О сюжетных задачах и формировании навыков конструирования и проектирования

Разделы: Математика


Неспособность применять полученные знания в реальной жизни - одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются ученики всех школ. Корень данной проблемы кроется в разобщенности учебных предметов между собой и отсутствии творческого подхода в решении многих учебных задач, то есть учебные требования чаще всего таковы, что ребенку достаточно репродуцировать информацию, полученную на уроке, и вовсе необязательно (а иногда и нежелательно) внести в выполнения задания что-то свое.

Разрешить данную проблему можно различными способами. Один из них связан с вовлечением учащихся в работу, связанную с конструированием и проектированием.

Именно по этому пути мы пошли, предложив учащимся 5 класса принять участие в проекте “Наш город в задачах”. Работа над данным проектом осуществлялась после изучения десятичных дробей и действий над ними.

В рамках проекта ребятам предлагалось:

  • Подобрать числовой материал из истории города Екатеринбурга или его современной жизни,
  • На основе данной информации придумать интересную задачу, решить и набрать ее текст и решение в текстовом редакторе,
  • Подобрать иллюстрации, используя при необходимости возможности Интернета,
  • Оформить свою работу в виде презентации.

Нетрудно увидеть, что подобная надпредметная работа выводит сознание детей на совершенно иной уровень.

Во-первых, оформление таких привычных задач по математике, которые ребята решали уже с первого класса, оказывается, можно производить быстрее и качественнее при использовании возможностей компьютера.

Во-вторых, ребята перестают воспринимать компьютер как объект изучения ("вещь в себе"), а начинают относиться к нему, как удобному инструменту для выполнения своих работ.

И, в-третьих, реализуется естественная потребность ребенка в творчестве, и не где-нибудь, а именно в школе, что, в свою очередь, оказывается полезным не только для уроков математики, а для всех школьных предметов, потому что меняется в положительную сторону отношение учеников к самому уроку.

Интересно отметить, что при большом количестве плюсов подобного вида деятельности для учеников, учителя математики решают и свои, чисто предметные задачи: ребята учатся формулировать и записывать задачи, причем тема для задач выбирается самая, что ни на есть реальная и та, которая заинтересовала конкретного ребенка в данный момент. Составление собственной задачи помогает учащимся чувствовать себя более уверенно при решении сложных задач.

Кроме того, учащиеся осваиваются такие информационные технологии, как текстовой и графический редакторы, учатся грамотно оформлять документ, создавать презентации своих работ, корректно использовать возможности Интернета.

И, наконец, учащиеся овладевают простейшими навыками проектной деятельности.

Учитывая, что не все учащиеся имеют достаточный опыт для такой деятельности, на первых порах желательно оказывать учащимся как содержательную, так и техническую поддержку.

Содержательная поддержка может выражаться в предоставлении учащимся списка литературы и электронных ресурсов, которые можно использовать при поиске необходимой информации, плана презентации и требований к составленной задаче и ее решению.

Техническая поддержка выражается в оказании помощи при овладении учащимися навыками пользователей ПК, в консультациях по оформлению работ. Большую помощь учащимся могут оказать всевозможные памятки, такие как, например, “Как создать презентацию”, “Советы начинающему дизайнеру” и др. (Приложение 1)

Приведем пример содержания презентации одной из работ, сохранив авторскую разбивку на слайды.

Наш город (343) в задачах.
Работа ученицы 5Б класса гимназии N70 Куниловой Ирины.

Я бы хотела рассказать вам о торговом городе “Дирижабль”.

В 1997 году к созданию торгового города приступила группа архитекторов.

На архитектурном уровне оригинальность “Дирижабля” состоит в необычном, запоминающемся очертании крыши здания, и его плоской форме.

29-метровый свод и металлические конструкции, облаченные в сияющее стекло, стали настоящей достопримечательностью Екатеринбурга. На сегодняшний день “Дирижабль” насчитывает 350 магазинов.

