На словообразование в учебных комплексах отводится, на взгляд автора данной статьи, недостаточно времени. А в заданиях ЕГЭ или олимпиадных заданиях любого уровня: от школьного этапа до российского, словообразование присутствует в обязательном порядке. Приставки, суффиксы от волнения смешиваются в голове ученика, если он не тренировался систематически выполнять нехитрые действия по образованию слов английского языка. Как подготовить ученика к выполнению заданий части Use of English, автор расскажет без утайки, обо всём, что знает и использует сам на своих уроках.
Занимаемся словообразованием каждый урок.
Word formation (словообразование) – увлекательнейшее из всех занятий. Больше всего мои ученики любят заниматься ни чтением, ни переводом, ни разговором, а именно составлением новых для них слов. Каждый раз происходит маленькое открытие. Дайте им эту науку, как детский конструктор, и считайте, что дисциплина у вас на уроках уже налажена. На оценку “хорошо” справиться с заданием смогут даже самые отстающие ученики, которые и являются главными нарушителями спокойствия. Дайте им карточку, да, побольше-побольше, пусть работают. Я забежала вперед, карточки – это только один из вариантов работы, и их образцы я приведу в пример чуть позже. Но здесь же добавлю, что эти упражнения в словообразовании и угадывание значений новых слов ускоренными темпами пополняет словарь ваших подопечных. Что в свою очередь приводит к лучшему пониманию текста и аудиозаписи при сдаче экзаменов и тестов по английскому языку.
Достаточно посвятить словообразованию десять минут на вашем уроке и результат не заставит себя долго ждать. Чаще всего мы с классом работаем фронтально. Один из учеников идёт к доске, на которой написаны слова для дальнейшей их трансформации. Ученику даётся задание образовать слово при помощи определенного суффикса или приставки и догадаться о его значении. Класс в это время следит за правильным выполнением задания, поправляет, если есть ошибки. Оценки за работу получает не только тот, кто работал у доски, но и ученики, которые принимали активное участие в исправлении ошибок в написании и переводе слов на русский язык.
Любая новая тема начинается с объяснения.
Приведу в пример методику составления плана урока по словообразованию. Существует очень удобная форма, так называемая карта, где описывается каждый шаг, задачи, методы, виды деятельности. Включите воображение и представьте, что делаете на уроке вы и ваш класс. Поделите тетрадь на две части. Подпишите “педагогическая деятельность” и “учебная деятельность”.
| Педагогическая деятельность (то, что на уроке делаете вы) | Учебная деятельность (то, что на уроке делают ученики) |
| Тема, по которой мы прямо сейчас составим наш урок, – обобщение грамматического материала – словообразование при помощи суффиксов -er/-or | |
| 1 шаг. Учитель даёт задание: прочитать с доски и перевести слова: worker, writer, teacher. | 1 шаг. Ученики читают уже знакомые слова и переводят без труда, поскольку их уже знают. |
| 2 шаг. Учитель задаёт вопрос, есть ли у этих слов что-нибудь общее, на какой вопрос они отвечают. | 2 шаг. Ученики отвечают на вопрос и приходят к выводу, что эти слова обозначают человека, а точнее лицо, которое занимается определенной деятельностью. |
| 3 шаг. Учитель обращает внимание, что слова эти образуются от глаголов | 3 шаг. Учащиеся записывают в тетради правило |
| 4 шаг. Учитель пишет на доске пары слов: to
work – worker. Задает по-русски вопросы: А) К какой
части речи относится первое слово? |
4 шаг. Учащиеся отвечают: А) Глагол. |
Пусть дети сами сделают твёрдые выводы и перейдут к выполнению упражнений по карточкам. Карточки можно заготовить, исходя из принципа от простого к сложному.
Варианты карточек могут быть бесконечно разнообразными.
Самые простые, но очень полезные, могут выглядеть так:
Образовать новые слова и догадаться об их значении, не прибегая к словарю |
||
| 1. jump | 1. jumper | 1. прыгун |
| 2. run | 2. | |
| 3. swim | 3. | |
| 4. speak | 4. | |
| 5. translate | 5. | |
| 6. build | 6. | |
| 7. singer | 7. | |
| 8. listen | 8. | |
| 9. box | 9. | |
| 10. dance | 10. | |
Задания для младших школьников возможно написать по-русски. Старшеклассники должны понимать задание на английском языке.
Jobs |
| Look at the box and find the word for a person who ... |
| builds houses. |
| a builder. |
| designs houses. |
| an architect. |
| grows food in his or her fields. |
| repairs cars. |
| repairs water pipes. |
| sells meat. |
| makes or sells bread. |
| sells vegetables. |
| works in an office and deals with correspondence, filing, etc. |
| cures sick animals. |
| looks after sick people. |
| repairs household machinery. |
| cooks in a hotel or restaurant. |
| looks after people's teeth. |
| flies aeroplanes. |
| an architect, a baker, a buider, a butcher, a chef, a dentist, a farmer, a greengrocer, a mechanic, a nurse, a pilot, a plumber, a secretary, a service engineer, a vet. |
И, наконец, задания для 10-11-х классов могут быть представлены в виде связного текста. Например, в задании нужно прочитать приведённый ниже текст. Преобразовать слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполнить пропуски полученными словами.
WHY RUNNING IS SO GOOD
| Over the years, I've done many types of exercise but in my opinion the _____________of them all is running. | GOOD |
| It _______________what age, shape or sex you are: running suits everyone. | MATTER |
| There are many things that make running a great physical activity for________ who does it. | BODY |
| __________benefits include lowering your blood pressure and, although you may feel tired as you jog, helping to increase your energy levels. | IT |
| It is also a great way of______________weight, burning around 450 calories in half an hour, compared with 250 when cycling. |
LOSE |
| what I like most about running is that it has a wonderful effect on the mind. | HOW |
| This is because running releases substances in the body_________ endorphins, which are responsible for making us feel good. |
CALL |
О словообразовании можно написать целую диссертацию. Автору же статьи хотелось просто обратить внимание коллег на простоту методики и пользу от систематических занятий с учениками формированием слов английского языка. Ведь в результате творческих упражнений с языком у ребят появляется понимание некого алгоритма мышления, которым обладают носители английского языка. Это понимание облегчает усвоение иностранного языка и делает его более органичным.