Девиз урока:
Ум и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи.
Цель. Овладение способами проверки слов с непроизносимыми согласными.
Задачи:
- Формировать умение находить и проверять слова с непроизносимыми согласными в корне.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
- Формирование коммуникативных компетенций.
Ход урока
I. Организационный момент.
а) Проверка готовности учащихся к уроку.
Ну-ка, проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Ребята поочередно поднимают называемые предметы.)
Б) В класс входит ученик. Зовут его Толик. В руках у него большой лист бумаги.
Учитель:
Толик вежливый и развитый
Говорит при встрече:…
Толик: Здравствуйте.
Все ли правильно сидят?
(Контроль за осанкой.)
Все ль внимательно глядят?
(Толик поднимает вверх лист бумаги, на которой написан девиз урока. По глазам детей учитель определяет, все ли включились в работу.)
Каждый хочет получать
Только лишь оценку . . . “пять”
Учитель. Я думаю, урок будет успешен, если воспользуемся вот этим советом (или если мы воспользуемся советом Толика).
Учитель обращает внимание на девиз урока.
– Каким советом мы воспользуемся?
II. Минутка чистописания.
Игра “Алфавит”.
– Записать заглавную и строчную букву в соединении.
- Пятую по счету букву в алфавите.
- Букву, следующую за буквой “с”.
- Букву, предшествующую букве “г”.
- Букву, стоящую между буквами “к” и “м”.
На доске появляется запись: Дд Тт Вв Лл
– Что общего вы заметили в записи этих букв?
– Может кто-то догадался, почему мы выписали именно эти буквы?
(Дети затруднились дать ответ.)
– Коль вы затрудняетесь, мы постараемся ответить на этот вопрос в ходе урока.
III. Знакомство с новым словарным словом.
– Какое слово произносил Толик в начале урока?
На доске появляется карточка.
ЗДРА . СТВУЙТЕ |
– Даря это слово окружающим, что мы желаем людям?
(Желаем здоровья, здравия.)
– Верно. Даже военные, приветствуя старшего по званию, говорят: “Здравия желаю”.
(На доске появляются карточки со словами.)
ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВИЯ |
– Сравните группу слов.
– Что вы можете сказать про эти слова?
(Эти слова однокоренные.)
– Докажите.
(Эти слова близкие по значению и имеют одинаковый корень.)
– Выделите корень в словах.
– Как пишется корень в однокоренных словах?
(Корень пишется одинаково.)
– Разве корень во всех трех словах пишется одинаково?
– Что необычного в записи первого слова?
– Какая буква потерялась?
– Объясните свой выбор.
IV. Сообщение темы урока.
– Произнесите первое слово.
– Прочитайте слово.
– Что вы заметили?
(В слове написали буквы “в”, а звук, который обозначает эта буква – не произнесли.)
– Какой вывод вы можете сделать по данному наблюдению?
(Значит, в слове встретилась непроизносимая согласная.)
– Сформулируйте тему урока.
Тема. Непроизносимая согласная.
– Чему бы вы хотели научиться на этом уроке по данной теме?
Цель. Будем учиться правильно, произносить и писать слова с непроизносимой согласной в корне.
V. Работа над новым материалом.
– Отгадайте загадки.
1. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце.)
– Произнесите слово.
– Запишите это слово.
(К доске вызываются 2 ученика: высокого и низкого уровня обученности. Дети записывают на доске слово.)
– С кем вы согласны в записи слова?
– Обоснуйте свой ответ.
– В какой части слова встретилась орфограмма?
– Где еще в ходе урока встретилась такая буква?
(Дети в минутке чистописания ставят сигнал под буквой “Лл”.)
– Почему ребята записали слова по разному?
(Дети высказывают свои предположения.)
– Какие действия вы выполняли, чтобы правильно написать слово?
(На основе работы с первым слова составляется алгоритм.)
План. (Алгоритм.)
- Произнести слово.
- Записать слово с “окошком”.
- Подобрать проверочное слово.
- Записать проверочное слово.
- Выделить “сигналом” орфограмму.
- Вставить орфограмму в проверяемое слово.
Аналогичная работа проводится с остальными загадками.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце.)Нога в земле
Туловище в воде
Голова на воздухе. (Тростник.)
Подведение итога.
– Почему в минутке чистописания выписаны именно эти согласные?
– Зачитайте слова с непроизносимой согласной.
– Какие действия вы выполняли, чтобы прийти к правильной записи слова?
(Повторение плана действий.)
– Как по – другому можно назвать план действий?
(Алгоритм.)
– На каких уроках мы еще сталкиваемся с алгоритмами?
VI. Работа по учебнику.
а) Знакомство с информацией.
– Давайте обратимся к учебники и познакомимся с информацией, которая там представлена.
– Какой вывод после прочтения вы можете сделать?
(Мы следовали правильным путем при рассуждении, верно составили алгоритм для работы по данной теме.)
Б) Первичное закрепление.
– Ребята, а кто сможет правильно записать слова с непроизносимыми согласными?
– Давайте попробуем.
Работа по уровням.
Учащиеся низкого уровня обученности выполняют упражнение 294 только в своих тетрадках.
Учащиеся достаточного уровня обученности выполняют упражнение 295 в своих тетрадках + 1 ученик за доской.
Учащиеся высокого уровня обученности (у меня в классе их не так много) выполняют работу учителя – оказывают помощь детям разного уровня при выполнении упражнения.
Проверка работ.
Ребята высокий уровень – проверяет тетради ребят низкого уровня.
Достаточный уровень – фронтальная проверка с доской. Игра “Цепочка”.
VII. Подведение итога урока.
– Чему новому научились на уроке?
– Что было трудно на уроке?
– Давайте еще раз обратимся к девизу урока. Почему именно эти слова и именно на этот урок я взяла?
(В девизе встретилось слово с непроизносимой согласной.)
– Какие действия необходимо провести, чтобы правильно написать слова с непроизносимой согласной?
VIII. Домашнее задание. Упражнение 297.