Кол-во посетителей в будние дни достигает 20 тысяч человек в день, а в выходные дни это число увеличивается до 32-35 тысяч человек.

Задача. Общая площадь торгового города “Дирижабль” равна 0,035 кв.км. Ее составляют: точки питания, магазины, проходы и развлекательный центр. Площадь магазинов на 0,019 кв.км меньше , чем общая площадь. Площадь точек питания в 8 раз меньше, чем площадь магазинов. Площадь развлекательного центра 0,002 кв.км. Найдите площадь проходов.

Решение задачи.

1-ый вариант. Арифметический.

1) 0,035-0,019=0,016 (кв. км)-площадь магазинов.
2) 0,016 :8=0,002 (кв.км)-площадь точек питания.
3) 0,016+0,002+0,002=0,02(кв. км)-площадь магазинов, точек питания и развлекательного центра вместе.
4) 0,035-0,02=0,015(кв.км)- площадь проходов.

Ответ: 0,015 кв.км

2-ой вариант. Алгебраический.

Пусть Х кв.км-площадь проходов.

(0.035-0.019) кв.км-площадь магазинов. ((0,035-0,019):8)кв.км – площадь точек питания.

Общяя площадь: х+(0,035-0,0,19)+((0,0,35-0,119):8)+0,002 или 0,035

х+(0,035-0,019)+((0,035-0,019):8)+0,002=0,035
х+0,02=0,035
х=0,035-0,02
х=0,015

Ответ: 0,015 кв.км

Материал взят с сайтов:

  • http://www.dirigabl.ru
  • http:// photo.web.ur .ru

(Полная версия презентации приведена в Приложении 2).

Заметим, что при отсутствии возможности использовать компьютер при оформлении работ, можно вполне заменить составление презентации созданием рукописного задачника. В этом случае хорошо, если все задачи задачника посвящены одной теме.

Например, учащимся 5 или 6 класса при изучении темы “Проценты” может быть предложено задание найти рекламное объявление, содержащее понятие процента, на его основе составить и решить задачу, близкую к реальной жизненной ситуации в своей семье, оформить на листах стандартного размера для последующего переплета всех задач в задачник. По итогам этой работы также можно объявить конкурс на лучшую задачу, причем можно предложить для конкурса несколько номинаций: задачи о торговых скидках, банковских процентах и т.п. Приведем пример задачи, составленной в рамках данного задания ученицей 5 класса Кузякиной Олей (содержание рекламного объявления явно просматриваются из текста задач).

Буратино решил поставить папе Карло пластиковое окно. В газете он увидел несколько объявлений (приводятся два рекламных объявления из газеты). Недостающую информацию о стоимости окна он нашел в Интернете ( приводится дополнительная информация в виде прайс- листа одной из фирм). В фирме “EXPROF ” окно стоит 5475 рублей, а в фирме “Стиль” окно стоит 6132 рубля. Но фирма “EXPROF ” предлагает скидку 5%, а фирма “Стиль” - 10%. В какой фирме выгоднее заказать окно?

Конечно, творческие работы, связанные с решением задач не стоит ограничивать их составлением по определенным реальным ситуациям. Большой интерес вызывают у ребят и задания, в которых для уже готовых задач требуется развернуть фабулу в развернутый художественный или поэтический текст, включающий, по возможности, как условие, так и решение задачи. Особую привлекательность такое задание имеет для ребят с гуманитарными склонностями.

Приведем для примера художественную обработку двух задач, выполненных учащимися 6 класса в рамках проекта “Бенефис задачи”. Тексты задач взяты из учебника математики серии МПИ (Математика. Учеб.пособие для 5 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. ч 2\ [Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко и др.].- М.: Просвещение, 2005, стр. 220-221). Автор обработки первой задачи Гончар Аня, второй задачи – Лаврова Стася.

1. Для перевозки 25 зеркал был нанят водитель. Ему должны были заплатить по 150р. за доставку каждого зеркала и вычесть из зарплаты по 500р. за каждое разбитое зеркало. При расчете он получил 1800р. Сколько целых зеркал доставлено?

