План-конспект в 5-м классе "Сложение и вычитание натуральных чисел" с учетом личностно-развивающего обучения

Разделы: Математика


Цель урока:
Вызвать интерес учащихся к предмету, способствовать закреплению и более глубокому пониманию учащимися изученного материала, как в курсе математики, так и на других предметах.

Задачи урока:
Образовательная:

  • Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках

Воспитательная:

  • Содействовать в ходе урока формированию основной мировоззренческой идеи урока-межпредметная связи.
  • Формирование ценностных ориентации и убеждений на основе личностного осмысления опыта математики, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека и демократических ценностей

Развивающая:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету
  • Способствовать развитию интеллектуальных способностей, мыслительных умений и возможности переноса знаний в жизненные ситуации.
  • Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и преумножать культурное наследие своей страны.

Тип урока:
повторение и обобщение знаний по теме
«Сложение и вычитание натуральных чисел»

Материальное обеспечение:

  • Использование мультимедиа проектора в качестве дополнительного демонстрационного материала.
  • Контрольные бланки устного счёта.
  • Работы учащихся.

План урока.

Этап урока. Время, мин.
1.Этап актуализации знаний.
Мотивация учебной проблемы.
2
2.Основное содержание урока.
Подготовка к обобщающей деятельности.
  3
3.Формирование умений и навыков.
Отработка изученного материала.
Проверка домашнего задания.
Контрольный устный счёт.
  10
4. Первичная проверка усвоения знаний.
Контрольное тестирование.
  10
5. Знакомство с историческими материалами.
Разбор задач общеразвивающего характера.
  15
6. Подведение итогов.
Домашнее задание.
  5

I Этап актуализации знаний.

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку, начинается с вступительного слова учителя, в котором подчёркивается значение изученной темы, сообщается цели и план урока.
Выполняется дидактическая задача: подготовка учащихся к работе.
Показателем реального результата является полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

II Основное содержание урока.
Приёмы и методы: объяснение учителя, эвристическая беседа. Необходимо помнить, что учитель-организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает и подводит к проблеме необходимости подтверждения умений и навыков по данной теме «Сложение и вычитание натуральных чисел», иногда возможно сознательно ошибаться, советоваться, совещаться.

III Формирование умений и навыков. Отработка изученного материала.
Проверка домашнего задания проводится с оформлением на демонстрационной доске и подробным комментированием. Учителю на данном этапе урока рекомендуется привлечь для проверки наличия домашней работы консультанта-ученика, чья домашняя работа проверена заранее. Подробно разбираются трудные моменты, возникшие при выполнении работы. Личностный подход на данном этапе урока создаёт такое образовательное пространство, в котором ученик-консультант может и должен проявить и развить свои не только интеллектуальные, но и собственно личностные качества.
Далее учащимся предлагается готовый бланк для записи ответов. Целью данного этапа является восстановление опорных знаний и умений, поддержание и совершенствование вычислительных навыков, обобщение знаний, способствование развитию внимания и самоконтроля. Обобщение помогает установлению связей понятий, отношений внутри
учебного предмета и между предметами, создавая тем самым основу для целостного восприятия объектов. В структуре умственной деятельности обобщение приобретает значение процесса, который влияет на все основные процессы мышления (анализ, синтез, абстракция), а так же и на собственно личностные механизмы (мотивацию, рефлексию и т.д.).

Вопросы устного счёта:

  • Сложите два десятка и семь десятков
  • Вычтите из семи десятков четыре десятка
  • Сложите пять сотен и девять десятков
  • Вычтите из трёх сотен пять десятков
  • Назовите самое маленькое натуральное число
  • Сколько точек можно соединить только одним отрезком
  • Можно ли выполнить вычитание: ноль минус пятьдесят шесть
  • Можно ли выполнить вычитание: сорок семь минус сорок семь?

Метод обучения-репродуктивный: выполнение тренировочных упражнений. Форма проверки - конструктивный опрос.
Для быстрой проверки контрольного устного счёта, учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются заполненными бланками для взаимопроверки. Учителем оглашаются правильные ответы. Критерии выставления оценок представлены на демонстрационной доске, на что учитель заранее обращает внимание учащихся, подготавливая к данному виду работы. Проверенные работы собираются учеником-консультантом. Достижение цели на данном этапе урока достигается через систему вопросов, обеспечивающих единство конкретного и обобщённого в деятельности учащихся, которое ведёт к смыслообразующим мотивам.

  На данном этапе идёт формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей. Показателем данного этапа урока является активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний. Выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

IV Первичная проверка усвоения знаний
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий достигается проведением контрольного тестирования. Приоритетными целями данного этапа урока являются

  • Развитие логического мышления
  • Развитие компенсаторных аспектов личности
  • Обеспечение возможности для осознанного выбора учащимися индивидуальной стратегии усвоения знаний
  • Создание образовательного пространства для развития индивидуальных особенностей каждого ученика
  • Развитие у учащихся чувства собственного достоинства
  • Развитие у учащихся оптимистического мироощущения, уверенности в себе.

Образовательной целью данного этапа является своевременная ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся, корректировка развития детей и подготовка их к полноценному усвоению систематического курса математики. Решение тестов проходит с применением системы непрерывного повторения. Учитель неоднократно возвращается к целям данного этапа урока и основным целям урока, указывая учащимся на их взаимосвязь.

