Цели:
- пробуждать интерес к своим историческим корням;
- воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы ВОВ;
- формировать активную гражданскую позицию.
Форма: коллективное творческое дело
И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Подходят победители седые,
Победа остается молодой!
Ход классного часа
Классный руководитель. Дорогие друзья, все вы знаете, что 9 мая наш народ празднует День Победы. Это праздник – со слезами на глазах. Потому что нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулось горе войны.
У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг.
Во многих семьях, в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии – ордена и медали, добытые в тяжелых боях. И как больно сейчас видеть эти ордена, политые кровью, в альбомах коллекционеров и на рынках. И как страшно видеть, с какой легкостью расстаются молодые с военными наградами своих дедов и прадедов, продавая их скупщикам, обменивая на побрякушки. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это цена нашей национальной гордости, чести, достоинства.
Тема нашей сегодняшней встречи: “Орден в твоей семье”. Какие они, эти военные ордена, какой ценой они доставались нашим дедам и прадедам? Об этом и будет наш разговор.
Сергей Л.
Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
Тем, кто был сожжен в бухенвальдских печах…
Тем, кто на речных переправах шел,
словно камень, ко дну…
Марина К.
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену…
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов…
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных
мостов…
Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил,
посвящается наш урок …
Классный руководитель. 9 мая 2009 года уже в 64-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Год 1941-й. страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нас.
Валерия П.
Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался громкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Яна К.
Июнь… Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-й, в мае.
Коля В.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Дима Б.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Классный руководитель. 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну.
Алеся К.
Сорок первый. Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной,
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
Катя Б.
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К Победе шел, Россия, твой солдат.
И не сломила сердце, не сгубила
И душу не растлила нам война.
Видать нечеловеческая сила
Ему – солдату русскому – дана.
Классный руководитель.
“Когда он подвиг совершает,
То не заботится ничуть,
Узнает, кто иль не узнает
О нем самом когда-нибудь” –
Так писал Феликс Чуев о советском солдате, так было всегда, когда наши войны бросались в яростную атаку, закрывали своим телом амбразуру, когда отважные летчики шли на таран самолета противника, когда герои-артеллеристы отражали наступление фашистских “тигров”. Родина не забывает своих героев. Она заботится, чтобы имена отважных ее сынов стали достоянием истории, остались навсегда в памяти потомков. Награждение отличившихся в бою воинов орденами и медалями производились с первых дней ВОВ.
О орденах и медалях ВОВ нам расскажут Юля С. и Катя К.
Юля. 20 мая 1942 года был учрежден орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени (показывает иллюстрацию). Это была первая награда, появившаяся в годы войны. Этим орденом награждали и военных, и гражданских, которые отличились в борьбе с фашистами.
Катя. Первыми получили эту награду артиллеристы дивизиона под командованием капитана Ивана Ильича Криклий. В бою под г. Хорьковым они уничтожили 32 вражеских танка и более 300 фашистов.
Юля. Капитан Криклий не успел получить высокую награду. Он был тяжело ранен и скончался в госпитале.
Катя. Всего за подвиги в годы ВОВ этим орденом были награждены около 500 000 человек.
Юля. В 1985 году, к 40-летию Победы, этим орденом были награждены все участники ВОВ, дожившие до этого праздника.
Катя. В ходе ВОВ были учреждены ордена, носившие имена великих русских полководцев: орден Суворова, орден Кутузова, орден Ушакова, орден Нахимова, орден Богдана Хмельницкого.
Юля. Этими орденами награждались выдающиеся советские полководцы:
Г.К. Жуков, А.М. Васильевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев и другие.
Катя. Орден Александра Невского (показывает иллюстрацию). Его вручали офицерам Красной армии, которые нанесли большой урон врагу. Всего же этот орден был выдан 40 000 раз.
Юля. Первый такой орден получил командир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан. Его батальон смог отразить атаку целого фашистского полка, поддержанную танками.
Катя. 8 ноября 1943 года учрежден высший орден Советского Союза – орден Победы (показывает иллюстрацию). Шла война, русскую землю еще топтали фашисты, но весь народ глубоко верил в победу.
Юля. Орденом Победы награждали полководцев за выдающиеся военные операции, которые изменяли фронтовую обстановку в пользу Советских Вооруженных Сил.
Катя. Рубиновую звезду ордена Победы, усыпанную брильянтами, в годы войны получили 11 самых выдающихся полководцев.
Юля. Имена всех кавалеров ордена Победы занесены на мемориальную доску в Большом Кремлевском дворце.
Катя. А самой почетной солдатской наградой был орден Славы трех степеней. Он появился в тот же день, что и орден Победы (показывает иллюстрацию).
