Урок по русскому языку для учащихся 3-х классов по теме "Непроизносимые согласные"

Разделы: Начальная школа


Девиз урока:

Ум и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи.

Цель. Овладение способами проверки слов с непроизносимыми согласными.

Задачи:

  1. Формировать умение находить и проверять слова с непроизносимыми согласными в корне.
  2. Воспитывать интерес к русскому языку.
  3. Формирование коммуникативных компетенций.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) Проверка готовности учащихся к уроку.

Ну-ка, проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?

(Ребята поочередно поднимают называемые предметы.)

Приложение 1

Б) В класс входит ученик. Зовут его Толик. В руках у него большой лист бумаги.

Учитель:

Толик вежливый и развитый
Говорит при встрече:…

Толик: Здравствуйте.

Все ли правильно сидят?
(Контроль за осанкой.)
Все ль внимательно глядят?

(Толик поднимает вверх лист бумаги, на которой написан девиз урока. По глазам детей учитель определяет, все ли включились в работу.)

Каждый хочет получать
Только лишь оценку . . . “пять”

Учитель. Я думаю, урок будет успешен, если воспользуемся вот этим советом (или если мы воспользуемся советом Толика).

Учитель обращает внимание на девиз урока.

– Каким советом мы воспользуемся?

II. Минутка чистописания.

Игра “Алфавит”.

– Записать заглавную и строчную букву в соединении.

  1. Пятую по счету букву в алфавите.
  2. Букву, следующую за буквой “с”.
  3. Букву, предшествующую букве “г”.
  4. Букву, стоящую между буквами “к” и “м”.

На доске появляется запись: Дд Тт Вв Лл

– Что общего вы заметили в записи этих букв?

– Может кто-то догадался, почему мы выписали именно эти буквы?

(Дети затруднились дать ответ.)

– Коль вы затрудняетесь, мы постараемся ответить на этот вопрос в ходе урока.

III. Знакомство с новым словарным словом.

– Какое слово произносил Толик в начале урока?

На доске появляется карточка.

ЗДРА . СТВУЙТЕ

– Даря это слово окружающим, что мы желаем людям?

(Желаем здоровья, здравия.)

– Верно. Даже военные, приветствуя старшего по званию, говорят: “Здравия желаю”.

(На доске появляются карточки со словами.)

ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВИЯ

– Сравните группу слов.

– Что вы можете сказать про эти слова?

(Эти слова однокоренные.)

– Докажите.

(Эти слова близкие по значению и имеют одинаковый корень.)

– Выделите корень в словах.

– Как пишется корень в однокоренных словах?

(Корень пишется одинаково.)

– Разве корень во всех трех словах пишется одинаково?

– Что необычного в записи первого слова?

– Какая буква потерялась?

– Объясните свой выбор.

IV. Сообщение темы урока.

– Произнесите первое слово.

– Прочитайте слово.

– Что вы заметили?

(В слове написали буквы “в”, а звук, который обозначает эта буква – не произнесли.)

– Какой вывод вы можете сделать по данному наблюдению?

(Значит, в слове встретилась непроизносимая согласная.)

– Сформулируйте тему урока.

Тема. Непроизносимая согласная.

– Чему бы вы хотели научиться на этом уроке по данной теме?

Цель. Будем учиться правильно, произносить и писать слова с непроизносимой согласной в корне.

V. Работа над новым материалом.

– Отгадайте загадки.

1. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце.)

– Произнесите слово.

– Запишите это слово.

(К доске вызываются 2 ученика: высокого и низкого уровня обученности. Дети записывают на доске слово.)

– С кем вы согласны в записи слова?

– Обоснуйте свой ответ.

– В какой части слова встретилась орфограмма?

– Где еще в ходе урока встретилась такая буква?

(Дети в минутке чистописания ставят сигнал под буквой “Лл”.)

– Почему ребята записали слова по разному?

(Дети высказывают свои предположения.)

– Какие действия вы выполняли, чтобы правильно написать слово?

(На основе работы с первым слова составляется алгоритм.)

План. (Алгоритм.)

  1. Произнести слово.
  2. Записать слово с “окошком”.
  3. Подобрать проверочное слово.
  4. Записать проверочное слово.
  5. Выделить “сигналом” орфограмму.
  6. Вставить орфограмму в проверяемое слово.

Аналогичная работа проводится с остальными загадками.

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце.)

Нога в земле
Туловище в воде
Голова на воздухе. (Тростник.)

Подведение итога.

– Почему в минутке чистописания выписаны именно эти согласные?

– Зачитайте слова с непроизносимой согласной.

– Какие действия вы выполняли, чтобы прийти к правильной записи слова?

(Повторение плана действий.)

– Как по – другому можно назвать план действий?

(Алгоритм.)

– На каких уроках мы еще сталкиваемся с алгоритмами?

VI. Работа по учебнику.

а) Знакомство с информацией.

– Давайте обратимся к учебники и познакомимся с информацией, которая там представлена.

– Какой вывод после прочтения вы можете сделать?

(Мы следовали правильным путем при рассуждении, верно составили алгоритм для работы по данной теме.)

Б) Первичное закрепление.

– Ребята, а кто сможет правильно записать слова с непроизносимыми согласными?

– Давайте попробуем.

Работа по уровням.

Учащиеся низкого уровня обученности выполняют упражнение 294 только в своих тетрадках.

Учащиеся достаточного уровня обученности выполняют упражнение 295 в своих тетрадках + 1 ученик за доской.

Учащиеся высокого уровня обученности (у меня в классе их не так много) выполняют работу учителя – оказывают помощь детям разного уровня при выполнении упражнения.

Проверка работ.

Ребята высокий уровень – проверяет тетради ребят низкого уровня.

Достаточный уровень – фронтальная проверка с доской. Игра “Цепочка”.

VII. Подведение итога урока.

– Чему новому научились на уроке?

– Что было трудно на уроке?

– Давайте еще раз обратимся к девизу урока. Почему именно эти слова и именно на этот урок я взяла?

(В девизе встретилось слово с непроизносимой согласной.)

– Какие действия необходимо провести, чтобы правильно написать слова с непроизносимой согласной?

VIII. Домашнее задание. Упражнение 297.