Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по изученной теме, повторить теоретические знания о данной части речи, на языковом материале наблюдать значение прилагательного в речи, совершенствовать умение определять морфологические признаки имен прилагательных.
  2. Развивать речь учащихся, их орфографическую зоркость, развивать интерес к познанию.
  3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру.

Ход урока

I. Чистописание.

1) ой ий, ая яя, ое ее, ые ие.

- Что можете сказать о данных буквосочетаниях? (Окончание имен прилагательных: первыми стоят окончания прилагательных с твердой основой, вторыми – с мягкой основой).

2) Вы написали дома словарные слов. Назвать только имена прилагательные (стр.146 в учебнике: багряный, багровый, жёлтый, истинный, серебряный, странный).

II. Обобщение теоретических знаний о прилагательных.

1) Какие знания вам помогли выделить прилагательные среди других слов? (Что такое прилагательное, что обозначает прилагательное, на какие вопросы отвечает).
2) Что должны уметь? (Изменять по числам, изменять по родам в единственном числе, по падежам).
3) Тест. Взаимопроверка. Кто без ошибок?
4) Сформулировать общее правило об имени прилагательном.

III. Роль имени прилагательного в речи.

- Для чего нужны прилагательные в речи?

Понаблюдаем на языковом материале.

Отгадать загадку:

Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он пожелтелый,
Серый и мокрый,
Старый, добрый.

(Снег).

Какой снег? (Весенний) Почему весенний? Какие слова помогли определить? (Признаки).

Назовите признаки зимнего снега (пушистый, рыхлый, белый, пышный, чистый, легкий, серебристый).

Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (уточняют значение существительных, создают зримую картину, делают речь более яркой и выразительной)

Работа по развитию речи.

- Снег – главное украшение леса.

Репродукция “Зимний пейзаж”, художник Грабарь.

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года”.

- Послушать текст и запомнить имена прилагательные, воспроизвести их по памяти.

Именно об этом дне А.С. Пушкин сказал: “Мороз и солнце. День чудесный”...

Поляна сверкает. Снег белый, мягкий, пушистый. Трудно поверить, что он холодный. Иной раз он кажется не белым, а розовым, теплым. Красив лес, будто одетый в нарядное платье – прозрачное, из кружев, в которые превратились длинные ветви берез. Только кружева эти с тонким хрустальным звоном. Ветви заиндевели. Темно-зеленые ели широко разметали развесистые лапы. Прекрасна русская зима! В такой день хочется ходить по лесу. Вдыхать чистый морозный воздух. Ещё и ещё любоваться природой.

- Какие прилагательные запомнили?
- Зимним лесом восхищались не только композитор Чайковский, художник Грабарь, но и поэтесса Юлия Никонова.

“В зелень яркую одетый,
Лес хорош в разгаре лета.
Но прекрасен и зимой
Под пушистой бахромой”.

- Какие словосочетания характеризуют летний лес? (Яркая зелень).
- Какие слова характеризуют зимний лес? (Пушистая бахрома).
- Чем является в словосочетаниях имя существительное? Прилагательное?
- Выделите только словосочетания существительное + прилагательное.

Белизна потолков;
Белеет снег;
Снежинки белые.

- Как согласуются прилагательные с именами существительными? (В роде, числе, падеже).

V. Определение морфологических признаков имен прилагательных.

- Составить из данных слов предложения, придав словам нужную форму. Используйте как можно больше слов из данного набора. Я утверждаю, что слова можно использовать все.

Мороз, деревья, серебристый, осыпает, иней, окна, причудливый, разрисованный, узор, покрывает, серебро, их, тонкий.

(Мороз осыпает деревья серебристым инеем, окна разрисовывает причудливыми узорами, покрывает их тонким серебром).

- Разобрать по членам предложения.
- Определить морфологические признаки имен прилагательных.
- Одно прилагательное разобрать по составу.
- Ещё раз вывод: как согласуются имена прилагательные с именами существительными?
- Определение, какого из признаков вызывает затруднение? (Падеж)

VI. Физкультминутка.

Определить падеж имен прилагательных (показ карточек).

1)

Сыпучий снег (И.П.) К ближнему лесу (Д.П.)
В зимнюю погоду (В.П.) У ледяной горки (Р.П.)
Под колючей елью (Т.П.) В морозном воздухе (П.П.)
В снежном лесу (П.П.) По бескрайнему полю (Д.П.)
Белоствольная береза (И.П.)  

2) Все встали.

(В классе 6 колонок ребят, каждая услышит имя прилагательное в нужном ей падеже, сядет).

  1. - И.П.,
  2. - Р.П.,
  3. - Д.П.,
  4. - В.П.,
  5. - Т.П.,
  6. - П.П.

Темным вечером (Т.П.)
По утреннему морозу (Д.П.)
В слабую метель (В.П.)
На бескрайней равнине (П.П.)
Прозрачный лед (И.П.)
У могучего дерева (Р.П.)

VII. Проверка падежных окончаний.

В каком случае написание прилагательных может вызвать затруднение (безударные окончания).

Сколько способов проверки знаем?

(1. Быстрее и легче - по вопросу, т.к. окончание у вопроса всегда в ударном положении;
2. Грамматический - определить род, число, падеж, посмотреть таблицу).

Пользуясь любым способом выполнить задание.

1 уровень “4” 2 уровень “5”
- Вставить безударные окончания, определить род, число, падеж. - Записать словосочетания, окончания выделить
Заря сквозит оттенком алым, М.р. в Р.П.
Подернут блеском небывалым Ж.р. в П.П.
Крытый снегом косогор. Ср.р. в Д.П. Мн.ч. в В.П.

VIII. Д/3:

1 уровень – упражнение в учебнике.
2 уровень – составить словосочетания, которые могли бы помочь в написании сочинения на тему: “Утро в зимнем лесу”.
3 уровень – мини-сочинение – описание “Утро в зимнем лесу”.