Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Научить распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме. Выработать алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов.
  2. Развивать психические процессы: долговременную, кратковременную память, внимание, словесно-логическое мышление, активный словарь учащихся. Создавать условия для реализации творческих способностей учащихся.
  3. Формировать коммуникативные компетенции: взаимодействие друг с другом в коллективе.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Начинаем урок русского языка. Я надеюсь на вашу работоспособность на уроке. Желаю вам удачи в познании нового.

2. Повторение изученного (актуализация знаний).

На доске слова:

Блест.шь, мечта.шь, плыв.т, мелька.т, леж.те, помеша.те, по.т, меле.т.

- Прочитайте написанные на доске глаголы. Поставьте в них ударения. Разделите их на 2 равные группы. Какие глаголы вошли в 1-ю группу? (Блестишь, плывет, лежите, поют, это глаголы с ударным личным окончанием).

- Как можно определить спряжение глаголов с ударным личным окончанием? (По гласной букве в окончании).

На доске появляется схема:

1 спр. —> -е, -ут, -ют.
2 спр. —>-и, -ат, -ят.

- Назовите вторую группу глаголов. (Мечтаешь, мелькает, помешаете, мелеют. Это глаголы с безударным личным окончанием).
- Какую вы видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов? (Нечетко слышатся).

3. Сообщение темы, постановка учебной задачи.

- Определите тему сегодняшнего урока. (Написание безударных личных окончаний глаголов). Почему это так важно? Поставьте перед собой цели.

4. Минутка чистописания.

- Сегодня на минутке чистописания мы напишем букву с которой начинается корень всех написанных на доске слов с безударным личным окончанием. Какая это буква? (м) Составьте цепочку букв. В нее должны войти все личные окончания глаголов 1 спряжения в порядке их изменения по лицам и числам. Перед каждым окончанием пишите согласную (м).

мумешьметмемметемут

- А теперь составьте цепочку букв, состоящую из личных окончаний глаголов 2 спряжения и перед каждым окончанием пишите согласную (м).

мумишьмитмиммитемат

- Проверьте себя. (Запись на доске открывается).

5. Изучение нового материала.

- Прочитайте написанные на доске глаголы.

Запись на доске:

... – ходишь;
... – чистим;
... – пилит;
... – режешь;
... – желтеем;
... – дуют.

- Поставьте в них ударения.
- Какие в данных глаголах окончания: ударные или безударные? Объясните написание гласной в безударном личном окончании глагола. (Ходишь – 2спр. – окончание – и).
- Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? (Спряжение).
- Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать по неопределенной форме. Напишите глаголы столбиком, слева припишите соответствующий глагол неопределенной формы.

Проверка:

- Какие пары глаголов вы записали? Сравните полученные пары глаголов. Попытайтесь сделать вывод, как по неопределенной форме глагола можно определить его спряжение. (Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на –ить - это глаголы 2 спряжения. Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ать, -еть, -уть, -1 спряжения).

- Действительно, ко 2 спряжению относятся глаголы на -ить, а вот к 1 спряжению относится большая часть глаголов неопределенной формы, которая оканчивается на -ать, -уть, - ыть, -ять, -оть, еть.

- Откройте учебник на стр. 197. Прочитайте правило. Составьте друг другу вопросы по правилу. Запомните, что это правило касается лишь глаголов с безударным личным окончанием.

6. Физкультминутка.

- Если услышите глагол, который оканчивается на -ить, хлопайте 2 раза. Если назову глагол 1 спряжения – топните. Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов на -ить я назову.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.

- Сколько глаголов 2 спряжения я назвала? (4)

7. Закрепление изученного.

1) Распознавание спряжения по неопределенной форме.

-Выполним упражнение из учебника № 455. Прочитайте задание. Какую цель выполнения этого задания вы видите? Прочитайте образец. Найдите авторскую ошибку.

4 ученика выполняют карточку индивидуальной работы для сильных.

139-1. Списать словосочетания, употребив глаголы в 1-ом лице множественного числа. Выделить окончания, указать спряжение глаголов.

Топором (колоть), ножом (резать), пилой (пилить), щёткой (чистить), лопатой (копать), краской (красить), молотком (стучать), плугом (пахать), сеялкой (сеять).

Проверка по сигнальным карточкам.

2) Правописание глаголов с безударным личным окончанием.

На доске запись:

Плат.т долги, мес.т тесто, уч.т стихотворение, готов.т уроки, нос.т воду, переписыва.т задание.

- Прочитайте словосочетания. Какое окончание нужно написать? Давайте выработаем алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов. Что нужно сделать сначала? Что делаем потом?

На доске появляется схема:

? —> спр. —> н.ф. —> 1 спр. —> ост. —> е, ут, ют
2 спр. —> ить —> и, ат, ят

- Выполним работу с комментированием.
- Совершенствуя свои умения, выполним творческое задание по желанию.

1) Можете выбрать текст, написанный на доске, озаглавить его, списать, вставив пропущенные буквы, дополнить рассказ 1-2 предложениями.

На доске:

Бурый медведь-хозяин наших лесов. Он очень люб.т мёд и часто соверша.т набеги на жилища диких пчёл. Иногда быва.т и на пасеках.

2) Используя словосочетания, записанные на доске, составить рассказ.

лов.т рыбу, точ.т нож, пил.т дрова, ужина.т дома, рису.т картину, се.т овёс.

Проверка:

- Кто выбрал 1 задание? Как озаглавили? Назовите окончание глаголов.
- Кто выбрал 2 задание? Какой текст у вас получился?

8. Подведение итогов.

- Чему учились на уроке? Для чего нужно уметь определять спряжение глагола? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? Поработайте с листом самооценки. Ваши пожелания себе, друзьям, учителю.

9. Домашнее задание по выбору.

1) №459.
2) Используя словосочетания № 459 составить рассказ.