Урок русского языка в 7-м классе по теме "Обучение сочинению "Внешнее убранство крестьянского жилища"

Разделы: Русский язык


Введение

«Мир спасет красота…» – почти полтора века назад имел смелость утверждать Ф. М. Достоевский.
Мы (я и мои воспитанники) не возьмемся с ним спорить, наоборот, абсолютно согласимся. Непередаваемая красота природы, красота человеческих отношений, красота, устроенность родного жилища испокон веку населяли сознание человека.
В настоящее время это едва ли не единственное, что поможет сохранить человеку духовность. Прикоснувшись к этой теме, мы поняли, что школьных уроков и рассказов родителей оказывается мало, и почти год назад более серьезно обратились к истории родного края – своей малой Родины, поставив цель – познакомиться с ее духовным потенциалом. За этот небольшой срок мы трижды побывали в главном музее нашего города, всякий раз нас интересовали конкретные темы: «Рузский быт разных периодов жизни города», «Русский костюм», «Ремесла Рузского края», «Боевые действия на территории Рузского района». Следующими шагами были автоэкскурсии на предприятия города, в окрестные деревни (Ватулино, Комлево, Брыньково, Горбово, Городилово, Ново – Горбово, Сумароково, Леньково, Волынщино, Лидино), по городу, в Звенигород, Клин, Радонеж, Сергиев Посад, Абрамцево. Собрали объемный фотоматериал.
Пригодился и почти десятилетний опыт работы одного из  педагогов нашей школы – преподавателя обслуживающего труда и технологий Тугушевой Е.И. –  по теме «История русского быта Допетровской Руси».
Посетив краеведческий музей в Колюбакинской школе, мы совершенно по-новому открыли для себя мир украшения нашего жилища.
Оказывается, некоторым узорам вышивок на полотенцах, одежде, домашней утвари, на оконных наличниках не одна тысяча лет. Конечно, не в буквальном смысле слова, ведь конкретный дом был построен не так давно, но удивительно устроенная человеческая память (в науке ее называют генетическая) сохранила через века и помогла с абсолютной точностью воспроизвести узор. Закономерен вопрос: почему так бережно и настойчиво память «зацепила» этот знак? Ответ напрашивается сам собой: человеку было сверхважно что-то, что этот знак обозначает.
После Колюбакина в своей родной Рузе  мы уже рассматривали каждый дом, и в узорах наличников виделось то узорное кружево инея, то замысловатые завитки растений, в-третьих, тебе улыбалось солнышко, а порой казалось, что откуда-то сверху струится вода. Но именно поход в д. Иваново заставил нас по-другому посмотреть на тему исследования. Кто же мог выдумать такую красоту? И почему именно резные узоры, напоминающие солнце, располагаются над окном, а рисунок, в котором просматривается замысловатый змеино-звериный орнамент, внизу, как бы завершает композицию. Что же все-таки обозначают узоры деревянных кружев, украшающих дома? Одних экскурсий оказалось мало, в трудах Б. А. Рыбакова, Б. Зайцева, П. Пинчукова, Н.А. Горяева, М.В. Короткова мы нашли ответы на все эти вопросы.
Всё выше перечисленное позволило разработать урок, содержательных аналогов которого нет в учебной программе.

Цели:

  • Воспитательные:
    • продолжить приобщение учащихся к национальным культурным ценностям;
    • научить любить малую родину, видеть составляющие бытия и их традиционность для сознания народа.
  • Образовательные:
    • закрепить навыки и умения употребления в устной и письменной речи различных изученных конструкций;
    • сформировать навык написания сочинения по теме с использованием профессиональных слов, специальной терминологии, художественных средств.

ХОД УРОКА

I. Введение в тему

Приложение 1. Слайд 1. Расстановка знаков препинания, составление всех возможных схем в данных предложениях – Приложение 1, слайд 2:
Путешествуя по родной земле (  ) мы совсем неожиданно узнали ( ) что почти каждый узор в убранстве крестьянского дома символичен.
А некоторым узорам (  ) бережно сохранённым человеческой памятью и с абсолютной точностью воспроизведенным резчиками ( ) более двух тысяч лет.
Проверяем выполненное задание.  Почему во втором предложении отсутствует обособление определения?

II. Словарная работа

Записываем термины, без которых не будет возможности говорить и писать по теме урока. Приложение 1. Слайд 3:

К…йма                      К…рниз                      …рнамент                 …л…мент
Си…вол                      Фр…гмент                Д…кор                        …берег
…жур                        Б…ляс…ны                Фр…нтон

Вопросы после проверки написания:

– Какое из этих слов синонимично слову «убранство»?  (Декор)
– Какое слово обозначает часть чего-либо, например, очелья? (Фрагмент)
– Из предложенного дидактического материала выберите и покажите «балясины». Это конструктивная деталь или часть декора?  (Часть декора)
– используя наречия, составьте предложение с одним из записанных слов-терминов. Предложение покажет, насколько правильно вы понимаете значение выбранного слова, например: Мы давно  хотели увидеть дома с ажурным внешним убранством. Обозначьте наречие как член предложения.

