пойдут по
этим прямым? Докажи.
(Дети достраивают на доске чертёж ,доказывают
своё решение и знакомятся с понятием
«пересечение»)
2. Найдите лишнюю фигуру и объясните свой выбор (признаки фигур: количество сторон и углов)
3. – А это задание приготовили карандаш, линейка, резинка и …Кто же им помогал ещё? (Циркуль )
– Найдите лишнюю фигуру. Докажи. (Лишняя фигура – 5, т.к.мордочка на границе (новое понятие) фигуры, а в остальных изнутри или снаружи)
4. На партах фигуры с разных цветов снаружи и изнутри
– Какого цвета снаружи и изнутри фигуры и какую поверхность они имеют? (Куб, цилиндр)
Физминутка
(Дети кладут головы на руки, закрывают глаза.)
Мы считали, рисовали
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнем
Сладко, сладко все заснем
Снится детям сон смешной,
Сон веселый озорной,
Как волчище глупым был
В лапы зайцу угодил.
А проказник колобок
Напугать лисичку смог
Чуть ее не проглотил
Не подумал, и простил
7 козлят на волка сели,
Громко песенку запели
Мы козляткам подпоем
И работать все начнем.
5. Весёлый карандаш позвал на помощь
своих друзей – цветные карандаши. С их
помощью мы выполним задания в тетрадях и узнаем
ещё много интересного: с. 20 № 38-40
– Молодцы! Так держать!!!
6. Однажды Карандаш ,Линейка и Резинка отправились в гости к Циркулю. Вышли они на крылечко своего дома и заспорили, какой дорогой идти. Заспорили так, что поссорились и каждый пошёл своей дорогой. Кто из них раньше придёт в гости к Циркулю?
(По прямой идёт Линейка, по ломанной идёт Резинка, по кривой идёт Карандаш)
– Какой путь между точками самый короткий? (По прямой)
Итог занятия
– Ребята, ну вот и подошло наше
путешествие по стране Геометрия к концу.
“Точка” и “Карандаш” благодарят всех учащихся
и хотят в следующий раз пригласить вас в
путешествие. Вы согласны?
– Что вы нового узнали на занятии? (Познакомились
с новыми понятиями «изнутри», «снаружи»,
«границы фигуры», «пересечение прямых» и т.д)
Вывод: Многие предметы, окружающие нас, имеют геометрическую форму. Знания по геометрии необходимы каждому человеку.
Во время занятия на доске вывешиваются новые понятия: «изнутри», «снаружи», «границы фигуры», «пересечение прямых».