Плохая примета (Из дневника дяди Васи).

22 сентября, пятница, 13 10

Меня уволили с работы! Все утро ходил по улицам, боялся идти домой. И вдруг неожиданно увидел объявление: “Требуется водитель для перевозки грузов. Срочно! Садовая, д.5, тел. 755-96-55”. Надо сходить.

22 сентября, пятница, 17 20

Сходил по объявлению. Поспрашивали и взяли! Сказали завтра нужно отвезти 25 зеркал в Березовский. За каждое дадут 150 рублей. А их суеверный директор сказал, что разбить зеркало – плохая примета, поэтому за каждое разбитое зеркало возьмут штраф 500 рублей. Тоже мне примета!

23 сентября, суббота, 15 50

Отвез зеркала. Но несколько все-таки разбил. В Березовском зеркала забрали, отдали 1800 рублей, и все! Спрашиваю: “Сколько хоть разбил?” А они: “Сам посчитай, если не дурак”. Я не дурак, попробую сосчитать.

Пусть х зеркал я разбил, тогда довез целыми (25 – х) зеркал. Мне за это должны были заплатить 150•(25 –х) рублей. Штраф 500х рублей. Всего я получил 1800 рублей, значит:

150•(25 –х) – 500х = 1800;
3750 – 150х – 500х = 1800;
-850х = - 1950;
Х = 3

Значит, 3 зеркала я разбил. Проверю, сколько я мог бы заработать.

25 – 3 = 22 (зеркала) - я довез, 150•22 = 3300 (рублей) – я заработал, а заплатили всего 1800 рублей. Видно и правда – плохая примета!

В 6 часов утра из города А в город В вылетел вертолет со скоростью 250 км/ч. В городе В вертолет сделал посадку на 30 минут и, возвращаясь назад со скоростью 200 км/ч, приземлился в городе А в 13 часов 15 минут. Найдите расстояние от А до В.

Задача для пилота.

В Уральских горах, там, где холод и лед,
Геологов лагерь стоял.
Работали люди все дни напролет,
Ища драгоценный металл.

Но вот как –то ночью лавина сошла,
Наверно, от шума людского.
И “Базу” геологов вмиг занесла,
Отрезав от дома родного.

В ответ на тревожный от “Базы” сигнал
“Алмаз”* снарядит вертолет.
И в шесть город помощь на “Базу” послал.
Так начался этот полет.

Со скоростью страшной летел вертолет**!
Мелькали внизу километры,
Сверкал на вершинах заснеженный лед,
И гнулись деревья от ветра.

У цели уже, наконец, вертолет.
Геологи были готовы.
За 30 минут загрузились.
И вот машина в полете уж снова.

Летели потише:*** могли не спешить,
Поэтому дольше летели.
В 13.15 сумели прибыть,
На взлетную полосу сели.

Решили пилоты задачу свою,
Когда подлетели к “Алмазу”.
А я вам другую задачу даю:
Найти расстояние до “Базы”.

Примечания:

*- “Алмаз” – город недалеко от “Базы” геологов;
** – 250 км/час;
*** – 200 км/час.

Добавим, что придуманные ребятами оригинальные тексты очень часто сопровождались не менее оригинальными иллюстрациями.

В заключение хотелось бы отметить, что сюжетные задачи, как известно, – наиболее древний вид школьных задач. Они использовались и всегда будут использоваться в обучении математике. Однако, со временем цели, функции, методические приемы и организационные формы обучения учащихся решению задач изменяются. Сегодня важно обеспечить высокий уровень развития у учащихся творческой инициативы, способностей и умений решать не только математические, но и любые другие задачи, которые встают перед ними в силу сложившихся обстоятельств или они сами ставят перед собой. Вооружить учащихся такой культурой творческой жизнедеятельности – главная цель вовлечения их в продуктивную деятельность через конструирование и проектирование, используя все возможные средства, включая и сюжетные задачи.