Юля. Этим орденом награждались бойцы за личный подвиг в боевой обстановке. Орден имеет 3 степени. Высшей является 1-я степень. Награждение производилось последовательно: сначала вручали орден 3-й степени, затем 2-й и, наконец, 1-й степени.
Катя. Орден Славы напоминает старинный русский солдатский орден – Георгиевский крест. Об этом сходстве напоминает знаменитая черно-оранжевая ленточка, которая получила название Георгиевская (показывает иллюстрацию).
Юля. Получить эту награду было очень трудно – ее получал тот, кто первым ворвался с боем в расположение противника, кто в минуту опасности спас знамя части, тот, кто, рискуя жизнью, спас в бою командира.
Катя. Полными кавалерами Славы (для этого надо было получить все три степени ордена) стали в годы ВОВ 2500 воинов.
Юля. Самая почетная солдатская медаль – это медаль “За отвагу”. Ее вручали за личное мужество, проявленное в бою (показывает иллюстрацию).
Катя. В годы войны были учреждены медали за оборону городов-героев Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Киева, а также Кавказа и Советского Заполярья. За освобождение европейских городов Белграда, Варшавы, Праги.
Юля. В день Победы, 9 мая 1945 года, все военные получили медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”.
Катя. А вот если вы увидите на груди ветерана такую медаль (показывает иллюстрацию), знайте, что это Герой Советского Союза. Такую медаль вручали человеку, который совершил настоящий подвиг!
Юля. В годы ВОВ более 11 000 советских людей стали Героями Советского Союза. Среди них – представители более ста национальностей!
Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Мы узнали, как выглядят некоторые ордена и медали ВОВ, за какие заслуги Родина давала такие награды. Мы поняли, что каждая такая награда доставалась ценой тяжелого ратного труда, и часто – ценой жизни. Наш долг – сберечь память о подвиге людей старшего поколения, передать эту память детям и внукам.
А теперь мы послушаем ваши рассказы. Какие награды хранятся в вашей семье, какие подвиги связаны с этими наградами, какие имена вспоминают в вашей семье в День Победы?
Творческий отчет учащихся о дедушках и бабушках – ветеранах ВОВ “Орден в моей семье” (Света Седыхова, Катя Белоусова, Марина Клянченкова, Аня Тарасова)
Ксения Д.
– Не ходите на Русь! – Мономах обращался к соседям.
– Кто с мечом к нам придет,
от меча и погибнет!
– Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе правоту этих слов
Справедливым мячом доказал.
Саша П.
Сколько ж пахарей потеряла, Россия,
Сколько лучших сынов
Отдала ты кровавым векам?
– Не ходите на Русь!
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
Саша Д.
Не ходите на Русь!
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем –
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена.
Классный руководитель. 9 мая наш народ празднует День Победы. Будут салют, фейерверки, будут песни и парады. Но миллионы наших соотечественников жизнью заплатили за эту победу. Предлагаю почтить их память минутой молчания.
Минута молчания.
Витя А.
На рубеже весны четвертой.
В награду за года тревог
В дыму и прахе распростертый
Берлин лежит у наших ног.
Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди –
Есть справедливость на Земле!
Алеся К.
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день Большого Мая
Уже вступал в свои права.
Армейский зуммер пискнул слабо:
Два слова сразу сняли сон.
Связист из полкового штаба
Вскочил и бросил телефон. И все!
Стреляли танки и пехота.
И, раздирая криком рот,
Впервые за четыре года
Палил из “Вальтеров” народ.
Вдруг тишь нахлынула сквозная.
И в полновластной тишине
Спел соловей, еще не зная,
Что он поет не о войне.
Звучит фонограмма песни “День Победы”.
Аня Т.
Лежат в шкафу отцовские медали,
А ваши дети ходят в детский сад.
А мы, признаться, лишь в кино видали,
Как бьют в броню осколочный снаряд.
Света С.
Но до сих пор мы слышим шум капели
Победной той и ранней той весны.
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Как хорошо на свете без войны!
Сергей Л.
Как хорошо влюбляться и смеяться,
Как хорошо порою погрустить.
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто – хорошо на свете жить!
Как хорошо проснуться на рассвете.
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без
Выходят дети, в руках большие нарисованные плакаты.
Света С. Я нарисую яркое солнце!
Лера П. Я нарисую синее небо!
Лера П. Я нарисую свет в оконце! Алеся К. Я нарисую колосья хлеба!
Юля С. Мы нарисуем осенние листья,
Катя К. Школу, ручей, друзей беспокойных.
Все.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!!!
Классный руководитель.
Поднимите рисунки выше,
Чтоб все их видеть могли,
Чтоб всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли!!!