Урок с элементами исследования по теме "Химические свойства металлов"

Разделы: Химия


“Нет без явного трудолюбия
ни талантов, ни гениев”
(Д.И.Менделеев)

Цели:

  • Экспериментально изучить химические свойства металлов;
  • Отработка записи уравнений химических реакций;
  • закрепить на практике умения работать с химическими реактивами.

Оборудование:

  • таблица “Растворимость солей, кислот и оснований”;
  • электрохимический ряд напряжений металлов;
  • лист ученика, содержащий информацию по теоретическому материалу и инструкции к проведению практической работы;
  • реактивы – медная проволока, магниевая стружка, кусочки меди, раствор соляной кислоты, раствор серной кислоты, порошок железа;
  • лабораторное оборудование.

Методы:

  • исследовательский;
  • репродуктивный;
  • практическая работа;
  • иллюстративный.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Форма работы: групповая.

Ход урока

1. Объявление темы урока, целей и девиза урока (слайд 1) Приложение 4.

2. Для повышения заинтересованности учитель предлагает учащимся разгадать небольшие загадки про металлы (слайд 2, 3, 4).

3. Перед тем как приступить к изучению химических свойств металлов учащимся предлагают вспомнить особенности физических свойств металлов. Для этого они выполняют тестовое задание (Приложение 1).

4. Изучение реакции взаимодействия металлов с неметаллами.

5. Учащимся предлагают просмотреть два видеофрагмента – взаимодействие меди с хлором и взаимодействие натрия с серой, а также демонстрационный опыт – горение магния. Кроме этого учащиеся проводят небольшую лабораторную работу – опыт № 1 с использованием Рабочей карты (Приложение 3). Учащиеся должны записать в выданной таблице (Приложение 2) уравнения реакций и ответить на вопрос – с какими веществами реагируют металлы? В презентации сделаны ссылки на небольшие видеофрагменты (слайд 6). Все видеофрагменты взяты с DVD диск. Цифровая база видео. Химия, сетевая версия. Институт новых технологий. После демонстрации опытом все реакции записываются на доске с одновременной проверкой в презентации (слайд 7). Учащиеся делают выводы о взаимодействии металлов с неметаллами.

6. Изучение реакции взаимодействия металлов с водой.

Учащимся предлагается просмотреть видеофрагмент (слайд 8) взаимодействия натрия, калия и кальция с водой. После просмотра учащиеся должны ответить на вопрос – какие вещества образуются в результате реакции и записать уравнения реакций в таблице. После этого учитель демонстрирует взаимодействия железа с водой. Полученный раствор испытывают фенолфталеином для сравнения с предыдущим опытом. Учащимся предлагается сделать вывод о взаимодействии металлов с водой в зависимости от их химической активности. Учащиеся записывают уравнения химических реакций с проверкой в презентации (слайд 9, 10).

7. Изучение реакции взаимодействия металлов с растворами кислот.

Учащимся предлагается провести небольшую лабораторную работу с использованием Рабочей карты (Приложение 3). После проведения лабораторной работы учащиеся делают вывод о взаимодействии металлов с кислотами, отвечая на вопросы, поставленные в Рабочей карте. Запись уравнений реакций проводится по схеме на доске (слайд 11).

8. Изучение реакции взаимодействия металлов с растворами солей.

Учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент взаимодействия железа и меди с растворами солей (слайд 12). После просмотра учащиеся должны сделать вывод о взаимодействии металлов с растворами солей. Кроме этого учитель предлагает учащимся попрактиковаться с электрохимическим рядом металлов о возможности взаимодействия металлов с растворами солей.

9. В конце урока учащиеся вместе с учителем делают вывод о химических свойствах металлов и учащиеся выполняют небольшую работу на закрепление полученных знаний. При щелчке на слайде возле правильного ответа появляется Улыбающееся лицо (слайд 13).

10. Домашнее задание: § 9.

Данный урок проводится с использованием интерактивной доски (см. файл Notebook)

Использованная литература

  1. О.С.Габриелян. Химия 9 класс. М.: Дрофа, 2007.
  2. DVD диск. Цифровая база видео. Химия, сетевая версия. Институт новых технологий.
  3. http://veselble-kartinki.narod.ru/Fonbl_animirovannble.html
  4. http://www.zooclub.ru/fotogal/anima/