Цели урока:
- Закрепиться у учеников общее представление о предках славянах.
- Познакомиться с племенами соседей, окружавших племена славян.
Оборудование урока:
- карта Восточные славяне и их соседи (атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века)
- мультимедийное оборудование
- карточки-задания для проверки домашнего задания
План урока:
- Проверка домашнего задания по теме:
Восточные славяне.
- Блиц
- Загадки с картинками
- Письменные загадки
- Изучение новой темы, используя карту схему.
- Карта схема, заполняемая с учителем
- Карта схема, заполняемая самостоятельно при помощи учебника.
- Объяснение домашнего задания.
1. Вступительное слово учителя
На прошлом занятии мы познакомились со славянскими племенами, их обычаями и нравами. Повторим домашний материал, используя блиц-опрос и карту:
Ученики отвечают, а желающий ученик показывает на карте месторасположение племени. Правильные ответы учеников приведены в скобках.
А) Большую часть Европы и значительную часть
Азии населяли племена , говорившие на одном
языке. ( индоевропейцы)
Б) Через четыре тысячи лет тому произошло
выделение племен (балтославянские)
В) К V веку племена разделились ( балтов и
славян)
Г) В V веке славяне мощными потоками
устремились на земли, простиравшиеся от Черного
моря до Балтийского. ( три ветви – западную,
восточную, южную)
Учитель: Вспомним особенности быта и
нравов славян. В качестве вопросов предлагаются
иллюстративные загадки. Загадку нужно отгадать и
прокомментировать известной вам информацией из
учебника, энциклопедии, Интернета.
Мультимедийная презентация (Приложение
1)
Слайд | Вопрос учителя | Примерный ответ ученика |
№1 | Стихотворение – характеристика славян. | |
№2 | Эти люди отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них русые волосы, румяное лицо и серые глаза | Славяне. |
№3 | Жили в домах, стены которого, делались из дерева. Внутри дома скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. | Дом-полуземлянка. Дом |
№3 | Обычно селились по берегам рек и озер, потому что | Занимались рыболовством Река служила природной защитой от врагов и животных. |
№4 | Очень часто славяне ходили в лес, что позволяло | Охотиться Собирать ягоды и грибы Бортничество |
№5 | Орудия труда, которые кормили славянина целый год | Соха и борона Переложная система Подсечно-огневая система |
№6 | Орудие труда, которое могло пригодиться во время жатвы | Серп |
№7 | Занятие людей, которые позволяли, есть из посуды, и стрелять железной стрелой | Гончарное ремесло Кузнечное дело |
№8 | Заботились славяне и своей души и к богам обращались, в этом им помогали специальные люди | Волхвы или кудесники |
№9 | Священное место, где славяне совершали
свои обряды Изображение бога |
Капище Идол |
№10 | Бог -повелитель ветра. А в виде этого существа славяне представляли души умерших детей и утонувших женщин |
Стрибог Русалка |
№11 | Бог молнии и грома (войны и оружия) | Перун |
№12 | Управление | Старейшина Вече Народное ополчение |
Учитель: Во время просмотра презентации и отгадывания загадок мы повторили все новые слова, которые встретились вам в домашнем параграфе. Проведем письменную работу на закрепление материала. (Приложение 2). На проведение письменной работы отводится 5 минут.
2. Изучение нового материла:
Учитель: Для изучения вопроса о соседях славянских племен нам необходимо начертить схематическое месторасположение географических объектов.
Идет рассказ учителя, какие народы где располагались и ученики на листе А-4 чертят карту схему месторасположения народов соседей-славян. (Приложение 3)
Учитель:
1.Славяне занимали Восточно-Европейскую
равнину. Продвигались славяне мирно и этот
процесс называется – Колонизация.
2. На северо-западе возле Балтийского моря - балты.
3. На северо-востоке лесные жители- финноугорские
племена.
4. В VI на Балканах появляются авары
5. В VII от Кубани до Днепра часть булгар на
Волгу и Каму, часть в Европу.
6. В VII в Нижнем Поволжье – хазары.
Практическая работа
Задание-инструкция для учеников, которая записывается в тетрадь и на доске.
На схематическую карту нанести:
– название государства, города-столицы
соседних племен
– подписать религию, которую исповедовали
соседние племена
– написать занятия соседей
В зависимости от времени на уроке эту работу можно выполнить на уроке, а можно разбить на части: например государство и города-столицы нанести на карту в классе, а остальное выполнить дома.
Учитель: Итог: восточнославянские
племена жили в окружении многих народов.
народы оказывали разное влияние на славян.
Домашнее задание на размышление:
– Какое влияние оказывали на славян племена?
Литература:
- А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.Москва, Просвещение, 2007
- Е.В.Симонова Поурочные разработки по истории России.к учебнику А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России» 6 класс, Москва, Экзамен, 2006г