Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство.
Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери.
Г.Бокланов.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы педагогов с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В проекте Национальной доктрины образования в Российской федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового патриотического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость” (1 стр. 42).
Следует отметить, что патриотические чувства не возникают само по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В свою очередь именно дошкольный возраст является сензитивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, в том, числе и чувства патриотизма. Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу знаний, формирует на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Между тем в средствах массой информации продолжается дискуссии о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Патриотизм, по мнению некоторых людей, якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана заботиться о своих детях, дать все своему народу, чтобы тот захотел ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет нас осыпать благами и сколько необходимо этих благ, для того чтобы человек начал любить свою Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее успехам, достижениям, победам? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее создаем.
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?
Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Нам посчастливилось жить в Хакасии. Это республика с богатым историческим прошлым, сказочно богатой и прекрасной природой – обширными полями, высокими горами, быстрыми реками. Недаром о красоте и богатстве республики написано много стихов, картин.
Но основным богатством нашей республики являются люди. В настоящее время в Хакасии насчитывается более 40 национальностей. Коренными жителями являются хакасы. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.
О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатства страны.
Исходя из всего выше сказанного мы поставили перед собой цели:
- Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
- Создание в детском саду предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Для достижения целей поставили задачи:
- Воспитание у ребенка люби и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике, стране;
- Формирование бережного отношения к природе;
- Знакомство с символикой г.Черногорска, республики Хакасия, и РФ;
- Развитие интереса к русским и хакасским традициями и промыслам;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- Формирование чувства толерантности.
Решая задачи патриотического воспитания, мы руководствовались следующими принципами:
- Позитивный центризм (отбор знаний актуальных для ребенка данного возраста);
- Дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание различных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для достижения цели нами было разработано и реализовано несколько проектов:
- “Моя малая Родина”.
- “Мой город и республика, в которой я живу”.
- “Традиции моего народа”.
- “Моя родина – Россия”.
- “Земля – планета, на которой ты живешь ” и др.
В группе с помощью родителей созданы макеты “Русская горница” и “Юрта”. Оформлены альбомы “Моя семья”, “Достопримечательности нашего/ей города /республики ”, “Хакасские орнаменты”, “Декоративно – прикладное искусство”, “Хакасская национальная одежда”, “Русская национальная одежда” и др.. Проводились выставки детского творчества (сотворчества детей и родителей) “Славься край родной!”, “Город – глазами детей”. Сделан подбор литературы, знакомящей детей с фольклором хакасского и русского народов. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям, но и способствую развитию личности в духе патриотизма.
Свою работу строили в тесной взаимосвязи с родителями и узкими специалистами. Совместно с музыкальным руководителем проводили праздники:
- Русские народные - “Колядки”, “Масленница”, “Иван – купала” и др;
- Хакасские - “Чыл пазы” (праздник начала года), “Таан – той” (праздник прилета первых весенних птиц) и др.
Совместно с инструктором по физическому воспитанию разучили русские (“У медведя во бору”, “Пятнашки”, “Кот и мыши”, “Горелки”, “Лапта”, “Жмурки” и др.) и хакасские народные игры (“Косой дождь”, “Перескаки”, “Застукалка”, “Мерчик”,”Мирке” и др.)
Родители принимали активное участие в реализации проектов. Оказывая посильную помощь в организации предметно – развивающей среды, в проведении экскурсий, походов в музей, созданию альбомов, выставках, конкурсах, принимали активное участие в проведении праздников.
Итогом реализации каждого проекта являлось комплексное занятие, либо проведение праздника, либо создание мини – спектакля.
Знакомясь с “Малой Родиной”, ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. У детей дошкольного возраста постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к родине, отчизне. Привязанность к родному дому, желание беречь его, делать лучше, связаны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не освобождали из-за малых лет от общего труда, – это способствует укреплению “чувства семьи”.
Итоговое занятие по проекту “Традиции моего народа” в подготовительной к школе группе.
Тема: “Мы в Хакасии живем” (мини спектакль).
Цель: воспитание патриотических чувств и толерантности средствами народного фольклора, развитие эстетического чувства через красоту народного костюма богатства убранства жилищ.
Задачи: продолжать формирование представлений об облике русской избы и хакасской юрты; закрепить знания детей о предметах обихода хакасского и русского народов; обратить внимание детей на сходство и различие жилищ; закрепить знания об элементах украшения избы и юрты; воспитывать патриотические чувства, толерантности.
Предварительная работа: знакомство с русским и хакасским фольклором: сказками, народными играми, танцами, песнями, потешками и др.; создание макетов юрты и русской горницы; изготовление макета костра; изготовление народных костюмов (совместно с родителями), экскурсии в музей, знакомство с хакасской музыкой (концерты хакасского ансамбля “Айланыс”), проведение народных праздников
Ход занятия
Сценография зала: юрта и русская народная изба.