III. Беседа

Удивительно, но раньше ни вы, ни я не обращали такого пристального внимания на это сказочное великолепие. Приложение 1. Слайд 4 (д. Иваново, дом № 40).
– Где была отправная точка работы по изучению декора крестьянского жилища?  (Походы годичной давности в деревню Иваново.)
– Какого характера убранство встретилось нам в походах? (Символы государства социалистического периода, эпохи язычества и христианства.)
– Каких узоров было больше всего (символ воды)? Почему так бережно и настойчиво память «зацепила» и воспроизвела именно эти знаки? (Древнему русичу важнее всего было дождаться влаги небесной, поэтому на подавляющем большинстве домов деревни Иваново над фризовой доской – многоступенчатые подзоры символизирующие «груды росные».)

IV. Составление мини-текста. Декор дома

– Каждой детали убранства наш далёкий предок определил своё строгое место.
Предлагаю письменно зафиксировать этот порядок, используя фотографию дома Савельевых (Приложение 1. Слайд 5).

Постарайтесь использовать в записи наречия, обозначающие место детали и последовательность (сверху, внизу, сначала, затем, сбоку…).

V. Физкультминутка

Приложение 1. Слайд 5. Один ученик  называет детали в последовательности от верхней к нижней, все остальные показывают жестами:

Охлупень
Причелины
Светёлка
Карниз
Фризовый пояс
Прибойная доска
Очелье
Оплечья

VI. Работа с домашними заготовками

На дом  вы получили задание поработать с дополнительной литературой и выяснить, что обозначает тот или иной символ декора (Макошь, солнце, ящер-пращур – название знака, что обозначает, где расположен). Рассказ учащихся сопровождается показом слайдов – 6, 7, 8.

VII.  Работа с раздаточным дидактическим материалом по вариантам

В описании использовать (по возможности) следующие выражения: таинственная загадочность; широкая полоса растительного орнамента; торжествен и наряден/ скромен декор этого дома.  Приложение 1. Слайд 9.

1 вариант: учащиеся описывают символ плодородия (фрагмент декора дома № 40 д. Иваново).
2 вариант: учащиеся описывают  солнечных коников дома № 31 (д. Иваново).
3 вариант: учащиеся описывают  декор светёлки дома «Степана Карпыча» (д. Иваново).

VIII. Конструирование

Сочинение, в котором пойдет речь об истинном искусстве, также должно отличаться яркостью.

  • Для этого поработаем с синонимичными конструкциями. Приложение 1. Слайд 10 (д. Иваново):

расплескалась причудливыми травами – преобразовать в деепричастный оборот;
выточить балясины главное слово должно стать причастием;
плавно стелиться – главное слово должно стать причастием;
ритмично перемежаться – преобразовать в деепричастный оборот.

  • Завершить конструирование предложения: На (название детали) ясно просматривается (название узора, при этом используем полученные ранее словосочетания), что символизирует собой (что).

Вопрос «на засыпку»: Может ли узор быть немногословен? – Да, если речь идёт об использовании олицетворения. Рассмотрите фотографии и приведите примеры.
Рассмотрим декор прибойных досок на доме Павловых (д. Иваново) – Приложение 1, слайд 11. Какой глагол можно употребить применительно к узору? (Устремились к солнцу – краткое причастие – устремлены.)

IX. Обобщение и выводы

Так, размышляя над эскизом отделки своего дома, человек позаботился не только об удобстве жилища, но и попробовал уберечь его от напастей  и злых духов, а добрые силы поставить себе на службу.
Декорирование крестьянского жилища – неотъемлемая часть русской национальной культуры. Самые яркие памятники внешнего убранства тщательно сберегаются и охраняются (Поволжье, Кижи). Надеемся, что и наши исследования помогут подобным памятникам остаться в человеческой памяти, чтобы быть переданными следующим поколениям.
Близится очередная годовщина Великой Победы. Чем мы встретим её? Как почтим память погибших и скажем «спасибо» выжившим? Наверное, своим собственным открытием: Победа в той страшной войне пришла потому, что советскому солдату было что защищать: у нашей Родины великое культурное наследие, нерушимая красота, и именно она призвана спасти мир! Приложение 1. Слайд 12.

X. Задание на дом

Написать сочинение по теме урока с привлечением полученных знаний и собственных исследований. Этапы урока помогут выстроить логику вашей письменной работы, т.е. явятся своеобразным планом.

Список  используемой литературы:

1. Б. Гнедовский «Русский Север»,  М., «Советская Россия», 1972 г. стр. 13 – 14.
2. Н. Е. Белякова «Бумажное зодчество»,  СПБ «КОРОНА принт», 1999 г., стр. 15; 55.
Б. Зайцев, П. Пинчуков «Солнечные узоры», «Московский рабочий», 1978 г., без цитирования.
3. Н. А. Горяева «Методическое пособие к учебнику «Декоративно – прикладное  искусство в жизни человека», М., «Просвещение», 2003 г., стр. 9; 11; 31; 33.
4. М. Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма», М., 1988 г., стр. 12.
5. М. В. Короткова «Путешествие в историю Русского быта», М., «Русское  слово», 1998 г., без цитирования.
6. Б. А. Рыбаков «Язычество  Древней Руси», М., «Наука», 1988 г., использованные материалы обозначены в тексте доклада;
7. Б. А. Рыбаков «Язычество  древних славян», М., «Наука», 1994 г, без цитирования;
8. М. Н. Ковшикова, М. Аничкина «Элементы языческой символики в декоративном оформлении  современной деревни», без цитирования;
9. И. Э. Кашекова  «От античности до модерна», М., «Просвещение», 2000 г., стр. 118; 123.