Открытый урок русского языка в 6-м классе по программе М.М. Разумовской "Обобщение изученного по темам "Причастие" и "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по темам Причастие” и Деепричастие”.
  2. Развивать логическое мышление, опираясь на проблемные вопросы. Развивать различные формы речи: устную и письменную. Развивать умение работать в группах и самостоятельно.
  3. Воспитать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Работа над темой.

Кипя
Шипя
Журча
Ворча
Струясь
Крутясь
Сливаясь
Вздымаясь
Вздуваясь
Мелькая шурша
Резвясь и спеша
Скользя обнимаясь
Делясь и встречаясь
Ласкаясь бунтуя летя
Играя дробясь шелестя
Блистая взлетая шатаясь
Сплетаясь звеня клокоча
Взвиваясь вертясь грохоча
Морщинясь волнуясь катаясь
Бросаясь меняясь воркуя шумя
Взметаясь и пенясь ликуя гремя
Дрожа разливаясь смеясь и болтая
Катясь извиваясь стремясь вырастая
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, –
Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!
Р. Саути “Лодорский водопад”

Что необычного в этом стихотворении Р. Саути?

В стихотворении много деепричастий и есть одно причастие.

Что вы узнали о таких формах глагола, как причастие и деепричастие?

  1. Общее грамматическое значение
  2. Морфологические признаки
  3. Синтаксическая роль

Какую задачу мы должны поставить на сегодняшнем уроке?

  • Закрепить
  • Повторить
  • Систематизировать

Продолжите фразу:

Система – это…

... oпределённый порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях.

Приведите однокоренные слова.

Систематизировать – привести в порядок, в систему.

Попробуем сформулировать тему нашего урока.

Тема урока: “Систематизация и обобщение изученного по темам “Причастие” и “Деепричастие”.

1. Разминка. Игра “ лишний”.

Найдите 4 лишнее.

  • Освещённый, рассеянный, жареный, выкрашенный.
  • Принявший, успокоившийся, выскочивший, поднявши.
2. Работа с предложениями в группах.

Прочитайте про себя, затем вслух, соблюдая правила орфоэпии.

  1. Тишина леса (,) (не) потревоженная ничем (,) зачаровывает (,) успокаивая. Прозрачный воздух (,) напоённый лесным ароматом (,) застыл в морозном молчании.
  2. (Не) пуганые птицы опустились на занесённые снегом ветки.
  3. (Не) замечая нас и (не) спеша (,) движется лосиная семья.
  4. Лесная сказка удивляет (,) вызывая радостное волнение.

(Вопросы:

  • – С какой целью записаны предложения?
  • – Что их объединяет?
  • – Сформулируйте задания к предложениям в логической последовательности).

III. Задания (даются по группам).

  • 1 группа – Провести анализ текста.
  • 2 группа – Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сгруппировать орфограммы, связанные с написанием причастий и деепричастий.
  • 3 группа – Выполнить синтаксический разбор предложений.
  • 4 группа – Выполнить морфологический разбор причастий.
  • 5 группа – Выполнить морфологический разбор деепричастий.

В ходе работы текст и все задания записаны в тетради каждого ученика.

1 группа

Текст

  • Связанность
  • Самостоятельность
  • Законченность

Тема – лесная сказка (это же название).

Идея – лес зимой красив, таинственен и торжественен.

Средства связи

  1. однокоренные слова (лес, лесной).
  2. слова одной тематической группы (морозит, снег…).

Стиль – художественная литература, т.к. Р.С. -1-много,

  • 0/0
  • воздействие (эпитеты – прилагательные, причастия, деепричастия).

Тип теста – повествование с элементами описания.

2 группа

Группы орфограмм (текст с правильным ответом на слайде).

НЕ с причастиями НЕ с деепричастиями Н, НН в суффиксахпричастий
Не потревоженная ничем Не замечая Потревоженная (стр.прич.)
Непуганые Не спеша Напоенный (стр.прич.)
Непуганые (отглаг.прил.)

3 группа

Тишина леса, не потревоженная ничем, зачаровывает, успокаивая.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, полное).

4 группа

Потревоженная – причастие, т.к

  1. обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какая? и образовано от глагола потревожить + енн.
  2. Н.Ф. потревоженный.
    П.П.: – невозвратное, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида.
    Н.П.: – полной формы, ед. ч., И.п., ж.р.
  3. Тишина (какая?) не потревоженная ничем.

5 группа

Успокаивая – деепричастие, т.к.

  1. обозначает добавочное действие и отвечает вопросы как? Что делая? образовано от глагола успокаивает + я.
  2. Н.Ф, успокаивая.
    П.П.: – несовершенного вида.
    Н.П.: – неизменяемая форма.
  3. Зачаровывает (как?) успокаивая.

IV. Выводы о причастиях и деепричастиях.

  • Значение
  • Признаки
  • Синтаксическая роль
  • Орфограммы
  • Пунктуация
  • Употребления в речи

V. Работа в группах.

Исправьте ошибки в построении предложений. Чем вызваны эти

речевые ошибки?

  • 1 группа – Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. (Когда закрываешь книгу, …)
  • 2 группа – Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. (…, когда я получил письмо…)
  • 3 группа – Возвращаясь домой, пошёл дождь. (Когда я возвращался домой, …)
  • 4 группа – Придя в магазин, он оказался закрыт. (Когда я пришёл в магазин, …)
  • 5 группа – Подплывая к берегу, у меня упал в воду зонт. (Когда я подплывал к берегу, …)

Вывод: В этих предложения ошибка связана с употреблением деепричастий.

Деепричастия обозначают действие, сопутствующее основному. В предложениях

основное и сопутствующее действие производят разные ″предметы”. Исправить

ошибки можно, заменив деепричастный оборот придаточным предложением.

VI. Тест по вариантам.

Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3.
1. Найдите ошибки в образовании страдательных причастий пошедшего времени.
а) бросить – брошенный а) понять – понятый а) обещать – обещанный
б)победить – побеждённый б) засеять – засеявший б)зарисовать – зарисованный
в) потерять – потерявший в) запаять – запаянный в)услышать – услышанный.
2. В каком случае нужно писать одну букву Н?
а) жаре..ые грибы а) некоше…ый луг а) освеще..ый сад
б) реше…ая задача б) обиже…ый ребёнок б) стриже..ый мальчик
в) запута..ые верёвки в) выкова…ый узор в) занавеше…ое окно
3. Какой признак имеет деепричастие?
а) время а) вид а) время
б) вид б) лицо б) лицо
в) число в) число в) вид
4. Найдите деепричастие несовершенного вида.
а) играя а) увидев а) спеша
б) увидев б) кружась б) ответив
в) просохнув в) сложив в) прочитав
5. В каком случае НЕ – частица?
а) (не) доценив а) (не) доумевая а) (не) прочитав
б)(не) выполненный б) (не) доступный б) (не) годующий
в) (не) глядя в)(не) усомнившись в) (не) жданный
Ключи:
1 – в 1 – б 1 – в
2 – а 2 – а 2 – б
3 – б 3 – а 3 – в
4 – а 4 – б 4 – а
5 – в 5 – в 5 – а

VII. Домашнее задание.

Выполните работу над ошибками в тесте.

Составить продолжение теста + 5 заданий индивидуально, 10 – в парах, 20 – в группах.

Приложение.