Цели:
- Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса детей.
- Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; развивать коммуникативные способности; воспитывать навыки коллективного сотрудничества.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1. На доске появляется запись:
страна
города
деревни
просторы
поля
леса
любовь
У.: Что общего в этих словах?
Д.: Это существительные, неодушевленные.
У.: На какие две группы можно разбить эти слова?
Д.: Эти слова можно разбить так: 1 группа-единственное число; 2 группа-множественное число.
У.: Молодцы! А какая тема объединяет эти слова?
Д.: Тема - Родина. Так как и города, и деревни , и просторы, поля, леса, все это находится в нашей стране. А наша страна это и есть Родина.
3. Новая тема.
У.: Ребята, о чем мы будем говорить на уроке?
Д.: О Родине!
У.: Что означает это слово?
Варианты ответов детей.
У.: А теперь давайте обратимся к словарю. Как же там трактуется это слово?
Ученица читает трактовку слова "Родина" (Словарь Ожегова)
- Родина - отечество, место рождения кого-нибудь, место происхождения чего-нибудь.
У.: Подберите синонимы к слову Родина.
Д.: Отечество, Отчизна.
У.: Составьте предложения с этими словами и запишите их .
Варианты предложений составленных детьми.
Я люблю свою Родину!
Наша Родина богата и прекрасна.
Солдаты служат Отечеству.
У.: Ребята, а как вы понимаете словосочетание "малая Родина"?
Варианты ответов детей.
У.: Да, ребята . В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, дом, улица, где он родился. Это его малая родина. И где бы вы ни жили, куда бы ни ехали, она остается всегда с тобой. У каждого родина одна.
4. Физминутка.
5. Инсценирование стихотворения.
У.: А сейчас послушайте стихотворение о Родине.
(Звучит медленная мелодия)
Внучка: Родина! Что это, дедушка?
Дед:
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит не сгорая:
Родина- это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
Внучка:
(продолжая мысль)
Родина-это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
Дед:
Родина - слова не знаю чудесней,
В нем наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Внучка:
Родина - это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Дед:
Родина - это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
У.: Ребята, о какой родине говорили дедушка с внучкой, о малой родине или родине в целом?
Д.: Я думаю о малой родине. В нем говорится о цветах нашего края, о реке, о маме, о наших песнях, которые пели еще прадеды, о нашей истории.
В нем наши сказки и славные были.
У.: Скажите, пожалуйста, чем отличается малая родина от Родины в целом?
Д.: Малая родина - это то место, где мы родились и выросли. Где живут наши родители, друзья, где мы учились ходить.
А в понятие слова Родина - входит вся наша страна. Ее поля, леса, просторы, города, в которых мы еще не были. Все народы , которые живут и работают вместе.
6. Работа над текстом.
У.: У вас на столах лежат листочки с заданием. Ознакомьтесь. Как вы считаете это текст?
у, есть, каждого, Родина, человека.
начинается, она, на, твоего, пороге, дома.
наша, большая, и, Родина, прекрасная.
страна, богата, наша, людьми, талантливыми.
песен, народ, много, о, Родине, своей, сложил, наш.
нашу, мы, любим, Родину!
Д.: Да, только все слова в предложении перепутаны.
У.: О чем текст?
Д.: О Родине!
Д.: А еще в нем не хватает названия.
РАБОТА В ГРУППАХ.
У.: Ваша задача: расставить слова в предложении по своим местам и озаглавить текст.
Дети в группах обсуждают название текста, составляют предложения и записывают в тетрадях полученный рассказ.
Анализ работ.
Отмечаются лучшие работы групп. Выразительное чтение полученных текстов.
Наша Родина!
У каждого человека есть своя Родина. Она начинается на пороге твоего дома. Наша Родина большая и прекрасная. Богата наша страна талантливыми людьми. Много песен сложил наш народ о своей Родине. Мы любим свою Родину!
У.: Ребята, в тексте есть такое предложение:
"Богата наша страна талантливыми людьми"
Как вы понимаете выражение "талантливые люди"?
Д.: Это такие люди, которые умеют делать что-то лучше других. Например: рисовать, петь, шить.
У.: А в нашем классе есть талантливые дети?
Д.: Да. Вот Софья умеет лучше всех читать стихи, Юля - танцует.
Д.: А я думаю, что каждый человек по-своему талантлив.
У.: Я с тобой согласна. Назовите знаменитых талантливых людей, прославивших наш город.
Д.: Шишкин И.И. - великий художник.
Н. Дурова - кавалер-девица.
М. Цветаева - поэт.
А Силкина - детская поэтесса.
У.: Молодцы! Это, конечно, еще не весь список талантливых людей нашего города. Их много, каждый из них уникален и неповторим. Возможно, когда-то и вы прославите своими делами свою малую родину, Елабугу.
7. Подведение итога.