В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны – это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении.
- Как помочь школьнику?
- Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью?
- Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость? (Приложение 1)
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решить проблему сохранения здоровья детей неформально. "Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Эти образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Сегодня задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – дать школьнику возможность сохранения здоровья за годы обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Программа здравоохранения в школе должна включать основные модули:
1) образование детей в сфере здоровья;
2) программы и практические руководства по
физической активности;
3) школьное питание;
4) медицинские услуги в школе;
5) психологическое и социальное консультирование;
6) повышение квалификации работников школ в
области здравоохранения;
7) активное участие семьи и общества.
В настоящее время на школу и учителя возложена задача – забота о здоровье учащихся. Каждый педагог должен знать о существовании факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся. Перечислим некоторые из них:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
- несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
В своей педагогической деятельности учитель должен руководствоваться основными принципами здоровьесберегающей педагогики:
1. Принцип ненанесения вреда
2. Принцип приоритета действенной заботы о
здоровье учащихся
3. Принцип триединого представления о здоровье
4. Принцип непрерывности и преемственности
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с
учащимися
6. Принцип соответствия содержания и организации
обучения возрастным особенностям учащихся
7. Комплексный, междисциплинарный подход
8. Принцип медико-психологической компетентности
учителя
9. Принцип гармоничного сочетания обучающих,
воспитывающих и развивающих педагогических
воздействий
10. Приоритет позитивных воздействий
(подкреплений) над негативными (запретами,
порицаниями)
11. Приоритет активных методов обучения
12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей
стратегий
13. Принцип формирования ответственности
учащихся за свое здоровье
14. Принцип отсроченного результата
15.Принцип контроля за результатами
Если философия образования отвечает на вопрос «Зачем учить?», а содержание образования – «Чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «Как учить?» С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. При любом аспекте рассмотрения важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о «технологии».