УЭ-0. Цель. Закрепление умения решать задачи изученных видов.
Задачи:
- Продолжить работу над развитием умения работать в малых группах, навыков общения, сотрудничества.
- Формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь к природе и бережное и уважительно отношение к ней.
УЭ-1. Организационный момент. Сообщение темы урока
– Ребята, скажите, какое сейчас время года?
– Как вы догадались? По каким признакам?
Докажите.
(Та группа, которая называет признак весны –
садится.)
– Молодцы! Действительно, данное время года –
весна, вы мне доказали. И сегодня на уроке
математики все наши задания будут связаны с тем,
что происходит в природе весной. А тема нашего
урока – решение задач. Как вы думаете, чем мы
будем заниматься сегодня на уроке математики?
– Правильно. Но мы не только будем продолжать
учиться решать задачи. Мы будем ещё и
составлять задачи, будем продолжать учиться
работать в группах.
УЭ-2. Устный счёт
– Но сначала – разомнёмся: посчитаем устно, разомнём пальчики.
(Учитель читает пример, а дети ответ показывают пальчиками.)
2 + 2 4 + 3 6 – 4 8 – 3 1 + 5 5 – 5
– Молодцы!
УЭ-3. Актуализация знаний
– Прежде чем приступить к решению задач,
вспомните, из чего состоит задача?
– Если в задаче неизвестно целое, как его найти? А
как найти часть?
УЭ-4. Решение задачи
– Ребята, а как называются птицы, которые на
зиму улетают в тёплые края, а весной возвращаются
в родные места? Каких перелётных птиц вы знаете?
– Послушайте внимательно задачу.
С наступлением весны школьники готовились к прилёту скворцов. На уроках труда ученики 1 класса сделали 7 скворечников, а ученики 2 класса – 9 скворечников. На сколько больше скворечников сделали ученики 2 класса?
(На доске заготовлена схема. Разбор задачи идёт по схеме.)
– О ком и о чём говорится в задаче?
– Сколько скворечников сделали ученики 1 класса?
2 класса?
– Повторите вопрос задачи.
– Можем сразу на него ответить?
– Посмотрите внимательно на схему. Что в задаче
неизвестно?
– Вспомните, как найти часть?
– Значит, каким действием будет решаться задача?
(1 ученик записывает решение и ответ на доске, класс – в тетрадях)
Физминутка для глаз
УЭ-5. Составление и решение задачи
– Вспомните, какие цветы появляются весной
первыми?
– А кто-нибудь знает, почему они так называются?
– Подснежники – это первые прекрасные весенние
цветы. Если их увидишь на лесной полянке, так и
хочется их сорвать, принести домой, подарить маме
или просто поставить в вазу. Но дома в вазе они
долго не простоят – завянут. Вот так вы сорвёте
цветы, кто-то другой сорвёт, третий… И
подснежников совсем не останется. Так что
подумайте, прежде чем сорвать любой цветок.
Природой можно только любоваться и наслаждаться
её красотой.
– Давайте составим задачу о подснежниках по
картинке.
«На одной полянке росли 3 подснежника, а на другой на 2 подснежника больше. Сколько подснежников росло на второй полянке?»
(Схема заготовлена заранее, но без данных. При разборе вставляются данные в схему. Разбор задачи. Запись решения и ответа в тетрадях и на доске.)
Физминутка
– Весна – прекрасное время года! Вся природа оживает и просыпается. У всех хорошее настроение, хочется петь и танцевать. Давайте и мы потанцуем!
(Физминутку проводит один из учеников. «Буги-буги»)
УЭ-6. Работа в группах
– Следующую работу вы будете выполнять в
группах. Но прежде, давайте вспомним, как надо
работать в группе, правила работы.
– Ваше задание: задачу о подснежниках, которую мы
составили, превратить в сложную, т. е. изменить
вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2
действия.
(На партах приготовлены схемы и листы для решения.)
– Проверка: 1 – 2 и 3 – 4 группы – взаимопроверка;
5, 6 группы самопроверка с обратной стороны доски.
– Проверили? У вас была взаимопроверка и
самопроверка, а теперь сравните ваши задачи,
решения и ответы с тем, как должно быть.
– Поднимите руки те, у кого всё правильно, у кого
не так. В чём ваши ошибки?
– Как изменили вопрос в задаче?
– Что узнавали 1 действием? 2 действием?
Прочитайте ответ.
УЭ-7. Решение примеров
– Вы очень хорошо работали сегодня на уроке! Молодцы! Я сейчас испытываю определённое чувство, хорошее чувство. А вот какое, вы узнаете, решив примеры и расшифровав слово.
(У каждого на парте примеры. Решают и записывают ответы. Проверяют в группе и вставляют слово в таблицу.)
Т 5 – 3 + 4 = С 9 – 4 + 2 =
О 6 + 0 – 1 = Д 7 + 2 – 9 =
Г 5 – 2 + 6 = Р 8 – 1 – 3 =
Ь 6 – 3 – 1 =
9 | 5 | 4 | 0 | 5 | 7 | 6 | 2 |
г | о | р | д | о | с | т | ь |
УЭ-8. Рефлексия
– Действительно, сейчас я испытываю гордость. А
что такое гордость? Гордость – это чувство
испытывают люди, когда им очень приятно, когда
они очень рады за успех. Я горжусь вами! Я рада за
ваши успехи сегодня на уроке! А какие чувства
испытываете вы?
– Я дам вам 1 минутку для того, чтобы посовещаться
в группах, и вы ответите мне на этот вопрос,
выбрав соответствующую картинку (картинки на
партах). Если у вас хорошее настроение, вам
понравился урок – вы поднимите картинку с ярким
весенним солнышком, если не очень хорошее
настроение, где-то что-то вас огорчает – картинку
с облачком, а если вам очень грустно, вы чем-то
расстроены – картинку с тучкой.
– Большое спасибо за работу! Молодцы!