Дети в хакасской и русской национальной одежде входят в группу, здороваются с гостями на хакасском и русском языках. Затем занимают места у своих “жилищам”. В юрте хакаска – взрослый, в избе русская хозяйка. Дети играют возле своих домов в традиционные игры (хакасы – “Бабки”, русские в тряпичные куклы).
Вед:
Не в некотором царстве
В Российском государстве
В республике Хакасия
Жили были народы разные
Среди них хакасский и русский
Ничего не знали.
Раздается хакасская музыка и топот копыт.
На лошади (изготовленной из ткани и поролона) въезжает мальчик хакас, объезжает по залу, затем подъезжает к юрте и обращается к маме хакаске:
Мальчик хакас: Мама, я ездил по лесам и степям и неподалеку увидел детей. Они не такие как мы, у них другая одежда, они живут в других домах, играют в другие игры, я хочу с ними познакомиться.
Мама: Я немного знаю об этих людях. Это русские, они добрые, веселые, я слышала их песни, но много рассказать о них не могу. Если вы хотите, то мы пойдем к ним в гости. Хотите?
Дети: Хотим.
По дороге диалог детей с мамой, звучит хакасская музыка.
- Мама, какие они?
- Они на нас похожи?
- А они нас не обидят?
Вед: (Читает стихотворение И. Котюшева “Степь” (2 стр. 62), звучит хакасская музыка, на мультимедийной установке идет показ слайдов степного пейзажа Хакасии).
Шуршат травинки, что-то лепеча,
И вся цветами степь моя одета.
Как будто драгоценная парча,
Она красива на исходе лета.
А чуть подальше колоситься рожь,
Под ветром теплым клонится пшеница
К улусу тропкой узенькой идешь –
В дали вечерней крыша серебриться.
О степь! Мила ты красотой степной,
Цветами зеленеющего края,
Но трудовой своею новизной
Ты мне еще милее, степь родная!
Мама: Заходя в гости, что необходимо сделать?
Дети: Поздороваться.
Хакасы, подойдя к избе, здороваются “Изенер”.
Русские отвечают “Здравствуйте”, спрашивают.
- Кто вы?
- Мы ваши соседи, хотим познакомиться.
- Проходите.
- Как называется ваш дом?
(Звучит русская народная музыка).
- Это, что такое? (Самовар, икона, ухват и тд. дети “русские” рассказывают о предметах обихода русской избы).
Затем предлагают поиграть в игру “Родничок”.
Разлился родничок
Золотой рожок
У-ух
Разливайся ключевой
Белый снеговой
У-ух
По мхам по болотам
По гнилым колодцам
У-ух.
(5 стр. 38).
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль реки. Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, мешая своему соседу.
Вед: У русских людей очень красивые веселые песни давайте послушаем одну из них.
Исполнение песни “А я по лугу”.
“Русские” дети дарят своим гостям подарки (тряпичные куклы, мальчикам деревянные лошадки).
Вед: Ребята вам понравилось в гостях. А вы ребята хотели бы побывать в гостях у своих новых друзей?
Хакасы приглашают к себе в гости.
Хакасы знакомят с жилищем – юртой и с тем, что в ней находится.
Хакасская игра “Ала-хуча”.
Вед: Хакасский народ очень трудолюбив. Танец, который станцуют девочки, называется “Мастерицы” (авторская композиция).
Затем “хакасские” дети дарят русским подарки (девочкам “Паго” женское нагрудное украшение, а мальчикам “Бабки”).
Вед: Дорогие ребята, нам с вами посчастливилось жить в прекрасной республике Хакасия. Это наша маленькая Родина.
1 реб:
На земле нашей светлой и доброй
Солнце входит, искрясь в каждый дом
И не даром так нежно и гордо
Эту землю Отчий дом зовем.
2 реб:
Народы как одна семья
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Хакасии прекрасной.
3 реб:
Если русский в бою был ранен
Выносил его брат хакас
И хакаса на поле брани
Русский спасал не раз.
4 реб:
Ныне вновь подавая руку
Братской дружбы, как на войне
Помогают они друг другу
А совместно своей стране.
(3, стр. 52)
Хоровод “Костер дружбы” муз И.Ламозовой, сл.И.Складанного (1, стр. 30)
(Включается макет костра, вокруг которого дети водят хоровод).
Список литературы:
- // Управление ДОУ, №1, 2005г.
- Г.И.Челбораков Цвети, мой край родной. – Абакан, 1983г.
- А.Н.Балгазина Моя Хакасия. – Абакан, 2001г.
- //Дошкильне вихования №2, 1986г.
- Истоки русской народной культуры в детском саду / авт.- сост. И.Г.Гаврилова. – СПб., 2008г.