Цель факультативного занятия:
- обобщить и закрепить знания по теме “ Был ручей совсем ничей, пусть он будет нашим”;
- формирование личности ребенка;
- воспитание его гражданских чувств, становление активной жизненной позиции, бережного отношения к природе;
- развитие познавательных процессов.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей с народной культурой и приобщения к ней, используя элементы фольклорного материала;
- развивать художественное мышление, речь, певческие игровые навыки.
Цели и задачи по естествознанию:
- обеспечить усвоение знаний учащимися об основных понятиях темы “ Гидросфера”, а также об основных источниках загрязнения природной воды и их последствиях;
- выработать у учащихся обоснованных взглядов и убеждений о необходимости охраны природных вод.
Оборудование: фрагменты магнитофонной записи песни “ Живи, родник” С. Беликова, магнитофон, декорации для сказки о нефтяной рыбке, трафареты рыб, костюмы сказочных героев.
Ход занятия
Вступление:
Бабушка Ульяна: Здравствуйте, ребятушки! Здравице вам желает и батюшка наш солнышко – колоколнышко, что в оконце наше заглядывает. А собралось у нас нонче гостей много: и учительница, а с ней и ребятушки, с которыми вы вместе уму – разуму набираетесь. А встреча у нас нонче не простая. Путешествовать мы будем по водице Земли, нашей матушке.
Учитель естествознания: Мы начинаем наше путешествие в удивительную страну ее Величества воды. Вспомните, как называется эта страна? (Гидросфера.)
Учитель естествознания: Вода – одно из главных природных богатств человечества. От нее зависит не только благополучие, но и само существование целых народов. Неслучайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озер и морей. Именно по этим водным хранилищам пройдет наш путь.
Бабушка Ульяна:
Вода, тебе мы посвящаем
Стихи, и песни, и дела!
Тебя сегодня прославляем,
Чтоб ты у нас всегда была.Тебе, вода поем мы славу,
Живи на счастье и забаву,
И радуй нас собой всегда,
Так пусть же славится вода!
– пришла сегодня в гости к нам сама ее Величество Вода (входит в зал девочка, одетая в костюм воды, сделанный из голубых полиэтиленовых пакетов ).
Ученица:
Пришла сегодня в гости к вам,
Надеюсь, что к своим друзьям.
Вы расскажите обо мне,
Откройте тайны о воде.Загадаю вам загадки,
дайте мне на них отгадки.
Викторина:
- В морях и в реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.) - Шириною широко, глубиною глубоко.
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется!
Потому что не вкусна – и горька, и солона. (Море.) - Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.) - Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек, река.) - Не проедешь, не пройдешь,
Обойдешь сторонкой,
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой. (Болото.) - К маме – речке бегу и молчать не могу
Я ее сын родной, а родился весной. (Ручей.) - Там, где корни вьются на лесной тропе,
Маленькие блюдца спрятались в траве,
Каждый, кто проходит, подойдет – напьется.
И опять в дорогу силы наберется (Родник.)
– Рада, рада, что смогли отличить пруд от реки.
У меня дел нынче много – нужно срочно их решать.
Берегите воду, дети, ведь она для всех, как мать! (Уходит.)
Бабушка Ульяна: Ну-ка, касатики, мой настал нонче черед узнать к какой водице подошел наш путь?
– Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник.)
Учитель естествознания: А что такое родник?
Ответы учащихся: Родник (природный источник) – место выхода подземных грунтовых вод на поверхность. Источники, обогащенные солями и газами, называются минеральными. Они используются для лечения различных заболеваний.
Учитель естествознания: А какие минеральные источники находятся в нашем районе?
Ответы учащихся: Курорт “Усть-Кут”, “Гоуджигит”.
Учитель естествознания: Действительно, это сейчас мы знаем об удивительной силе такой “живой” воды, как ее называли в сказках, которая могла оживлять людей. А в древности люди не могли объяснить происхождение таких источников и приписывали их образование сверхъестественной силе.
Бабушка Ульяна: А какие вы ребятушки знаете сказки, в которых герои пользовались “живой” водой?
Ответы учащихся: “Иван-царевич и серый волк ”, “Безногий и безрукий богатыри” и др.
Бабушка Ульяна: Где, как не в песнях, люди выражают свои чувства, свое доброе отношение к воде. (Исполнение фрагмент песни “ Живи, родник”)
Бабушка Ульяна: Продолжим наш путь по стране ее величества Воды. Угадайте, о каком природном водоеме идет речь?
– Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река.)
Учитель естествознания: Что такое река?
Ответы учащихся: Река – это постоянный водоток, текущий в естественном углублении земной поверхности.
Учитель естествознания: Какая река протекает по нашей местности? Что вы о ней знаете?
Ответы учащихся: река Лена берет начало в 7–8 км от оз. Байкал и впадает в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Реки богаты речными и приречными обитателями и т. д.
Бабушка Ульяна: А вы знаете, ребятушки, что в далеком прошлом люди считали, что р. Лена берет свое начало из оз. Байкал. Но эти предположения не подтвердились.
Учитель естествознания: Какое значение имеет р. Лена для наших северных районов?
Ответы учащихся: Мощный транспортный путь, водные и животные ресурсы и т.д.
Бабушка Ульяна: А сейчас давайте, ребятушки, посвятим нашу хороводную реке. (Исполнение песни в хороводе.)
– Реки быстрые, донца серебристые,
Разливы широки, потопы глубоки.
Разливались широко, потоплялись глубоко.
Оставался бережок, в саду зелен лужок.
В саду девочки гуляли,
Красавицы цветы рвали,
Украшали, украшали,
В хороводе постояли.
