Введение
«Мир спасет красота…» – почти полтора века
назад имел смелость утверждать Ф. М. Достоевский.
Мы (я и мои воспитанники) не возьмемся с ним
спорить, наоборот, абсолютно согласимся.
Непередаваемая красота природы, красота
человеческих отношений, красота, устроенность
родного жилища испокон веку населяли сознание
человека.
В настоящее время это едва ли не единственное,
что поможет сохранить человеку духовность.
Прикоснувшись к этой теме, мы поняли, что
школьных уроков и рассказов родителей
оказывается мало, и почти год назад более
серьезно обратились к истории родного края –
своей малой Родины, поставив цель –
познакомиться с ее духовным потенциалом. За этот
небольшой срок мы трижды побывали в главном
музее нашего города, всякий раз нас интересовали
конкретные темы: «Рузский быт разных периодов
жизни города», «Русский костюм», «Ремесла
Рузского края», «Боевые действия на территории
Рузского района». Следующими шагами были
автоэкскурсии на предприятия города, в окрестные
деревни (Ватулино, Комлево, Брыньково, Горбово,
Городилово, Ново – Горбово, Сумароково, Леньково,
Волынщино, Лидино), по городу, в Звенигород, Клин,
Радонеж, Сергиев Посад, Абрамцево. Собрали
объемный фотоматериал.
Пригодился и почти десятилетний опыт работы
одного из педагогов нашей школы –
преподавателя обслуживающего труда и технологий
Тугушевой Е.И. – по теме «История русского
быта Допетровской Руси».
Посетив краеведческий музей в Колюбакинской
школе, мы совершенно по-новому открыли для себя
мир украшения нашего жилища.
Оказывается, некоторым узорам вышивок на
полотенцах, одежде, домашней утвари, на оконных
наличниках не одна тысяча лет. Конечно, не в
буквальном смысле слова, ведь конкретный дом был
построен не так давно, но удивительно устроенная
человеческая память (в науке ее называют
генетическая) сохранила через века и помогла с
абсолютной точностью воспроизвести узор.
Закономерен вопрос: почему так бережно и
настойчиво память «зацепила» этот знак? Ответ
напрашивается сам собой: человеку было
сверхважно что-то, что этот знак обозначает.
После Колюбакина в своей родной Рузе мы уже
рассматривали каждый дом, и в узорах наличников
виделось то узорное кружево инея, то
замысловатые завитки растений, в-третьих, тебе
улыбалось солнышко, а порой казалось, что
откуда-то сверху струится вода. Но именно поход в
д. Иваново заставил нас по-другому посмотреть на
тему исследования. Кто же мог выдумать такую
красоту? И почему именно резные узоры,
напоминающие солнце, располагаются над окном, а
рисунок, в котором просматривается замысловатый
змеино-звериный орнамент, внизу, как бы завершает
композицию. Что же все-таки обозначают узоры
деревянных кружев, украшающих дома? Одних
экскурсий оказалось мало, в трудах Б. А. Рыбакова,
Б. Зайцева, П. Пинчукова, Н.А. Горяева, М.В.
Короткова мы нашли ответы на все эти вопросы.
Всё выше перечисленное позволило разработать
урок, содержательных аналогов которого нет в
учебной программе.
Цели:
- Воспитательные:
- продолжить приобщение учащихся к национальным культурным ценностям;
- научить любить малую родину, видеть составляющие бытия и их традиционность для сознания народа.
- Образовательные:
- закрепить навыки и умения употребления в устной и письменной речи различных изученных конструкций;
- сформировать навык написания сочинения по теме с использованием профессиональных слов, специальной терминологии, художественных средств.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему
Приложение 1. Слайд 1.
Расстановка знаков препинания, составление всех
возможных схем в данных предложениях – Приложение 1, слайд 2:
Путешествуя по родной земле ( ) мы совсем
неожиданно узнали ( ) что почти каждый узор в
убранстве крестьянского дома символичен.
А некоторым узорам ( ) бережно сохранённым
человеческой памятью и с абсолютной точностью
воспроизведенным резчиками ( ) более двух тысяч
лет.
Проверяем выполненное задание. Почему во
втором предложении отсутствует обособление
определения?
II. Словарная работа
Записываем термины, без которых не будет возможности говорить и писать по теме урока. Приложение 1. Слайд 3:
К…йма К…рниз …рнамент …л…мент
Си…вол Фр…гмент Д…кор …берег
…жур Б…ляс…ны Фр…нтон
Вопросы после проверки написания:
– Какое из этих слов синонимично слову
«убранство»? (Декор)
– Какое слово обозначает часть чего-либо,
например, очелья? (Фрагмент)
– Из предложенного дидактического материала
выберите и покажите «балясины». Это
конструктивная деталь или часть декора?
(Часть декора)
– используя наречия, составьте предложение с
одним из записанных слов-терминов. Предложение
покажет, насколько правильно вы понимаете
значение выбранного слова, например: Мы
давно хотели увидеть дома с ажурным внешним
убранством. Обозначьте наречие как член
предложения.
III. Беседа
Удивительно, но раньше ни вы, ни я не обращали
такого пристального внимания на это сказочное
великолепие. Приложение 1.
Слайд 4 (д. Иваново, дом № 40).
– Где была отправная точка работы по изучению
декора крестьянского жилища? (Походы годичной
давности в деревню Иваново.)
