Урок "Наглядная геометрия"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Поверхности. Линии. Точки»

Задачи:

  • уточнить представления о внутренней и внешней частях плоской фигуры;
  • познакомить с терминами «граница фигуры», «поверхности фигуры», «внутренние и внешние части фигуры»;
  • формирование пространственного мышления, развитие приёмов умственной деятельности (сравнение, классификация, обобщение) и развитие на этой основе логической составляющей мышления ребёнка.

Оборудование:  Истомина Н.Б., Шадрина И.В. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» 1 класс, листы бумаги, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

– Сегодня на уроке, мы с вами, отправляемся в страну Геометрия ,в которой живут «геометрические» жители – это фигуры.
– Какие геометрические фигуры вы знаете? Отгадайте загадки.

Ты на меня, ты на меня, ты на него –
На всех нас смотри
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три ( )

– Почему вы считаете, что это треугольник?

Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны –
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его… ( )

– Что вы знаете о  квадрате?

Если все углы прямые
И всего угла четыре
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем… ( )

– Без чего нельзя построить фигуру? (Линейка, карандаш, циркуль)
Мы возьмём с собой в  дорогу Весёлый карандаш, стройную красавицу линейку и смешную резинку (Нарисованы смешные человечки)
– Как вы думаете, почему карандаш дружит с резинкой?
– А можно ли без линейки и карандаша построить прямую линию? Я вас этому сейчас научу.
Возьмите лист. Поставьте точку. Теперь согните лист так, чтобы точка оказалась на линии сгиба. Разверните его.
– Какая линия у вас получилась? (Прямая)
Согните лист по этой линии и проведите пальцем по сгибу. Какая линия на ощупь? (Прямая)
А теперь потрудимся. Выполним задания весёлых жителей страны Геометрия.

1. На доске:

– Как вы думаете, могут ли встретиться когда-нибудь карандаш и резинка, если пойдут по этим прямым? Докажи.
(Дети достраивают на доске чертёж ,доказывают своё решение и знакомятся с понятием «пересечение»)

2. Найдите лишнюю фигуру и объясните свой выбор (признаки фигур: количество сторон и углов)

3. – А это задание приготовили карандаш, линейка, резинка и …Кто же им помогал ещё? (Циркуль )

– Найдите лишнюю фигуру. Докажи. (Лишняя фигура – 5, т.к.мордочка на границе (новое понятие) фигуры, а в остальных изнутри или снаружи)

4. На партах фигуры с разных цветов снаружи и изнутри

– Какого цвета снаружи и изнутри фигуры и какую поверхность они имеют? (Куб, цилиндр)

Физминутка

(Дети кладут головы на руки, закрывают глаза.)

Мы считали, рисовали
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнем
Сладко, сладко все заснем
Снится детям сон смешной,
Сон веселый озорной,
Как волчище глупым был
В лапы зайцу угодил.
А проказник колобок
Напугать лисичку смог
Чуть ее не проглотил
Не подумал, и простил
7 козлят на волка сели,
Громко песенку запели
Мы козляткам подпоем
И работать все начнем.

5. Весёлый карандаш позвал на помощь своих друзей цветные карандаши. С их помощью мы выполним задания в тетрадях и узнаем ещё много интересного: с. 20 № 38-40
Молодцы! Так держать!!!

6. Однажды Карандаш ,Линейка и Резинка отправились в гости к Циркулю. Вышли они на крылечко своего дома и заспорили, какой дорогой идти. Заспорили так, что поссорились и каждый пошёл своей дорогой. Кто из них раньше придёт в гости к Циркулю?

(По прямой идёт Линейка, по ломанной идёт Резинка, по кривой идёт Карандаш)

– Какой путь между точками самый короткий? (По прямой)

Итог занятия

Ребята, ну вот и подошло наше путешествие по стране Геометрия к концу. “Точка” и “Карандаш” благодарят всех учащихся и хотят в следующий раз пригласить вас в путешествие. Вы согласны?
– Что вы нового узнали на занятии? (Познакомились с новыми понятиями  «изнутри», «снаружи», «границы фигуры», «пересечение прямых» и т.д)

Вывод: Многие предметы, окружающие нас, имеют геометрическую форму. Знания по геометрии необходимы каждому человеку.

Во время занятия на доске вывешиваются новые понятия: «изнутри», «снаружи», «границы фигуры», «пересечение прямых».