Бабушка Ульяна: Это кто на нашем пути повстречался? Герой какой сказки? (Встреча с Емелей.)
Ответьте мне, касатики, о каком речном обитателе говорится в этой сказке? А какой представлена эта речная героиня? (Доброй волшебницей, выполняющей все желания.)
Емеля:
На рыбалку я ходил,
Много рыбы наловил.
Вот в ведре все рыбы эти.
Знаете ли вы их, дети?! (Достает по одной из ведра старинного крупные трафареты рыб.)
Учащиеся определяют, какие рыбы в ведре у Емели и дают краткую их характеристику. (Щука, лещ, налим, окунь, ленок.)
Бабушка Ульяна: Мы, Емеля предлагаем тебе поиграть с нами – повторить скороговорку о реке и ее обитателе.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап. (Повторяют все желающие.)
Емеля:
Я за вас, друзья, так рад,
Ваши знания просто клад.
Приглашаю на уху,
С радостью всех угощу! (Емеля уходит.)
Бабушка Ульяна: Ребятоньки, но кроме скороговорок вы знаете и пословицы – народные изречения. Вспомните их. Как они применяются к житейским случаям?
Ответы учащихся:
Чтобы рыбку съесть – надо в воду лезть.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень вода не течет.
Бабушка Ульяна: А сейчас, рыбоньки мои, постарайтесь узнать, к какой водице подошли?
Чистой, чистой, хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал.
Голубая жемчужина наша-
Легендарное море… Байкал.
Учитель естествознания: О каком природном водоеме идет речь? Что такое Байкал? Что такое озеро?
Ответы учащихся: Озеро – природный водоем, расположенный в естественных углублениях земной поверхности.
Учитель естествознания: Но, прежде, чем идти дальше, ответьте на вопросы викторины, которые раскроют тайну кристальной чистоты байкальской воды.
Бабушка Ульяна: А я, касатики мои, хочу напомнить, что чистоту природной водицы можно определить по ее обитателям. Люди еще издавна заметили, что если в воде растут белые лилии-кувшинки, а вокруг летают изумительной красоты стрекозы с синими и зелеными бархатными крылышками, вам повезло. Перед вами купальня с идеально чистой водой. А в грязной воде ничего этого нет. Разве, что встретишь в дурно пахнущем иле пиявку, улитку и такое растение – ряска.
Учитель естествознания: Викторина:
- Кто из живых организмов очищает оз. Байкал? (Эпишура.)
- Сколько бы могли прожить люди, пользуясь только байкальской водой? (40 лет.)
- Какое растение является биоиндикатором чистой воды? (Аир болотный.)
- Какое растение является биоиндикатором грязной воды? (Ряска.)
- Растение – фильтр, санитар грязной воды. (Рогоз.)
Бабушка Ульяна: А сейчас, касатики, настало время поблагодарить водицу.
Учащиеся повторяют с поклоном слова:
Спасибо тебе, водица,
за родники и озера,
за реки и ручейки.
Прости нас, водица,
За все зло людское.
Учитель: А, действительно, какой вред человек наносит нашим водам?
Ответы учащихся: Уменьшение и загрязнение пресной воды. Источники загрязнения – сброс неочищенных стоков промышленности, чрезмерное использование удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, бытовые отходы, нефтепродукты.
Бабушка Ульяна: Вот и подошли мы к синему морю. Но что это с морем случилось? Давайте, ребятушки, посмотрим.
Инсценирование сказки о нефтяной рыбке.(море, дед с бабкой сидят, сеть с мусором – банки, пакеты, бутылки, бумага…)
Автор:
У самого синего моря
Сидели те наши герои.
Старик со своею старухой
Вели разговор деловой.
Бабка:
Так что же случилось с тем морем?
Всю жизнь оно нам помогало.
Теперь оно стало лишь горем,
Ведь рыбку злату не послало.
Автор:
Закинул старик невод в море.
И вытащил, видит: “ О горе!”.
Бутылки, железные банки,
Весь мусор и прочие склянки.
Так что же им делать – не знают.
Старик с рыбаками рыбачат,
Но, кроме дешевой селедки
Ничто не попало ему.
Рыбка:
Я – рыбка золотая,
Теперь все же гнилая.
Вы только посмотрите –
Облезла чешуя.Теперь не золотая,
Теперь я нефтяная
И виновата в этом
Лишь экология.
Дед:
Так что же случилось с той рыбкой?
Сто лет она нам помогала –
Старухе наряды меняла,
Царицей ее назначала.
Автор:
Замучил народ наш вселенский
Златую владычицу мира.
Не знала, куда ей деваться,
Решила вновь в сети попасться.
И молвила рыбка:
Рыбка:
О, старче, не отпускай назад меня в море!
А брось лишь в бассейн домашний
С прозрачной и чистой водою.
Все:
И мы обращаемся: “Люди!
Вода – это жизнь, это счастье.
Беречь надо это богатство,
Чтоб не было в мире несчастья.
Бабушка Ульяна: Мы все присоединяемся к призыву героев сказки – бережно относиться к воде, в целом к природе, к нашей матушке Земле.
Учитель: Загрязнение водоемов может привести к водному голоду. Поэтому нам необходимо заботиться о чистоте водоемов. Каким образом вы можете помочь водоемам?
Ответы: Не бросать мусор, собирать отходы…
Бабушка Ульяна: Спасибо, ребятушки, что нонче пришли ко мне в гости. Во другой черед поведу я вас в другую сторонушку. А покамест здравица вам всем.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? (Рефлексия.)