Цели:
- Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по темам ”Причастие” и ”Деепричастие”.
- Развивать логическое мышление, опираясь на проблемные вопросы. Развивать различные формы речи: устную и письменную. Развивать умение работать в группах и самостоятельно.
- Воспитать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Работа над темой.
Кипя
Шипя
Журча
Ворча
Струясь
Крутясь
Сливаясь
Вздымаясь
Вздуваясь
Мелькая шурша
Резвясь и спеша
Скользя обнимаясь
Делясь и встречаясь
Ласкаясь бунтуя летя
Играя дробясь шелестя
Блистая взлетая шатаясь
Сплетаясь звеня клокоча
Взвиваясь вертясь грохоча
Морщинясь волнуясь катаясь
Бросаясь меняясь воркуя шумя
Взметаясь и пенясь ликуя гремя
Дрожа разливаясь смеясь и болтая
Катясь извиваясь стремясь вырастая
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, –
Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!
Р. Саути “Лодорский водопад”
Что необычного в этом стихотворении Р. Саути?
В стихотворении много деепричастий и есть одно причастие.
Что вы узнали о таких формах глагола, как причастие и деепричастие?
- Общее грамматическое значение
- Морфологические признаки
- Синтаксическая роль
Какую задачу мы должны поставить на сегодняшнем уроке?
- Закрепить
- Повторить
- Систематизировать
Продолжите фразу:
Система – это…
... oпределённый порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях.
Приведите однокоренные слова.
Систематизировать – привести в порядок, в систему.
Попробуем сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: “Систематизация и обобщение изученного по темам “Причастие” и “Деепричастие”.
1. Разминка. Игра “ лишний”.Найдите 4 лишнее.
- Освещённый, рассеянный, жареный, выкрашенный.
- Принявший, успокоившийся, выскочивший, поднявши.
Прочитайте про себя, затем вслух, соблюдая правила орфоэпии.
- Тишина леса (,) (не) потревоженная ничем (,) зачаровывает (,) успокаивая. Прозрачный воздух (,) напоённый лесным ароматом (,) застыл в морозном молчании.
- (Не) пуганые птицы опустились на занесённые снегом ветки.
- (Не) замечая нас и (не) спеша (,) движется лосиная семья.
- Лесная сказка удивляет (,) вызывая радостное волнение.
(Вопросы:
- – С какой целью записаны предложения?
- – Что их объединяет?
- – Сформулируйте задания к предложениям в логической последовательности).
III. Задания (даются по группам).
- 1 группа – Провести анализ текста.
- 2 группа – Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сгруппировать орфограммы, связанные с написанием причастий и деепричастий.
- 3 группа – Выполнить синтаксический разбор предложений.
- 4 группа – Выполнить морфологический разбор причастий.
- 5 группа – Выполнить морфологический разбор деепричастий.
В ходе работы текст и все задания записаны в тетради каждого ученика.
1 группа
Текст
- Связанность
- Самостоятельность
- Законченность
Тема – лесная сказка (это же название).
Идея – лес зимой красив, таинственен и торжественен.
Средства связи –
- однокоренные слова (лес, лесной).
- слова одной тематической группы (морозит, снег…).
Стиль – художественная литература, т.к. Р.С. -1-много,
- 0/0
- воздействие (эпитеты – прилагательные, причастия, деепричастия).
Тип теста – повествование с элементами описания.
2 группа
Группы орфограмм (текст с правильным ответом на слайде).
НЕ с причастиями | НЕ с деепричастиями | Н, НН в суффиксахпричастий |
Не потревоженная ничем | Не замечая | Потревоженная (стр.прич.) |
Непуганые | Не спеша | Напоенный (стр.прич.) |
– | – | Непуганые (отглаг.прил.) |
3 группа
Тишина леса, не потревоженная ничем, зачаровывает, успокаивая.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, полное).
4 группа
Потревоженная – причастие, т.к
- обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какая? и образовано от глагола потревожить + енн.
- Н.Ф. потревоженный.
П.П.: – невозвратное, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида.
Н.П.: – полной формы, ед. ч., И.п., ж.р. - Тишина (какая?) не потревоженная ничем.
5 группа
Успокаивая – деепричастие, т.к.
- обозначает добавочное действие и отвечает вопросы как? Что делая? образовано от глагола успокаивает + я.
- Н.Ф, успокаивая.
П.П.: – несовершенного вида.
Н.П.: – неизменяемая форма. - Зачаровывает (как?) успокаивая.
IV. Выводы о причастиях и деепричастиях.
- Значение
- Признаки
- Синтаксическая роль
- Орфограммы
- Пунктуация
- Употребления в речи
V. Работа в группах.
Исправьте ошибки в построении предложений. Чем вызваны эти
речевые ошибки?
- 1 группа – Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. (Когда закрываешь книгу, …)
- 2 группа – Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. (…, когда я получил письмо…)
- 3 группа – Возвращаясь домой, пошёл дождь. (Когда я возвращался домой, …)
- 4 группа – Придя в магазин, он оказался закрыт. (Когда я пришёл в магазин, …)
- 5 группа – Подплывая к берегу, у меня упал в воду зонт. (Когда я подплывал к берегу, …)
Вывод: В этих предложения ошибка связана с употреблением деепричастий.
Деепричастия обозначают действие, сопутствующее основному. В предложениях
основное и сопутствующее действие производят разные ″предметы”. Исправить
ошибки можно, заменив деепричастный оборот придаточным предложением.
VI. Тест по вариантам.
Вариант 1. | Вариант 2. | Вариант 3. |
1. Найдите ошибки в образовании страдательных причастий пошедшего времени. | ||
а) бросить – брошенный | а) понять – понятый | а) обещать – обещанный |
б)победить – побеждённый | б) засеять – засеявший | б)зарисовать – зарисованный |
в) потерять – потерявший | в) запаять – запаянный | в)услышать – услышанный. |
2. В каком случае нужно писать одну букву Н? | ||
а) жаре..ые грибы | а) некоше…ый луг | а) освеще..ый сад |
б) реше…ая задача | б) обиже…ый ребёнок | б) стриже..ый мальчик |
в) запута..ые верёвки | в) выкова…ый узор | в) занавеше…ое окно |
3. Какой признак имеет деепричастие? | ||
а) время | а) вид | а) время |
б) вид | б) лицо | б) лицо |
в) число | в) число | в) вид |
4. Найдите деепричастие несовершенного вида. | ||
а) играя | а) увидев | а) спеша |
б) увидев | б) кружась | б) ответив |
в) просохнув | в) сложив | в) прочитав |
5. В каком случае НЕ – частица? | ||
а) (не) доценив | а) (не) доумевая | а) (не) прочитав |
б)(не) выполненный | б) (не) доступный | б) (не) годующий |
в) (не) глядя | в)(не) усомнившись | в) (не) жданный |
Ключи: | ||
1 – в | 1 – б | 1 – в |
2 – а | 2 – а | 2 – б |
3 – б | 3 – а | 3 – в |
4 – а | 4 – б | 4 – а |
5 – в | 5 – в | 5 – а |
VII. Домашнее задание.
Выполните работу над ошибками в тесте.
Составить продолжение теста + 5 заданий индивидуально, 10 – в парах, 20 – в группах.