Цели и задачи урока:
1. Закрепление представлений учащихся о понятии “ДОЛЯ”.
2. Развитие навыков чтения и записи долей.
3. Формирование представлений об алгоритмах поиска долей чисел.
4. Рассмотрение практической задачи на нахождение доли числа.
5. Развитие логического мышления и совершенствование вычислительных навыков учащихся.
Проведение урока:
I. Организационный момент:
а) приветствие;
б) объявление темы урока, учебных целей и задач;
в) проведение физкультминутки:
- Руки?
- На месте.
- Ноги?
- На месте.
- Локти?
- У края.
- Спина?
- Прямая.
II. Проверка домашнего задания (учеб.Г.№2, с.80).
а) в кг. 60 ц. = 6000 кг 12 ц. = 1200 кг. |
8 т. = 8000 кг. 100 т. = 100000 кг. |
б) в м. 5 га = 50000 кв.м. 14 га = 140000 кв.м 20 га = 200000 кв.м. |
1 га = 10000 кв.м. 1 т. = 1000 кг. 1 ц. = 100 кг. 1 т. = 10 ц. |
в) в ц. 40 т. = 400 ц. 1000 кг. = 10 ц. |
18000 кг. = 180 ц. 9 т. = 90 ц. |
г) в га. 30000 кв.м. = 3 га. 140000 кв.м. = 14 га. 80000 кв.м. = 8 га. |
III. Устный счет (актуализация знаний).
2. В какой строке указаны ТОЛЬКО единицы длины?
а) м см мм г дм
б) дм см м мм км
3. Укажите самую мелкую единицу площади:
а кв.дм га кв.мм.
4. Преобразование. Выразите:
7325 м = 23405 м = 1516 г = 43230 г = |
км км кг кг |
м м г г |
5. Запишите число:
50 ед.II кл и 200 ед.I кл.
6 сот.тыс.
312 сот (3 ед. II кл. 12 ед. I кл.)
4 дес.тыс. и 4 дес.
7 дес.тыс. 3 сот. 2 дес. 8 ед.
6. Замените суммой разрядных слагаемых:
530305 = 500000 + 30000 + 300 + 5
7. Сколько раз нужно взять по 20 см., чтобы получить 1 м.? (вопрос к классу).
Сегодня на уроке мы рассмотрим, какую часть (долю) будет составлять 20 см. от 100 см.
IV. Физкультминутка:
1,2,3,4,5 -
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим!
V. Работа по новой теме:
Сегодня на уроке мы будем находить несколько долей от целого.
1. Вырежьте круг. Согните пополам. Разрежьте. Сколько получилось половинок? Покажите 1 часть из 2-х.
Запишите: 1/2 - дробь
1 - показывает, сколько частей (долей) было взято - “числитель”.
2 - показывает, на сколько частей (долей) разделили целое - “знаменатель”.
Возьмите половинки и согните. Разрежьте. Сколько частей (долей) получилось? (Ответ - получилось 4 части (доли)).
Возьмите 1 часть из 4-х, 2 части из 4-х, 3 части из 4-х, 4 части из 4-х.
Запишите: 1/4; 2/4; 3/4; 4/4 - целый круг.
Прочитаем дроби: одна четвертая, две четвертых, три четвертых, четыре четвертых.
2. Закрепление с демонстрацией на магнитной доске:
1/3; 2/3; 3/3 - целый круг
3. Начертите отрезок длиной 8 см. Разделите его на 4 равные части. Попробуйте узнать, сколько сантиметров оказалось в каждой части (доле)?
1/4 от 8 2/4 от 8 3/4 от 8 4/4 от 8 |
8 : 4 * 1 = 2 см. 8 : 4 * 2 = 4 см. 8 : 4 * 3 = 6 см. 8 : 4 * 4 = 8 см. |
4. Решение задач (учеб.Г.с.93 (а,б,в).
Найти 2/9 от 18; 1/5 от 10
18 : 9 * 2 = 4 10 : 5 * 1 = 2
Учеб.Г.с.92 № 5 (б); с.93 № 7.
5. Математическое задание (задача) с включением элементов, способствующих развитию нравственного сознания учащихся.
Условие задачи: Нашему классу поручили в целях выполнения благотворительной акции “Школа - детям приюта” принести подарки к Новому году. Две трети учеников принесли кондитерские подарки, а одна треть учеников - поздравительные открытки с пожеланиями. Узнайте, сколько учеников принесли подарки, а сколько - написали открытки, если всего в классе 21 ученик?
1) 21 : 3 * 2 = 14 учеников (подарки).
2) 21 : 3 * 1 = 7 учеников (открытки).
-----------------------------------------------
Ответ: 14 учеников; 7 учеников.
Вопрос к классу: Как вы считаете, мы принесли детям радость и ощущение праздника? (ответ положительный).
VI. Итог урока, выставление отметок:
Сегодня мы познакомились с алгоритмами поиска доли (части) числа. Мы продолжали учиться читать доли числа и записывать их. Мы рассмотрели несколько заданий (задач) на нахождение доли числа и вместе решили их.
VII. Домашнее задание:
учеб.Г. № 1 с. 93 (г, д, е); № 7 с. 93; № 5 с. 92 (а).