Цели и задачи:
1. развивать навыки правильного и осознанного чтения учащихся, внимательность и память;
2. умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения, бережное отношение к природе;
3. познакомить с произведением Н. Сладкова «В норе»
Оборудование:
- книжная выставка «Писатели - натуралисты»;
- портрет Н. И. Сладкова, В. Бианки;
- три конверта-маршрута;
- карточки с заданием,
- музыкальное сопровождение (птичьи голоса).
Подготовительная работа: детям предлагается список литературы, рекомендуемый для чтения.
Тип урока: урок-путешествие.
Технологии: проблемно-диалогическое обучение, коллективные способы обучения.
Ход урока.
. Организационный момент.
Учитель: К нам на урок пришли гости. Так давайте же покажем им всё, что мы знаем и умеем.
Кто это стучит к нам в дверь? Дети, почтальон принёс нам телеграмму, но в пути все слова перепутались. Помогите прочитать телеграмму.
око Не насытится а человек зрением, знанием
Ученики: Не насытится око зрением, а человек знанием.
Учитель: Что значит эта фраза? Зачем принесли нам эту телеграмму? Предположите.
Ученики: Человек видит, замечает, наблюдает и постоянно получает знания. Природа даёт нам знания.
Учитель: Ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие за природными тайнами. Хотите овладеть лесной грамотой, научиться читать по следам? Сегодня мы отправимся на поиски неведомого и невиданного в природе. Помогут нам в путешествии писатели-натуралисты.
Учитель:Ребята, обратите внимание на книжную выставку. Что в ней необычного? (Книги стоят оборотной стороной.) Для того чтобы книги заняли привычное место, вам надо вспомнить писателей, которые создали рассказы и повести о природе и животных.
По ответам детей книги переворачиваются — В. Бианки, В. Дуров, Б. Житков, К. Паустовский, М. Пришвин, Н. Сладков, Г. Скребицкий, В. Чаплина, Е. Чарушин.
Учитель: Чтобы работа спорилась, ладилась, мы разделимся на творческие группы. У каждого из вас есть фигуры разного цвета. На столах стоят игрушки: лисёнок – садятся за этот стол дети, имеющие оранжевый круг, зайчонок – серебристый квадрат и медвежонок – коричневый треугольник. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон, и в конце урока мы узнаем команду победителя. Вспомним правила работы в группе. (На доску вывешиваю правила).
Итак, отправляемся. Как надо вести себя в лесу?
Ученики: Не шуметь.
Учитель: Почему?
Ученики: Не беспокоить лесных жителей.
Учитель: Потренируемся. Встали и тихо шагаем на месте, глазками, не поворачивая головы, справа увидели бабочку на прекрасном цветке, слева пролетела над озером стрекоза, глазки наверх – поискали весело щебечущих птиц, а под ногами очень много следов диких зверей. Молодцы, ребята, вы готовы к открытиям! (Музыкальное сопровождение)
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Дома вы читали книги о природе. А на сколько внимательно – сейчас проверим. Команды получают задания. За каждый правильный ответ — 1 балл (жетон).
Конверт-маршрут № 1. Птицы.
1. Назовите птицу, которая самая быстрая, самая тяжелая, ростом выше людей, а летать не может. (Страус.)
2. Как называют розовых цапель? (Фламинго.)
3. Назовите самую маленькую птичку, величиной с жука. (Колибри.)
4. О какой птице говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?» (Павлин.)
5. Как синица делает запасы на зиму? (Жуков, пауков, мух, зёрна прячет в трещинах коры деревьев,)
6. Какие загадки о птицах вы знаете? (Привести 1-2 примера.)
Конверт-маршрут № 2. Лес.
1. Когда шумит дождь? (Осенью.)
2. Назовите самое любимое, родное для каждого русского человека дерево. (Береза.)
3. Любимые места этого дерева — берега рек, озер, прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя свои плакучие ветки. Назовите его. (Ива.)
4. Плоды этого дерева по жирности равны сливочному маслу, а из древесины делают «рубашки» для карандашей. Что это за дерево? (Кедр.)
5. У какого дерева вместо листьев хвоинки, но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают. (Лиственница.)
6. Знаете ли вы загадки о деревьях? (Привести 1-2 примера.)
Конверт-маршрут № 3. Животные леса.
1. Кто пляшет над мышиными норками? (Лиса.)
2. Какую дорожку Н. И» Сладкое называет «скатертью-самобранкой»? (Дорожку из муравьев.)
3. Назовите животного, у которого «мать строгая, но любит поспать, поэтому дети растут неслухами». (Медведь.)
4. Многие животные любят кору деревьев, грибы, шишки, корешки. Поэтому их зовут грызунами. Назовите одного грызуна. (Заяц, белка, мышь.)
5. Животные, такие, как рысь, волк, лиса, охотятся на себе подобных. Как их называют? (Хищники.)
6. Знаете ли вы загадки о диких животных? (Привести 1-2 примера.)
III. Изучение нового материала.
Учитель: А сегодня у нас рассказ замечательного писателя-натуралиста Н. Сладкова «В норе». Некоторые дети заинтересовались творчеством этого писателя, нашли о нём материал, который и расскажут.
1 ученик:
Еще до Великой Отечественной войны, занимаясь в кружке юннатов при Ленинградском зоологическом институте, Николай Иванович Сладков познакомился с Виталием Бианки (показ портрета) и увлекся натурализмом. В годы войны Сладков стал военным топографом. (топограф - человек проводящий съёмочные работы с целью изучения местности и составления карт) и в армии прослужил до 1958 года.
