Цели:
Образовательная: способствовать развитию у учащихся четких представлений об электризации тел, видах зарядов и их взаимодействии, строении атома.
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся компетентностей:
- продуктивно групповой коммуникации;
- извлечение первичной информации;
- обработка информации.
Дидактический тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый.
Форма работы: групповая.
Оборудование: шарики – 10 шт., эбонитовые палочки – 3 шт., капроновые нитки, штатив с муфтой и лапкой, кусочки фольги, электрометр, метровая деревянная линейка.
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Постановка проблемы:
Демонстрация проблемного эксперимента.
Метровую линейку положить на стержень электрометра. (См. приложение 1)
В.: Что произойдет, если к линейке поднести заряженную эбонитовую палочку и потихоньку отводить ее ?
После получения ответов учащихся продемонстрировать эксперимент и попросить объяснить полученный результат.
Обычно учащиеся испытывают затруднение в объяснении данного эксперимента. Для разрешения данного затруднения учащимся предлагают работу в группах с заданиями, которые помогут им в разрешении проблемы.
3. Работа учащихся с КОЗ
Компетентностно-ориентированное задание
Стимул | Вы экспертная комиссия в области электризации тел. Вам необходимо дать экспертное заключение по ряду экспериментов… |
Задачная формулировка | 1. Прочитайте инструкцию к эксперименту. 2. Подберите необходимое оборудование. 3. Произведите эксперимент. 4. Сделайте экспертное заключение (объясните полученный результат). 5. Заполните бланк – приложение 2. |
Бланк | Оборудование: Описание опыта: Объяснение явления: |
Источник информации | Задание 1. Надуйте небольшой воздушный шар, и у вас будет превосходный источник электрических зарядов. Потрите его о шерсть или мех. (Пользуясь эбонитовой палочкой, вы можете определить его заряд.) Попробуйте прилепить его к стене, к руке. Опишите опыт. Объясните данное явление, используя §31(рис. 41). Задание 2. Надуйте два воздушных шара, лучше всего одинаковые по размеру. Подвесьте их с помощью нитей к штативу. Сначала шары сойдутся вместе. Теперь потрите каждый из них шерстью и понаблюдайте, что произойдет. Определите заряд шариков с помощью эбонитовой палочки. Опишите опыт. Объясните данное явление, используя §31. Задание 3. Обмотайте конец небольшого кусочка фольги нейлоновой нитью. Скомкайте фольгу в небольшой шарик (шарик по возможности должен быть очень маленьким) и подвесьте его на некотором расстоянии от других тел. Потрите воздушный шар или вашу расческу шерстью и поднесите к маленькому шарику. То, что произойдет, выглядит довольно сложно. Понаблюдайте за последовательностью происходящего. Повторите опыт, предварительно коснувшись пальцем шарика из фольги. Опишите опыт. Объясните данное явление, используя §31. |
Инструмент проверки | Задание 1. [2] Оборудование: Шарик, эбонитовая палочка, кусочек шерсти. Описание: шарик прилипает к различным предметам. Имеет отрицательный заряд, т.к. отталкивается от эбонитовой палочки, потертую о шерсть. Объяснение: часть электронов с шерсти перешли на шарик. При соприкосновении с предметами в месте контакта электроны максимально удаляются, и поверхность тела имеет избыточный положительный заряд. Поэтому шарик прилипает к предметам. Задание 2. [2] Оборудование: 2 шарика, штатив, кусок шерсти, эбонитовая палочка. Описание: после трения о шерсть шарики разойдутся в разные стороны. Объяснение: т.к. шарики обладают одноименными (отрицательными) зарядами, то они оттолкнутся друг от друга. Задание 3. [2] Оборудование: капроновая нить, кусочек фольги, шарик (расческа), кусок шерсти. Описание: шарик притянется к заряженному телу и часть заряда с заряженного тела перейдет на шарик, а затем он оттолкнется. После прикосновения пальцами к шарику из фольги он снова притянется к заряженному телу. |
Модельный ответ с подсчетом баллов | По 1-му пункту – 1 балл. По 2-му пункту – 2 балла. По 3-му пункту – 5 баллов. За выступление – 2 балла. Максимальное количество баллов 10 баллов. |
4. Решение проблемы:
Учащиеся делают вывод, что вращение линейки вызвано перераспределением зарядов в молекулах, из которых состоит дерево.
5. Психологическая разгрузка.
6. Д/з
7. Подведение итогов урока.
Литература
- Перышкин А.В. Физика. 8кл. М.: Дрофа, 2008
- Суорт Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. М.: Наука, 1986.