Урок английского языка "Здоровая еда" с использованием инновационных педагогических технологий и ИКТ

Разделы: Иностранные языки


Цель урока: развитие навыков монологической речи через практическое использование приобретенных знаний для обеспечения коммуникативных потребностей.

Развивающая цель: развитие умения выделять главное, умения давать личностную оценку; речевого внимания и языковой догадки; способности выражать собственное мнение; готовности к коммуникации на основе предложенного речевого материала.

Воспитательная цель: воспитание у учащихся уважительного отношения к своему организму для его полноценного развития.

Образовательная цель: расширение лингвистического и общего кругозора, расширение знаний учащихся о здоровом питании.

Тип урока: комбинированный с использованием элементов технологии развития критического мышления (инновационные педагогические технологии) и ИКТ.

Методы (по уровню познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, исследовательский.

Межпредметная связь с биологией и ОБЖ направлена на реализацию здоровьесберегающей технологии, на формирование опыта здоровьесбережения.

Речевой материал урока:

  • лексика по теме «Здоровая еда»;
  • текст презентации;
  • аудиотекст;
  • предтекстовые и послетекстовые упражнения.

Оснащенность урока:

  • учебник «Move Ahead 2» Printha Ellis, Ken Wilson, James Taylor (Macmillan);
  • аудиокассета к вышеназванному учебнику;
  • презентация «Витамины»;
  • таблички для проведения технологии «Барометр»;
  • раздаточные карточки для проведения технологии «Барометр».

Оборудование урока:

  • доска;
  • аудиомагнитофон;
  • ноутбук;
  • мультимедийный экран;
  • мультимедийный проектор.

Задачи урока:

  1. Дифференцировать лексику по теме «Еда».
  2. Расширить лексический запас учащихся по теме «Еда».
  3. Напомнить о роли витаминов в нашей жизни.
  4. Ознакомить с советами диетолога.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся смогут понимать основные идеи сложных устных и письменных текстов по конкретной теме.
  2. Учащиеся смогут продуцировать устные и письменные тексты по теме, в которых ясно и связно объяснять свою точку зрения.
  3. Учащиеся смогут строить логичное, аргументированное высказывание с использованием лексических средств связи по предложенной теме.
  4. Учащиеся будут подготовлены к сравниванию и сопоставлению.

Урок построен на материале учебника «Move Ahead 2» (Unit 8 «Food for Thought», Lesson 3 «Listening and Speaking» and MOVE @HEAD MAGAZINE «Healthy living», стр. 65). На данном уроке развитие навыка говорения рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности. Для этого учащиеся используют модели с фокусом на передачу информации и импровизационные умения.

План урока: 

№ п/п Этап урока Ориентировочное время
I. Начальный этап.  
1. Организационный момент. 0,5 мин.
2. Целеполагание. 0,5 мин.
3. Определение семантического поля темы. 5 мин.
II. Основной этап.  
1. Введение в тему. 9 мин.
2. Презентация «Витамины». 13 мин.
3. Аудирование. 11 мин.
III. Заключительный этап.  
1. Домашнее задание. 4 мин.
2. Конец урока. 2 мин.

Ход урока

I. Начальный этап.

1. Организационный момент.

Цель: организация класса и введение в языковую среду.

Прием: режим T–Cl.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

На этом этапе учащиеся переключаются на предмет «иностранный язык» и проверяется готовность учащихся к уроку.

2. Целеполагание.

Цель: сообщение задач урока, мотивация учебной деятельности.

Прием: режим T–Cl.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

На этом этапе называется тема урока, поясняется цель и структура урока, и форма его проведения.

3. Определение семантического поля темы.

Цель: снятие лексических трудностей.

Прием: технология «Мозговой штурм».

Форма организации познавательной деятельности: коллективная.

Технология «Мозговой штурм».

Назначение: определение области обсуждения выбранной темы (в данном контексте). В более широком смысле – используется для коллективного решения поставленной задачи.

Описание: участники (в данном случае учащиеся) « Мозгового штурма» в спонтанном режиме говорят слова или выражения, связанные с темой обсуждения (в данном случае тема – «Еда»). Ведущий (в данном случае учитель) записывает все высказывания так, чтобы они были видны всем участникам проекта.

На этом этапе автоматизируется лексический запас по теме.

II. Основной этап.

1. Введение в тему.