2 ученик:
По долгу службы ему приходилось много разъезжать по Кавказу и Закавказью. Впечатления той поры нашли отражение в первых произведениях писателя: «Серебряный хвост» (1953), «Безымянной тропой» (1956), «Десять стреляных гильз» (1957), «Джейранчик» (1958). Сладков — автор более двадцати книг для детей.
3 ученик:
Писатель хотел, чтобы вы, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Через все произведения Сладкова проходят три основных мотива — мотив любви к природе, ее познания и защиты.
4 ученик:
«В лес пойдешь — кого-нибудь да увидишь. А увидишь — узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь. А полюбишь — в обиду не дашь. Уж так человек устроен — что любит, то и защищает». Произведения Н.И. Сладкова — это книги встреч, открытий, знакомств, книги-опыты.
1. Работа с текстом до чтения.
Учитель: «В норе». Давайте предугадаем, о чём же будет это произведение? (Ответы учеников).
Внимательно прочитайте столбик слов и постарайтесь представить себе картину, которая при этом возникает в воображении?
узкая нора
фонарик
камни
тихое шипение
у гранёных губ
тугой узел
билась
пригрелась
Ученики: В норе живёт змея, и о ней пойдёт речь.
Учитель: Человек с давних пор боялся змей, потом что они не похожи ни на одно другое животное. (Показ иллюстраций). В русском языке встречаются выражения «змея подколодная», «гад ползучий». Так мы называем людей, которые нам не нравятся. Образ змеи очень часто встречается в различных мифологических сюжетах. Жезл, обвитый змеей, был атрибутом греческого бога-целителя Асклепия (он сам мог превращаться в змею и делал это, когда необходимо было предотвратить эпидемию чумы в Риме). Змея стала символом медицины. (Показ иллюстраций). А вот как змея стала символом медицины. Однажды, когда Асклепий сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала его священным животным и символом врачевания. Однако право воскрешать из мертвых принадлежало только Зевсу, поэтому бог-громовержец разгневался и сразил Асклепия ударом молнии. Правда, в знак признания его заслуг он все же обессмертил имя знаменитого целителя, поместив его образ среди звезд (созвездие Змееносец).
Прочитаем и проверим наши предположения, но сначала немного отдохнём.
Физкультурная минутка.
Мы, листики осенние
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
2. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение (про себя)
- Кто рассказал нам эту историю? (Автор).
Чтение рассказа учениками и учителем.
1 часть до слов «…притих и сник».
-Как вы думаете, почему Николай Иванович Сладков оказался в такой ситуации?
(Интерес, любопытство).
- Что значит для человека, оказавшегося в такой ситуации, свист и шипение? (Звуки опасности).
- Какие чувства испытывал герой? (Страх)
2 часть до слов «…работает голова!»
- Как чувствовала себя змея? (Испугалась, она защищается).
- Почему она так себя чувствует? (Человек вторгся на её территорию).
3 часть до слов «Стоит попробовать» читает учитель
- Почему змея успокоилась? (Она пригрелась у фонарика).
-Какую победу над собой одержал рассказчик? (Писателю удалось успокоиться)
4 часть до конца.
- Как писателю удалось спастись? (Оставил фонарик и стал отодвигаться назад)
- Что хотел этим рассказом до нас донести Николай Сладков? (Человек - умный, сильный духом и знающий – всегда победит любого, самого коварного врага).
- Так почему же тема нашего урока звучит «Не насытится око зрением, а человек знанием»? (Знающий человек сможет найти выход из любой ситуации).
- Как же надо вести себя при встрече со змеями? Или другими опасными животными? (Не паниковать, успокоиться, вспомнить всё, что знаем об этих животных. Помним, самое главное – животное тоже боится, поэтому ведёт себя агрессивно. Стараемся тихо уйти.)
IV. Обобщение.
Учитель: Хочу предложить вам следующее задание, выполняя которое вы должны обратиться не только к тексту рассказа, но и к своему опыту.
Карточка №1
Чем змея отличается от других животных? (У змеи нет ног-конечностей, век, так как змеиные веки стали прозрачными и срослись, как стёклышки очков, ушей – звуки змеи воспринимают брюшком, язык раздвоен, зубы ядовиты, рот необычайно широко растягивается…)
Карточка №2
Пользуясь толковым словарём С.И. Ожегова, дайте определения словам.
змеелов
террариум.
Дайте сами определение слову змееед.
(Можно вспомнить книгу Р. Киплинга «Рики Тики Тави»).
Карточка №3
Как вы понимаете фразу. … И все они создания природы.
(Нет плохих и хороших животных. Все имеют право на существование. Человек – часть природы. Он должен жить, не нанося вред окружающему, т.е. беречь её).
Учитель: Попрощаемся с лесом и выйдем из него.Встали и тихо шагаем на месте, глазками, не поворачивая головы, справа увидели бабочку на прекрасном цветке, слева пролетела над озером стрекоза, глазки наверх – поискали весело щебечущих птиц, а под ногами очень много следов диких зверей. (Музыкальное сопровождение)
V. Подведение итогов.
Учитель: Наше путешествие закончилось. На какие вопросы пытались ответить? Получилось ли у нас это. Что для себя нового вынесли из этого путешествия?
Подсчёт жетонов и выявление команды победителя. (Награждение команд).