Цель:
- Формирование собственного мнения и отношения к прочитанному,
умение передавать его при чтении, развитие умения выявить авторскую позицию,
сопоставление героев различных произведений, внимание к внутреннему состоянию героя,
наслаждаться красотой слова автора, глубиной его мысли, учиться обобщать, анализировать и делать выводы. - Развитие творческих способностей детей.
- Воспитание бережного, доброго отношения к окружающим.
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой на урок) (Приложение. Слайд 1) Музыка.
Положите цветок добра и хорошее настроение на обе ладошки. Почувствуйте , как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Ивам хочется ее послушать. Мысленно поместите добро и хорошее настроение в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас и доставляет радость. У вас появляются новые силы; здоровья и радости. Вы чувствуете, как ваше сердце наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас овевает теплый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили то , что сейчас чувствуете и взяли с собой. Теплые чувства и хорошее настроение будут с вами на уроке.
Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Улыбнитесь друг другу, гостям. Пошлите добрые мысли.
2. Речевая разминка (слайд 2)
ла-ла-ла – здравствуй школа
ок-ок-ок – мы пришли на урок
ать-ать-ать – очень хочется узнать
та-та-та – где живее доброта
Вокалотерапия (слайд 3)
– Прочитать громко соблюдая паузы.
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник не конфета
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Будет вертеться Земля быстрей
Если будем мы с тобой добрей!
– Прочитать тихо, через строчку.
3. Актуализация темы урока
– Сегодня мы поговорим о важном и нужном качестве , без которого человек не может называться человеком. Вы наверное догадались , что это за качество. Помогите мне закончить строчки.
Слайд 4
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других забыть не дает
И оно поважнее,
Чем лица красота
Догадались, что это?
Сердец…. (доброта)
– Мне сегодня очень радостно от новой встречи с вами, и немного грустно, что сегодня мы расстаемся с героями рассказа В.А.Осеевой “Волшебное слово”.
4. Сообщнние темы урока и задач (слайд 5)
– Сегодня мы постараемся уяснить смысл произведения, чтобы понять идею и найти золотые ключики к сердцу человека так же попытаемся ответить на вопрос: что такое доброта? Будем наслаждаться красотой слова автора, глубиной его мысли, а перечитывая страницы, будем учиться обобщать, анализировать и делать выводы.
– Как вы понимаете слово доброта? (Внимание, счастье, радость, дружба.)
– А как в словаре объясняется это понятие? (Словарь Ожегова, Даля.)
5. Работа в парах.
–Посмотрите на карточки и восстановите хронологию рассказа.
- Встреча с мудрым стариком.
- Волшебное действие слова.
- В комнате сестры.
- На кухне с бабушкой.
- Разговор с братом.
- Может ли быть продолжение волшебства?
– Проверьте! Молодцы, вы хорошо знаете это произведение. (Слайд 6)
– Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий и нелегкий. На нем ожидают удачи и неприятности. У каждого человека большого и маленького свой путь к доброте.
– И так мы начинаем погружаться в рассказ.
– Подтвердите словами из текста, как выглядел Павлик, во время встречи со стариком?
6. Работа со “Словарем настроения”
– Какое было у него настроение?
– Поможет ли эта встреча мальчику?
– Хорошо , что ему встретился такой мудрый старик и помог советом. Ведь Павлику придется еще многое узнать и научиться. Наши гости тоже мудрые и дадут совет.
Это наш первый ключик “Слушай мудрые советы старших”
7. Словесное рисование
– Опишите словами из текста , что вы видите на экране. (Слайд 7–8)
– Подтвердите отношение Павлика к окружающим, пока он не знал волшебного слова?
Ведь, чтобы окружающие люди хорошо относились к тебе, надо самому быть вежливым и не капризничать.
Это второй ключик к сердцу “Будь внимателен и добр к окружающим”
– Какое произведение В.Осеевой подтверждает эти слова. (Обидчики)
Когда человек уважает других, помогает, он радуется вместе со всеми. (Слайд 9)
– Какие из радостей вам близки и вы бы их выделили. (Радость)
– Завершенного труда
– Родительской любви
– Понимания
– Умения радоваться успехам других
– Когда наш герой был счастлив по настоящему? (Подтвердите словами из текста)
– Поделитесь секретами своего счастья.