Цель: научить учащихся кратко высказываться с использованием лексического материала по теме «Еда» (с опорой на схему I этапа урока).

Прием: технология «Барометр».

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.

Технология «Барометр».

Назначение: ценностно-смысловое самоопределение учащихся.

Описание: Свободное пространство разделено на две части, одна из которых отмечена табличкой «Да», другая – табличкой «Нет». Перед группой учащихся ставится проблемный вопрос или утверждение. Те, кто согласен, перемещаются в часть «Да» пространства. Те, кто не согласен – в часть «Нет». После этого каждый из участников должен объяснить, почему он оказался в том или ином поле.

Мнения в раздаточных карточках для проведения этой технологии.

  1. "The only way to be healthy is to eat what you don't want to, drink what you don't want to..."(Mark Twain)
  2. You shouldn't eat fast food.

Таблички для проведения этой технологии.

Во избежание истощения или повторения идей у учащихся класс делится на группы, каждой из которых предлагается мнение, по которому надо выразить свою позицию (каждому ученику). Таким образом, на данном этапе урока развитие коммуникативной компетентности происходит через развитие лингвистической компетентности, когда учащиеся преобразовывают отработанный языковой материал в осмысленное высказывание.

2. Презентация «Витамины».

На базе текста «Healthy living», стр. 65 из учебника «Move Ahead 2» (Macmillan) создана презентация. Такой способ подачи текста – это быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. К тому же, технология использования персонального компьютера в обучении школьников стимулирует профессиональный рост учителя.

Презентация направлена на развитие навыка чтения. На данном уроке чтение как средство обучения другим видам речевой деятельности предполагает использование текста

  • для введения лексического материала;
  • как стимул для краткого устного высказывания.

Жанр текста: научно-популярный.

Тип текста: по естественным наукам.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная.

а) Цель: расширение лексического запаса по теме «Здоровая еда».

Прием: чтение и семантизация незнакомых слов.

(См. Приложение 1, слайды 1-7.)

б) Цель: контроль понимания прочитанного.

Прием: ответы на вопросы.

(См. Приложение 1, слайд 8.)

3. Аудирование.

На данном уроке аудирование используется как средство обучения другим видам речевой деятельности (в частности – монологической речи). Использование аудиотекста на этом уроке – это стимул для выполнения устного задания, которое подводит учащихся к высказываниям по теме «Здоровая еда».

Жанр аудиотекста: научно-популярный.

Тип аудиотекста: публичное выступление.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

а) Цель: установка на прослушивание советов диетолога.

Прием: выполнение упражнения 3 стр.63 в учебнике.

б) Цель: развитие навыков восприятия иностранной речи на слух.

Прием: прослушивание текста с опорой на вопросы учебника.

в) Цель: контроль понимания прослушанного.

Прием: ответы на вопросы.

III. Заключительный этап.

1. Домашнее задание.

Цель: снятие возможных трудностей при выполнении домашнего задания.

Прием: режимы T– P1,P2; T–Cl.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная.

На мультимедийном экране 2 картинки с изображением еды. Учащиеся интерпретируют зрительную информацию.

(См. Приложение 2.)

Их задача дома – сравнить и сопоставить эти картинки. Это задание направлено на развитие стратегической компетентности. Учащиеся совершенствуют следующие умения:

  • составление плана реализации определенной коммуникативной цели;
  • выполнение плана на уровне высказывания.

Такое домашнее задание способствует приобретению учащимися опыта переживания и размышления по поводу такой гуманитарной проблемы, как здоровый образ жизни; а также некоторого опыта ее решения.

2. Конец урока.

Цель: подведение итогов, рефлексия, мотивация оценок.

Прием: режимы T–Cl; T– P1,P2.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

На этом этапе происходит:

  • демонстрация того, что учащиеся усвоили на уроке;
  • самооценка деятельности учащиеся на уроке;
  • мотивация дальнейшей учебной деятельности;
  • оценка продвижения учащихся в изучении иностранного языка.

ПРОГНОЗ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК.

Ведущий компонент следующего урока – развитие навыков письменной речи. Предполагаемое домашнее задание – письменная речь социокультурного назначения (создание учащимися презентаций «Культура еды в разных странах »). Это домашнее задание ведет к дальнейшему формированию социокультурной компетенции у учащихся. Такое домашнее задание также подразумевает проектную деятельность, которая является важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, так как презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.