Творческий проект "Мир как школа, школа как мир"

Разделы: МХК и ИЗО


Исполнители проекта:

Аржанова Ольга 6 к.л

Гамидова Айтадж 6 кл.

Зыкова Кристина 6 кл.

Лалаева Айшан 6 кл.

Маревич Валентина 9 кл.

Сорока Сергей 6 кл.

Тормосина Екатерина 9 кл

Тен Алина 6 кл.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: изучение народных костюмов представителей национальностей обучающихся в МОУ СОШ № 48 Ворошиловского района г.Волгограда

Для достижения цели необходимо:

  • знать ребята, каких национальностей учатся в школе;
  • найти причины возникновения костюма (климатическая зона, основное занятие, традиции);
  • особенности костюма (основные элементы);
  • разработать схемы выполнения костюмов;
  • разработать технологию изготовления костюмов и подбор материалов.

Результат работы – макеты кукол в национальных костюмах

Исследовательский этап

Провели опрос по классам о том, ребята каких национальностей обучаются в школе.

Сбор материала:

печатные издания ( книги, журналы, газеты); материалы Интернета;

фотографии из домашних архивов.

Этап разработки технологии выполнения костюма

  • Составили схемы изготовления каждого костюма;
  • Подобрали материал для работы:
    плотная белая, цветная бумага, краски, клей ПВА, ткань, отделочная тесьма, бумага-самоклейка.

Ход работы

Исследовательский этап

В нашем городе живут люди разных национальностей. Зайди в любую школу: здесь можно встретить представителей разных народов. Только в нашей 48-й учатся дети 9 национальностей: русские и грузины, татары и армяне, азербайджанцы и туркмены, белорусы, украинцы и корейцы.

Вот такая многонациональная семья.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна,

Школьная страна.

И не даром школа живет и работает под девизом :

«МИР КАК ШКОЛА, ШКОЛА КАК МИР!»

Сбор материала.

(Презентация – приложение №1 )

Славянские народы

(см.приложение №1)

Россия, Украина , Белоруссия – эти республики входили в состав Советского Союза., что Белорусы и украинцы говорят на родственных восточно-славянских языках, у этих народов много общего. Исторической основой их культурной близости явилось Древнерусское государство, сплотившее славянские и неславянские племена Восточной Европы.

Основным занятием украинцев были земледелие и скотоводство, что обеспечивало получение разнообразного сырья для изготовления одежды и обуви: льна, конопли, шерсти, кожи, овчины.

Россия, Украина , Белоруссия – эти республики входили в состав Советского Союза., что Белорусы и украинцы говорят на родственных восточно-славянских языках, у этих народов много общего. Исторической основой их культурной близости явилось Древнерусское государство, сплотившее славянские и неславянские племена Восточной Европы.

Основным занятием украинцев были земледелие и скотоводство, что обеспечивало получение разнообразного сырья для изготовления одежды и обуви: льна, конопли, шерсти, кожи, овчины (показ презентации).

Основными элементами женской одежды общими для всей Украины, были домотканая рубаха и поясная одежда – плахта, дерега, запаска или юбка. Замужние женщины тщательно убирали волосы под полотенчатый головной убор – намитку или небольшую шапочку – очипок., поверх которого повязывали платок, а девушки носили венки и обручи, не закрывавшие волосы. Украшениями служили бусы, цветы, ленты. В качестве шейных украшений бытовали – намисто- стеклянные, керамические, коралловые.

Наиболее типичная одежда центральной части Украины. Женщины носили длинную полотняную, украшенную вышивкой сорочку с пестрой юбкой – плахтой, составленной из двух полотнищ, сшитых лишь до половины. Плахта укреплялась на талии при помощи пояса. Несшитые части полотнищ опускались спереди свободно, а иногда углами подтыкались под пояс. Сверху надевали безрукавку. Девушки в праздничные дни носили венки из бумажных цветов. Косы украшали цветными лентами, на шею надевали нитки бус. У женщин Черниговской губернии очень ценились сапоги из цветного сафьяна на каблуках с медными подковами.

Мужской костюм состоял из холщовой сорочки с прямым разрезом ворота, заправленной в набойчатые шаровары, перетянутые широким шерстяным поясом. Шаровары вправлялись в сапоги. Летом носили соломенные шляпы.

Народы Поволжья

( см.приложение №1)

По среднему течению Великой русской реки Волги и ее притокам среди основной массы русского населения издавна живут татары.

