Урок математики в 1-м классе по теме "Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с веселой точкой"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. познакомить с геометрической фигурой – точкой.
  2. формировать умение ориентироваться на листе бумаги.
  3. способствовать развитию речи, памяти, внимания.
  4. привить интерес к геометрии как предмету.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, ни математика, ни письмо, а геометрия.

(фронтальная беседа)

- что такое геометрия?

Введение в тему урока.

В Древнем Египте была профессия герпеданапт (веревковязатели). Люди такой профессии ходили по берегу реки и измеряли землю. Но река каждый год разливалась, и таким людям приходилось снова измерять землю. Поэтому появление геометрии связано с разными измерительными работами. Возникли правила, относящиеся к геометрическим измерениям.

На уроках геометрии вы будете учиться представлять и сравнивать геометрические фигуры, будете чертить, рисовать.

И так, мы с вами отправляемся в путешествие по царству Геометрии, сегодня вы узнаете, почему точка называется волшебницей.

(слайд № 1: царство Геометрии)

Устный счет.

Посмотрите, в этом царстве происходит, что-то странное, все перепуталось. Без нашей помощи жителям города не обойтись. Да и жителей не видно. Но прежде чем отправляться на помощь, мы должны выполнить разминку. (проверка цветовым блокнотом.)

Потеряла золушка башмачок.
Прибежала с праздника и молчок.
Стали ей потерянны, примерять.
Сколько же у Золушки их опять? (Два).

Сколько бубликов в мешок
Положил ты, Петушок?
- два, но дедушке дадим,
И останется…. (один).

Карандаш один у Гриши,
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Саши,
Карандаш один у Маши,
Сколько же карандашей
У этих малышей? (четыре).

Повторение пройденного материала.

1. Молодцы ребята и вот мы находимся на аллее Графической.

(слайд №2)

- Что такое аллея? (ребенок зачитывает в толковом словаре).

- А в стране Геометрия аллея называется Графическая? Чтобы это значило?

(графический диктант, оценивание по шкале).

2. Мы приближаемся к улице Фигурной.

(слайд № 3)

Что вы заметили? (дома без крыш). Верно, нам нужно угадать какая же крыша будет у домов?

(работа в паре)

Нужно сложить из карточек слова.

Тре уголь ник

Пря мо уголь ник

Квад рат

-Что вы можете сказать о своих геометрических фигурах?

- Какие еще геометрические фигуры вы знаете?

- Посмотрите на доску, какая фигура лишняя? (по цвету, по форме, по размеру).

- Какая фигура находится за квадратом?

- Какая фигура стоит перед треугольником?

- Какая фигура находится между ромбом и треугольником?

Задание на развитие внимания.

Закройте глаза. (Фигуры меняю местами, добавляю фигуру).

Задание на развитие памяти.

Начертите по памяти фигуры в тетрадях. (взаимопроверка).

3. Движемся по нашему царству дальше. Остановка на логическом перекрестке.

(слайд № 4)

Ребята у вас на столе лежат палочки. Сложите фигуру из палочек, которая начерчена у меня на доске. (работа в группах).

Переложите две палочки так, чтобы стало три квадрата, а не пять.

Работа над новым материалом.

Наконец – то мы добрались до замка.

(Слайд № 5)

Кто живет в замке? Не знаю? Давайте попробуем отгадать.

Доктор сделал вам укол,
Братик капнул клей на пол,
Мишку, моего соседа,
Укусить оса успела.
Так на фоне пустоты
Все оставили следы.
- Что же это будет, дети?
- это точка мы ответим.

Молодцы, это точка. Но она живет не одна, а со своей подругой – прямой линией.

- А какие линии вы еще знаете?

- А вы знаете, почему точку называют волшебницей?

- Захотелось точке погулять по прямой линии, вдруг она остановилась и задумалась.

- Как изменилась прямая линия? (превратилась в луч).

- Скучно стало жить одной и точка пригласила в гости подругу, пошли они гулять, но поругались.

- Во что превратилась прямая линия? (в отрезок).

- Пошла наша точка опять гулять по прямой, но прошла только пол пути. Что случилось с прямой? (превратилась в два луча).

Вывод: так почему же точку называют волшебницей?

Закрепление.

Точка сообщила мне, что не хочет нас отпускать дальше, она придумала нам практическую работу.

(задания по уровням)

Очень легко: (начертить луч, отрезок и прямую).

Легко: (начертить линии, которые вы знаете).

Подумай: (соединить точки так, чтобы у вас получилось треугольник, прямоугольник и два квадрата).

У вас на партах лежат конверты. Составьте из геометрических фигур человечка. Наконец-то мы с вами узнали, какие человечки живут в царстве Геометрия.

Итог урока:

Что мы с вами повторили на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Рефлексия.

Если вам на уроке все было понятно, то нарисуйте нашей точке улыбку, если остались вопросы, то нарисуйте точке знак вопроса.

Приложение.