Это третий ключик “Счастье моей семьи”
8. Физкультминутка(караоке “Дождик босиком") Слайд 10
– Как вы думаете: можно ли человека заставить быть добрым?
(Доброта живет в сердце человека, и если оно злое, он будет притворяться добрым. Доброту нужно воспитывать.)
– С помощью чего человек может выражать свои чувства? (Мимика, жесты, голос)
9 .Чтение по ролям 2 части.
– Почему никто не мог отказать мальчику?
Это следующий наш ключик “Добиваясь своей цели не обижай других”
– Молодцы! Вы получаете отметку…..
Жизнь преподносит нам разные уроки. Она всегда будет нас испытывать и проверять. И во всех ситуациях мы должны оставаться людьми.
10. Работа с фразеологизмами. (Музыкальная шкатулка)
– Дополните подходящими по смыслу словами.
“Доброе слово, что дождь в засуху”
“Доброе слово дом построит, а злое разрушит”
“Жизнь дана на добрые дела” (Слайд 11)
11. Физкультминутка (слайд12)
Давайте вверх тянуться к солнечным лучам
Давайте наклоняться к чарующим цветам
Вокруг мы оглянемся, нет ли где беды,
Чтобы на помощь другу вовремя придти.
Похлопаем в ладоши, Чтоб горе развести
И пожелаем всем мы доброго пути.
12. Творческая мастерская.
– Мы вспоминали счастливые моменты своей жизни, радостные минуты, но человек живет еще и будущим.
– А смогли бы вы изобрести свою машину “Доброты”.
Новый ключик к нашему сердцу “За добро не требуй награды”.
– Что помогло вам раскрыть свои мысли и желания? (Фантазия)
– Давайте по фантазируем и оживим наших героев!
13. Театрализованная миниатюра в стихах “Волшебное слово”. Защита проекта.
Чтение отрывка стихотворения Э.Асадова “Что такое счастье”.
Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
В делах и играх мы с вами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится- стыдится.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста…
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды…Где красота – там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись.
Ни светлым днём, ни днём красивым,
Ты добротою поделись!Люди! Я прошу вас!
Ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
– Молодцы! Я ставлю вам…..
14. Обобщение
– Давайте посмотрим на наше беспокойное сердце. Оно обрело золотые ключики, которые наполняют его счастьем. Ваше мнение совпало с моим, но я хочу добавить еще несколько ключиков, без которых оно не будет счастливо.
– Любовь
– Мир
– Сострадание
Давайте вспомним, на какой вопрос мы пытались найти ответ. Но, мы оставим его открытым, так как люди ищут на него ответ всю свою жизнь. Кто верит, надеется – будет счастлив.
– Какое произведение помогло найти ответ на наш вопрос?
15. Домашнее задание
– Продолжить произведение.
– Написать отзыв о нашем представлении.
– Найти другие рассказы помогающие отыскать новые ключики к сердцу человека.
Приложение, слайд 13
16. Итог урока
– Пусть это сердце будет залогом нашей дружбы. Положите руки на плечи друг другу, очень важно почувствовать плечо друга, знать, что в трудную минуту он рядом. Этим мы счастливы и бесконечно добры.
Слайд 14
Добрые люди, на свете бывает
В наших окошках то свет, то темно
Песни не любят когда их забывают
Сердце не любит когда оно одно.
Добрые люди никто нас не рассудит –
Только сами поймем, в чем смысл и суть
Добрыми будем - тогда и выйдем в люди!
Добрыми будем, и будет путь добрей!
Добрые люди ничто нас не остудит
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет!
Добрыми будем, и будет жизнь добрей!
Песня “Дорогою Добра”
Павлик и его сестра помогут мне, раздадут сердечки на память ребятам и гостям, которые всегда будут напоминать о золотых ключиках к сердцам людей. Спасибо за добрые минуты общения с вами и за урок.