( Издавна здесь сталкивались и смешивались различные племена, проникавшие как с востока, из Азии, так и с запада, из различных районов Восточной Европы.)

Для изготовления одежды применяли домотканину из конопли, льна, шерсти. Богатые шили одежду только из покупной фабричной ткани: шелка, бархата, сукна, меха.

(показ презентации)

Основной частью женского костюма являлась рубаха туникообразного покроя, служившая одновременно верхней и нательной одеждой. Она орнаментировалась вышивкой, располагавшейся на груди, рукавах и по подолу. Отделка рубах различалась по возрастным группам.

Рубахи татар, и мужские и женские, были широкими, носили их без пояса, надевая сверху камзол-безрукавку, сшитый в талию. Женская рубаха по покрою приближалась к широкому городскому платью с оборками. Под платье надевали широкие шаровары. Из головных уборов у мужчин широкое распространение имели тюбетейки. Женщины носили калфаки с закругленным верхом и особым способом завязанные платки. Обувью служили лапти, в городе носили узорные сапоги с мягкой подошвой и кожаные калоши.

Оригинальными были нагрудные и наспинные украшения, перевязи, ожерелья, накосники.

Народы Кавказа

(см.приложение №1)

Кавказ- горный по преимуществу регион- объединяет самые различные климатические зоны.

Издавна здесь возделывали коноплю и хлопок, выращивали тутовник для разведения шелковичных червей, овцеводство давало шерсть. Кроме того использовали материи, привозимые из разных стран , в том числе и по Великому шелковому пути.

Основной частью женского костюма являлась рубаха туникообразного покроя, служившая одновременно верхней и нательной одеждой. Она орнаментировалась вышивкой, располагавшейся на груди, рукавах и по подолу.

Отделка рубах различалась по возрастным группам.

Под влиянием общих черт трудовой деятельности, быта, природы сформировалась мужская одежда так называемого общекавказского типа. Каждый мужчина на Кавказе – это воин-всадник, он же землепашец или пастух. Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах.

Основными элементами комплекса мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары) одежда. Украшали рубаху Вышивкой по вороту (армяне) или нашивками из пестрой ткани (народы Дагестана).

Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. На нагрудную часть черкески нашивались газырницы- своего рода карманы, многократно простроченные по вертикали. В образовавшиеся таким образом пазы помещали патроны – от 9 до 15 с каждой стороны. Черкеску туго перетягивали ременным поясом. Спереди к поясу почти всегда прикрепляли кинжал.

Широко использовали кавказцы бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Она служила палаткой и пастелью.

Излюбленным головным убором мужчин на Кавказе были меховые шапки различной формы. Широко распространенным и, видимо, древним головным убором был также башлык.

Основными компонентами женских комплексов одежда являлись рубаха, штаны, юбка, верхняя одежда (платье или кафтанчик), а также головные уборы и обувь

Традиционные головные уборы женщин Кавказа отличались оригинальностью и исключительным разнообразием, отражая этническую принадлежность, возрастные и социальные различия. Исследователи выделили несколько групп женских головных уборов. В Азербайджане и Дагестане это накосники (чутка,чухт) тип мешочка или чепчика с мешочком для кос либо просто широкая полоса ткани, прикрывавшая косы сверху. На Северном Кавказе носили шапочки разных размеров на жесткой основе, в Дагестане - чалмообразные уборы из большого количества платков. Платки и покрывала являлись непременной частью любого головного убора.

Важнейшую роль в художественном строе национального костюма многих народов Кавказа играли удивительно многообразные женские украшения. Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Украшение носили женщины всех возрастов, в том числе и дети.

Корейский народный костюм

( см.приложение №1)

Корейский народный костюм очень похож на русский сарафан, а сверху одета рубаха, чем-то напоминающая епанечку

Этап разработки технологии выполнения костюма

Составили схемы изготовления каждого костюма

Подобрали материал для работы:
плотная белая, цветная бумага, краски, клей ПВА, ткань, отделочная тесьма, бумага-самоклейка.

Итог работы

Используемая литература

1. Калашникова. Одежда народов СССР.

2. Москва: «Планета», 1990.

3. Горяева Н.А., Островская О.В.

4. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для учащихся.

5. Что такое ? Кто такой? Спутник любознательных. М.: «Просвещение», 1968.

6. Материалы «Интернет».