Цель: Познакомить учащихся с символами нашей Родины.
Задачи:
- Обеспечить усвоение учащимися понятия о символах России, их роль в нашей жизни; познакомить учащихся с главными символами государства гербом, флагом, гимном.
- Способствовать развитию: устной речи, мышления, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.
- Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов, чувство гордости за свою страну.
- Прививать любовь к своей Родине.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Оборудование: Учебник, тетрадь “Учимся думать и фантазировать” мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, презентация в Power Point, иллюстрации с изображением герба и флага России, Гимн Российской Федерации, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ладошки.
II. Речевая разминка.
Речевая разминка (дополни предложение).
- Наша Родина…(Россия).
- Столица России… (Москва).
- Степи, озёра, леса и поля – всё это наша …(родная
земля).
III. Проверка домашнего задания.
- Мы называем нашу страну Россия, Родина.
- Как мы можем назвать нашу страну ещё …
(Россия, Отчизна, Родина, Отечество, Российская Федерация).
- Наша Родина, наше отечество – матушка Россия.
- Почему страну мы называем отечеством?
Отечеством зовём её потому, что испокон веков жили на этой земле наши отцы и деды.
- Почему страну мы называем Родиной?
- Родиной зовём её потому, что здесь родились, всё
вокруг для нас родное.
- Почему страну мы называем матушкой?
- А матушкой – потому, что она выкормила,
вырастила, выучила языку и как мать защищает и
бережёт нас.
- Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 мил кв. км.
А если мы полетим с запада на восток, то будем в пути около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.
Игра “Полетаем на самолёте”
- Вот она, какая Россия – Русь, широкая и
великая!
- Как вы думаете, какова численность населения
нашей страны?
(Население России составляет более 150 миллионов человек).
- Как называют людей, живущих в нашей стране?
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 100национальностей и народностей.
- Перечислите народы живущие на территории РФ.
(Русские, чеченцы, ингуши, татары, чукчи, якуты, туркмены, евреи и.т.д. Наше государство называется Российской Федерацией – объединение многих республик, краёв и областей).
Работа в группах. Собери пословицу, объясни смысл.
Пословицы.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Москва – всем городам мать.
- Учитель: Ребята, что такое “символ”?
IV. Подготовка к работе на основном этапе
(Голубь, красный крест, берёзы, матрёшки).
- Как, одним словом назвать эти предметы? (Символы – знаки).
Символы делятся на три группы
1 – народные символы, 2 – международные символы, а третью группу символов вы хотите узнать?
Работа с учебником стр. 69. чтение.
V. Изучение нового материала.
1. Вы наверное уже догадались о чём мы сегодня будем беседовать на уроке? (О гербе, флаге гимне нашей страны).
- Тема нашего урока Символы нашей Родины.
- Зачем нам нужно изучать эту тему?
- Какие государственные символы вы знаете?
(Герб флаг).
- Что такое символ?
Символы – это условные знаки или изображения.
- Что относится к государственным символам любой страны?
(Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн).
- Вы видели Государственные символы России? Где?
Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.
Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.
2. Герб России (Сообщение учащихся).
1 ученик.
- Государственный герб России красив и величав.
На золотом фоне герба изображён двуглавый орёл, увенчанный сверху большой короной обвитой лентами.
На голове орла малые короны. В лапах он держит символы власти – скипетр ( жезл) ( справа) и державу (золотой шар с крестом) (слева). На груди орла ( в центре) герб России.
2 ученик.
- Орел символизирует сильное и независимое государство, свободных и гордых, как птица, людей, живших в нём. Две головы показывают на особое положение России на земном шаре: часть её находится в Европе, часть в Азии. Великое будущее нашего народа подчёркивают крылья орла поднятые в верх. На груди орла на красном шиите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём – змея. Змей – это зло, болезни, голод, что может угрожать людям. Воин Георгий Победоносец, убивает змея, помогает людям жить счастливо.
3. Работа в парах. Чтение стихотворения о гербе.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
- Где можно увидеть герб?
VI. Физкультминутка.
Ветер по морю гуляет (шагаем)
И кораблик подгоняет (машем руками)
Он бежит себе в волнах (бег на месте)
На раздутых парусах (дуем).
Дети посмотрите внимательно на кораблик .
- Что развивается на корабле? (Флаг).
- Что такое флаг?
VII. Изучение нового материала.
4.
- Флаги бывают разные: военные, торговые,
государственные.
- Своим рождением российский флаг обязан Петру I,
это было в 1705 году.
- 22 августа – День Государственного Флага РФ.
5. - Как мы должны относиться к флагу?
- Что символизируют цвета флага?
(Рассказ учащихся).
Белый – воздух,
Синий – вода,
Красный – огонь;
6. - Подошла очередь поговорить о главной песне страны – гимне.
“Гимн” – слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем.
- У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг )
А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.
(Повторение правил поведения во время гимна. Учащиеся слушают Государственный гимн России).
- Главой нашего государства является Президент,
который избирается гражданами для руководства
страной.
- Столица России Москва.
- Символы Белгородской области. Герб, флаг.
- Губернатор Белгородской области Савченко Е.С.
- Герб Ракитянского района.
- Глава администрации Ракитянского района
Карацупа Юрий Алексеевич.
VIII. Закрепление и проверка знаний.
Тест .
1. Как называется наша страна?
а) Ракитное;
б) Россия;
в) Франция.
2. Какой город является столицей России?
а) Москва;
б) Белгород;
в) Курск.
3. Какие государственные символы вы знаете? (Подчеркни).
Берёза, герб, матрешка, флаг, голубь, балалайка, гимн.
4. Кто изображён на гербе России?
а) Медведь;
б) Орёл;
в) Лев.
5. Кто является президентом Российской Федерации?
а) Путин В. В.
б) Савченко Е.С.
в) Медведев Д.А.
IX. Итог урока.
- Что относится к символам России.
X. Рефлексия.
Радуга настроения.
Список литературы:
- Амусина Л.М. Славься, Отечество! – // газета “Последний звонок”, № 4, 2006 г., с.6.
- Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. XX–XVI вв.. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
- Школьная энциклопедия “Руссика”. История России.XVII–XVII вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
- Я иду на урок в начальную школу. История. – Книга для учителя. – М.: Изд-во “Первое сентября”, 2000 г.
- Музыка и картинки для презентации из ресурсов Интернет.