Выполните сложение, выбирая удобный порядок действий

335+2809+59665
1.(335+2809)+59665
2.(335+59665)+2809
246-379+764+102
1.(246+102+764)-379
2.(246+764)+102-379

Выберите соответствующую правую часть равенства

8-(4+1)=
1.=(8-4)-1
2.=8-4+1
(17+3)-7=
1.=17-7+3
2.=17-7-3

Выберите верный вариант ответа
На координатном луче расположены четыре точки А (6),В(0), Р.(13),Н(4).Точка А (6) расположена:

  1. левее точки В(0)
  2. правее точки Р(13)
  3. правее точки Н(4)
  4. между точками Н(4) и В(0)

 Подведение итогов на данном этапе наиболее рационально проводить в виде фронтального опроса, так как при выборе правильного ответа велась работа со всем классом. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей каждого ребёнка, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Проведённая работа способствует развитию творческих способностей, особенно эффективно-конвергентных (так как создаёт условия нахождения единственно возможного ответа в соответствии с требованиями в заданной ситуации).

Примерные вопросы для закрепления теоретических знаний:

  1. Что значит сложить два числа?
  2. Как называются числа, которые складывают?
  3. Какие свойства сложения можете перечислить?
  4. Какое действие называется вычитанием?
  5. Какое обязательное условие накладывается на уменьшаемое и вычитаемое?
  6. Перечислите свойства вычитания.

V Знакомство с историческими материалами. Разбор задач общеразвивающего характера.
К данному этапу урока учащихся подводят наводящие вопросы: (Одновременно проверяется умение учащихся правильно работать с учебниками и дополнительной литературой.)

  1. Обратили ли они внимание на то, что в учебнике математики часто встречаются правила, изучаемые на уроках русского языка?
  2. Исторические даты?
  3. Встречали ли они в учебнике истории Древнего мира математические требования?

  В процессе получения ответов, учащиеся приходят к выводу, что с математикой сталкивались люди в повседневной жизни с древнейших времён, т.е. происходит обращение к субъективному опыту школьников.
Целью данного этапа урока является развитие межпредметных связей, знакомство с историей наук, культурой народов, способствование закреплению и более глубокому пониманию учащимися изученного на уроках математики.
Использование учителем различных источников информации, побуждает учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий.

Идёт демонстрация слайдов.
Слайд 1*
Старые русские меры.
Слайд 2
Первые единицы длины.
Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были тесно связаны с размерами частей тела. Локоть, маховая сажень, косая сажень.
Слайд 3
Локоть - старинная мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. Оно колебалось от 38 до 46 см. Как мера длины на Руси встречается с 11 века. Сажень встречается с 11 века. Название от слова «сягать», т.е. доставать до чего-либо. Отсюда слово - «недосягаемый» - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида:
Маховая сажень-213 см.
Косая сажень-248 см.
Слайд 4
«Сам с ноготок, а борода с локоток»
Слайд 5
«Сам с ноготок, а борода с локоток»- так говорили о человеке незавидной внешности, но пользующемуся авторитетом благодаря своему уму, социальному происхождению или жизненному опыту. При Петре I борода считалась почётной принадлежностью мужчины. «Косая  сажень в плечах»- широкоплечий, высокого роста человек.
Слайд 6
Наиболее древняя русская мера массы «гривна» или « гривенка». «Гривна»-410 г. Поздняя - золотники, фунты, пуды.
Золотник-4,266 г..фунт-409,5 г.,пуд-16 кг.
Слайд 7
Первые единицы массы
Слайд 8
Свой золотник чужого пуда дороже.
Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Для закрепления усвоения полученной информации учащимся предлагается решить на выбор задачи с использованием старинных мер массы и длины.
Одним из предыдущих домашних заданий было составление и оформление задач, с использованием старинных мер. Учителем отбираются лучшие работы и предоставляются учащимся для решения. Остальные выставляются на демонстрационный стенд на выставке творческих работ. Данный этап урока развивает креативные качества учеников, как творческих личностей. А через особенность содержание этапа - его историзм, определяется личностная значимость воспитывающей и развивающей целей урока.

Примерные вопросы, побуждающие к выводам учащихся:

  1. С каким видом устного народного творчества они столкнулись при просмотре презентации?
  2. Какую историческую личность вспоминает автор?
  3. Какие интересные сведения учащиеся «принесут» домой?
  4. Почему необходимо всесторонне развивать свои творческие и интеллектуальные способности?

VI Подведение итогов урока
На данном этапе важно обсудить и подытожить с учащимися необходимость изучения свойств сложения и вычитания, как связующее звено со следующей темой «Числовые и буквенные выражения».
Учащиеся сами приходят к выводу о важности сведений, закреплённых и полученных на уроке.
С помощью ученика-консультанта выставляются и объясняются оценки.

Домашнее задание.
Повторить правила и основные определения из пунктов 6 и 7.
В тетрадях «Математика. Тесты.» выполнить тесты 4 и 5(1 вариант)

Задача №268(дополнительно для более сильных учащихся).

*Презентацию можно получить у автора статьи.