Содержание
- Введение
- Пояснительная записка
- Краткая характеристика речи детей
- Рекомендации по организации занятий
- Комплекс дыхательной гимнастики
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнения для мелкой моторики
- Упражнения для развития фонематического слуха
- Упражнение на развитие речевого внимании и памяти
- Заключение
- Литература
- Приложение
Введение
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).
Поэтому, развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания ребенка.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их "тренировки" часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление неправильно произносимого звука, работа над произносительной стороной речи ребёнка необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос её на старший возраст не приносит желаемых результатов.
Предлагаемый собранный материал поможет педагогам и родителям развивать произносительную систему речи ребёнка младшего и среднего возрастов. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.
В дошкольных учреждениях на занятиях количество одновременно занимающихся детей не должно превышать 3-4 человека. Продолжительность занятий у детей младшего возраста составляет 15 минут, у среднего возраста 20 минут.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей, необходимо в течение занятия менять виды их деятельности. Игровой и дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми.
При проведении занятий с малышами, необходимо научить их правильно пользоваться зеркалом с подставкой и салфеткой. Эти принадлежности должны быть на каждого малыша. Салфетки меняются после каждого отдельного занятия.
Данное пособие разработано для профилактики и развития речи у детей 2-4 лет. В него вошли элементы работ авторов: Конева А.Н., Новоторцевой Н.В., Дуровой Н.В., Алифановой Е.А., Сергеевой Т., Лопухиной И..
Воспитатели детских садов с успехом могут использовать материал на занятиях по развитию речи, сенсорному воспитанию, развитию познавательных способностей.
Новизна и актуальность: Современные, социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии, которые проявляются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ранний возраст является благоприятным периодом для формирования многих психических функций. В связи, с этим проводя раннюю диагностику психомоторного и речевого развития, позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Целесообразно раннее вмешательство педагогов, специалистов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте.
Пояснительная записка.
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Цели:
- Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста;
- Устранение недостатков в сфере произношения и развитие восприятия звуков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование основных показателей психологической базы речи: зрительного и слухового восприятий, памяти внимания в играх и в специальных упражнениях;
- Формирование и развитие артикуляционной и мелкой моторик, речевого дыхания, силы голоса, ритмики мелодической стороны речи;
- Устранение дефектного произношения;
- Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью;
- Формирование навыков связной речи, развитие активного словаря.
Направленность материала: На совершенствование профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Срок реализации: 1-2 года в зависимости от структуры речевого дефекта, степени тяжести, индивидуальных особенностей детей.
Ожидаемый результат:
- Развитие общих речевых навыков
- Звуковая культура речи: принятие норм лексика - грамматического и фонетического оформления русского языка.
Способы проверки:
Контроль над самостоятельной речью детей в разных видах деятельности.
Форма подведения итогов:
Отражение результатов диагностики для детей по развитию речи.
АННОТАЦИЯ
Данное методическое пособие является самостоятельным материалом для профилактики и развития речи у детей младшего и среднего возрастов в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома. Пособие содержит упражнения и игры для развития дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуковых групп, а также стихи - рифмовки для запоминания, исключающие дефектные звуки. Материал используют как для индивидуальных занятий, так и подгрупповых.
Методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей.
Краткая характеристика речи детей
Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 – 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800 – 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
У детей этого возраста наблюдается недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов (« сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).
В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.
Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 - 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Педагог и родители учат детей задавать вопросы и отвечать на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Звукопроизношение. Произношение детей данного возраста характеризуется рядом особенностей.
- согласные произносятся смягченно («лёзецька» - ложечка).
- свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: с – ф («фобака» - собака), з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок), с – т («тобака» - собака), з –д («дамок» - замок), ц – т («тветок» - цветок).
- шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» - очки), щ – с, т («сётка», «тётка» - щетка).
- звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками л («лямпа» - лампа, «люка» - рука), i («ямпа» - лампа, «юка» - рука).
Учитывая эти недостатки, педагог и родители должны готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков...
Полностью пособие представлено в Приложении.