– Какого характера убранство встретилось нам в
походах? (Символы государства социалистического
периода, эпохи язычества и христианства.)
– Каких узоров было больше всего (символ воды)?
Почему так бережно и настойчиво память
«зацепила» и воспроизвела именно эти знаки?
(Древнему русичу важнее всего было дождаться
влаги небесной, поэтому на подавляющем
большинстве домов деревни Иваново над фризовой
доской – многоступенчатые подзоры
символизирующие «груды росные».)
IV. Составление мини-текста. Декор дома
– Каждой детали убранства наш далёкий предок
определил своё строгое место.
Предлагаю письменно зафиксировать этот порядок,
используя фотографию дома Савельевых (Приложение
1. Слайд 5).
Постарайтесь использовать в записи наречия, обозначающие место детали и последовательность (сверху, внизу, сначала, затем, сбоку…).
V. Физкультминутка
Приложение 1. Слайд 5. Один ученик называет детали в последовательности от верхней к нижней, все остальные показывают жестами:
Охлупень
Причелины
Светёлка
Карниз
Фризовый пояс
Прибойная доска
Очелье
Оплечья…
VI. Работа с домашними заготовками
На дом вы получили задание поработать с дополнительной литературой и выяснить, что обозначает тот или иной символ декора (Макошь, солнце, ящер-пращур – название знака, что обозначает, где расположен). Рассказ учащихся сопровождается показом слайдов – 6, 7, 8.
VII. Работа с раздаточным дидактическим материалом по вариантам
В описании использовать (по возможности) следующие выражения: таинственная загадочность; широкая полоса растительного орнамента; торжествен и наряден/ скромен декор этого дома. Приложение 1. Слайд 9.
1 вариант: учащиеся описывают символ плодородия
(фрагмент декора дома № 40 д. Иваново).
2 вариант: учащиеся описывают солнечных
коников дома № 31 (д. Иваново).
3 вариант: учащиеся описывают декор светёлки
дома «Степана Карпыча» (д. Иваново).
VIII. Конструирование
Сочинение, в котором пойдет речь об истинном искусстве, также должно отличаться яркостью.
- Для этого поработаем с синонимичными конструкциями. Приложение 1. Слайд 10 (д. Иваново):
расплескалась причудливыми травами – преобразовать в деепричастный оборот;
выточить балясины – главное слово должно стать причастием;
плавно стелиться – главное слово должно стать причастием;
ритмично перемежаться – преобразовать в деепричастный оборот.
- Завершить конструирование предложения: На (название детали) ясно просматривается (название узора, при этом используем полученные ранее словосочетания), что символизирует собой (что).
Вопрос «на засыпку»: Может ли узор быть
немногословен? – Да, если речь идёт об
использовании олицетворения. Рассмотрите
фотографии и приведите примеры.
Рассмотрим декор прибойных досок на доме
Павловых (д. Иваново) – Приложение
1, слайд 11. Какой глагол можно
употребить применительно к узору? (Устремились к
солнцу – краткое причастие – устремлены.)
IX. Обобщение и выводы
Так, размышляя над эскизом отделки своего дома,
человек позаботился не только об удобстве
жилища, но и попробовал уберечь его от
напастей и злых духов, а добрые силы поставить
себе на службу.
Декорирование крестьянского жилища –
неотъемлемая часть русской национальной
культуры. Самые яркие памятники внешнего
убранства тщательно сберегаются и охраняются
(Поволжье, Кижи). Надеемся, что и наши
исследования помогут подобным памятникам
остаться в человеческой памяти, чтобы быть
переданными следующим поколениям.
Близится очередная годовщина Великой Победы. Чем
мы встретим её? Как почтим память погибших и
скажем «спасибо» выжившим? Наверное, своим
собственным открытием: Победа в той страшной
войне пришла потому, что советскому солдату было
что защищать: у нашей Родины великое культурное
наследие, нерушимая красота, и именно она
призвана спасти мир! Приложение
1. Слайд 12.
X. Задание на дом
Написать сочинение по теме урока с привлечением полученных знаний и собственных исследований. Этапы урока помогут выстроить логику вашей письменной работы, т.е. явятся своеобразным планом.
Список используемой литературы:
1. Б. Гнедовский «Русский Север», М.,
«Советская Россия», 1972 г. стр. 13 – 14.
2. Н. Е. Белякова «Бумажное зодчество», СПБ
«КОРОНА принт», 1999 г., стр. 15; 55.
Б. Зайцев, П. Пинчуков «Солнечные узоры»,
«Московский рабочий», 1978 г., без цитирования.
3. Н. А. Горяева «Методическое пособие к
учебнику «Декоративно – прикладное
искусство в жизни человека», М., «Просвещение», 2003
г., стр. 9; 11; 31; 33.
4. М. Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма»,
М., 1988 г., стр. 12.
5. М. В. Короткова «Путешествие в историю
Русского быта», М., «Русское слово», 1998 г., без
цитирования.
6. Б. А. Рыбаков «Язычество Древней Руси»,
М., «Наука», 1988 г., использованные материалы
обозначены в тексте доклада;
7. Б. А. Рыбаков «Язычество древних
славян», М., «Наука», 1994 г, без цитирования;
8. М. Н. Ковшикова, М. Аничкина «Элементы
языческой символики в декоративном
оформлении современной деревни», без
цитирования;
9. И. Э. Кашекова «От античности до
модерна», М., «Просвещение», 2000 г., стр. 118; 123.