Цель: открыть способ умножения многозначного числа на двузначное.
Задачи:
- составить алгоритм письменного умножения данного вида,
- формировать вычислительные навыки,
- развивать память, внимание и мышление детей.
Оборудование:
- мультимедийная установка,
- презентация к уроку,
- карточки с индивидуальными заданиями,
- раздаточный материал,
- учебный комплект Л.Г. Петерсон.
ХОД УРОКА
I. Организационно-психологический момент
Поприветствуем хлопками наших гостей и друг друга.
II. Актуализация знаний
Прочитайте числа и расположите их в порядке
убывания, запишите (минутка чистописания)
(Приложение 1, слайд 1-
задание для минуты чистописания):
28654, 37009, 128, 74, 800270, 5555.
Найдите разность наибольшего и наименьшего из
этих чисел.
Представьте число 128 в виде суммы разрядных
слагаемых.
5 человек работает по карточкам (индивидуальная
работа – Приложение 2.)
Устный счет (Приложение 1, слайд 2 – задания для устного счета):
- увеличьте число 128 на 650,
- уменьшите число 128 в 2 раза,
- увеличьте число 128 в 100 раз,
- вычтите из числа 128 число 108,
- умножьте 128 на самое меньшее число из прописанных чисел.
Почему не справились с заданием?
Здесь двузначный множитель, а раньше всегда были
однозначные множители или однозначные с нулями
на конце. (Ситуация разрыва).
III. Постановка темы урока
Какую цель мы поставим себе на уроке?
Соответственно, тема урока: «Умножение на
двузначное число». А какие виды умножения мы
знаем?
Наши задачи:
- научиться новому виду умножения,
- разработать алгоритм умножения на двузначное число.
(Приложение 1, слайд 3 – тема и цель урока.)
IV. «Открытие» детьми нового знания
Работа в группах
Каждой группе я раздала карточки с записью 128*74.
– Какие у вас есть предложения? Письменно
примените их к данному виду умножения.
– Какие результаты получились?
– Что заметили? (Выражения были одинаковые, а
записи решения у всех получились разные.)
– Может такое быть в математике?
(Если есть верный результат, спросить у
ученика, каким образом он рассуждал).
– Каким свойством воспользовались?
– Какой суммой заменили второй множитель?
– Это всегда можно сделать?
– Как выполняли умножение? (Сначала первый
множитель 128 умножили на слагаемое 70, потом – на
слагаемое 4, а потом полученные числа сложили.)
– А теперь давайте подумаем, поможет ли нам этот
способ в других подобных примерах. Повторите еще
раз последовательность операций и допишите
решение примера в №2 (а) учебника. (В начале
множитель 56 представили в виде суммы разрядных
слагаемых, затем по распределительному свойству
умножили число 21 на 50 и на 6 и полученные
произведения сложили.)
– Всегда ли выполнимы операции?
– А почему можно не писать 0? (Потому что при
сложении с 0 число не меняется.)
– Всегда ли здесь будет получаться 0? Почему?
Потому что умножаем на десятки.
– Верно, поэтому короче сразу умножить не на 50, а
на 5, но в сумме сдвинуть произведение на разряд
влево. А какая запись удобнее – в строчку или в
столбик?
– Значит, мы ею и будем пользоваться.
– Какой же алгоритм умножения на двузначное
число мы разработаем? (Подписываем в столбик
единицы под единицами, десятки под десятками.)
- Умножаем первый множитель на единицы второго множителя.
- Первый множитель умножаем на десятки второго множителя, начиная подписывать результат под разрядом десятков.
- Складываем получившиеся результаты.
- Читаем ответ.
Приложение 1, слайд 4 – алгоритм умножения на двузначное число.)
V. Первичное закрепление с проговариванием
Работа в учебнике с. 26 № 5 (б) 1 строчка.
VI. Повторение с включением новых знаний
1. (Приложение 1, слайд 5
– чертеж.)
Посмотрите на чертеж, найдите площадь и
периметр фигуры.
2. Самостоятельная работа.
(Приложение 1, слайд 6 –
задание для самостоятельной работы.)
Составьте и решите уравнение: Я задумала число
увеличила его на 2800 и разделила на 25, у меня
получилось 605. Какое число я задумала?
VII. Итоги урока
VIII. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 7 – домашнее задание.)
С.27 № 12.