Цель урока: Сегодня на уроке мы возвращаемся в тему «Решение задач», решая исторические практические задачи под условной тематикой «делёж», и, используя знания, полученные на предыдущих уроках, через работу с конкретными задачами, сгруппировать задачи курса 5 класса по темам, выделить ключевые задачи темы «Дроби».
Задачи урока:
образовательные:
решая исторические практические задачи, которые можно условно сгруппировать в тему «делёж», найти неординарный способ решения;
сгруппировать конкретные задачи по темам, выделяя в теме ключевые задачи;
осознать, чтобы научиться решать задачи темы, нужно понять ключевые задачи.
развивающие:
увидеть место задач, решаемых в 5 классе, в целостном перспективном обозрении через создание наглядно-образной модели, выделение ключевых задач, развивать познавательный интерес, логику, внимательность при изучении условия, формировать интеллект, развивать личностные качества.
воспитательные: формировать культуру общения, атмосферу сотрудничества, при работе в группах и парах, повышать уровень коммуникативной культуры.
Средства обучения: 3 блока задач
№1 практические задачи на деление, №2 (упорядочить типы задач), блок для работы с классом и для индивидуальной работы, в котором нужно сгруппировать задачи по группам, №3 задачи сгруппированные группами, дерево «Задачи» нарисовано на доске, исторические книги по математике, результаты анкеты.
Предварительная анкета.
- Какие ассоциации у вас вызывает сочетание слов «решить задачу»?
- Для чего нужно научиться решать задачи?
- Хотите ли вы научиться решать задачи?
Форма проведения урока – педагогическая мастерская построения знаний, поэтому в конспекте выделю подчеркиванием этапы работы в мастерской.
Ход урока:
1этап. Индуктор. В качестве индуктора является дополнительно выделенный в программе курса 5 класса урок решения задач.
2этап. Рефлексия.
1) Ввод в тему, начало, мотивирующее творческую работу каждого.
Тема урока: Решение задач. Ребята, тему урока найдите на доске (у основания дерева в стиле кириллицы «Задачи»). С задачами вы встречаетесь ежедневно, ведь любое дело – это решение задачи. Изучив ваши анкеты, я поняла, что у вас сочетание слов «решить задачу» вызывает позитивную ассоциацию: хочу узнать новое, можно пошевелить мозгами, учит вниманию. Только у троих учеников оно вызывает волнение, но они не пишут какое волнение, поэтому, сегодня мы попробуем разобраться в том, что нужно сделать, чтобы приобрести умение решать математические задачи, а значит и общие умения решать проблемы, задачи в жизни. Из анкет я вижу, что вы все этого хотите. Я, готовясь к уроку, вырастила дерево - Задачи, и хочу, чтобы сегодня на уроке семена этого дерева дали ростки в вашем сознании.
3 этап. Деконструкция.
2) Индивидуальная работа. Два ученика работают на закрытых досках.
Возьмите блок задач №1 «Практические задачи на деление». Решите 4 задачи, записав действия, вопросы продумать устно.
Блок №1 Практические задачи на деление
- Мельнику нужно перевезти 50 пудов муки. Сколько потребуется повозок, если на одной повозке можно перевезти 7 пудов?
- Сколько колоколов можно отлить из 50 пудов чугуна, если один колокол весит 7 пудов?
- В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждому досталось по одному яблоку и одно осталось в корзине.
- Длина бревна 50 аршин. За одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. Во сколько минут будет распилено всё бревно?
3) Фронтальная беседа с классом.
Решение: 1. 50:7=7(ост.2) 8 повозок
2. 50:7=7(ост.2) 7 колоколов
3. Все возьмут по одному, а один с корзиной.
4. 49мин.
- Что общего в задачах?
(Это исторические задачи, которые решали ваши прабабушки, практические задачи).
- А есть что-то общее в решении?
(Все задачи на деление или деление с остатком).
-Почему при общем условии в первой и второй задачах, получили в них разные ответы, в первой задаче потребовалось 8 повозок, а во второй - 7 колоколов.
(Краткое обсуждение, выдвижение гипотез и выслушать предложения).
-Можно ли упорядочить методы решения задач?
(Пожалуй, нельзя).
Решение: 1. 50:7=7(ост.2) 8 повозок
2. 50:7=7(ост.2) 7 колоколов
3. Все возьмут по одному, а один с корзиной.
4. 49мин.
4) Проверка работ в парах, обмен тетрадями, указать, сколько верных задач сделано соседом.
Я надеюсь, что к задачам этого блока вы на досуге вернётесь, выделив в конспектах страницу под названием ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).
- После решения этих задач, кажется, что невозможно упорядочить задачи.
(После созданного «хаоса», «деконструкции» попытаемся навести порядок).
4 этап. Социализация.
5) Работа в группах по 3-4 человека.
Возьмите задачи блока №2, бегло прочитав их, разбейте на небольшое число групп по темам, назовите общим словом группу.
6) Проверка: От каждой группы по одному ученику записывают свои варианты, в заранее приготовленные на трёх досках таблицы.
Предполагается вариант ответа, указанный в таблице, ученики могут указать другую группировку, соответствующую их субъективному, на данный момент, мнению. Это этап социализации.
Задачи на тему «Дроби» |
Уравнением, на части, арифметическими способами |
Вопросно-ответная форма |
3,4,5,6,9 |
7,8 |
1,2,10,11 |
Обобщение:
Понятие « Задачи» изобразим в виде дерева, ветки – темы, листочки – задачи. Но чтобы научиться решать задачи, нужно знать 2 секрета: …Решать задачи, и в каждой теме выделить ключевые задачи (ключ), без знания которых нельзя решить обучиться решению задач данной группы.
7) Работа индивидуальная.
Выделите из предложенных задач темы «Дроби» ключевые задачи.
(В блоке№2 – это задачи 3,4,5).
Возьмите блок №3. Решите №1-3 кратко. На доске 3 ученика решают по одной задаче.
- Туристы прошли 7/8 маршрута. Какое расстояние прошли туристы, если длина маршрута 56км?
- Туристы прошли 7/8 маршрута. Какова длина маршрута, если они прошли 56км?
- В книге 56 страниц. Маша прочитала 49 страниц. Какую часть книги прочитала Маша?
- Найдите схему, соответствующую первой задаче, второй.
8) Проверка в парах и обсуждение о методах решения ключевых задач.
№1. 56:8*7=49км
№2. 56:7*8=64км
№3. 1км составляет 1/56часть всего пути, 49км – 49/56 всего пути.
- Ребята, кто выделил эти задачи?
- Почему?
- Они будут пропуском в тему «Дроби», т. е., чтобы научиться решать задачи в теме «Дроби», нужно знать алгоритмы решения этих задач.
- Подведем итоги этого этапа урока.
- Как найти часть числа?
(Все число разделить на знаменатель и умножить на числитель). Показать по схеме.
- Как найти всё число по части?
(Часть разделить на числитель и умножить на знаменатель).
9) Работа в парах.
Решите задачу №4а 1 вариант, а №4б 2 вариант, вопросы устно, в лист решений запишите только действия.
а) В книге 120 страниц. Юля прочитала в первый день третью часть, а во второй – половину всех страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать?
б) В книге 120 страниц. Маша прочитала в первый день треть всех страниц, а во второй – половину оставшихся. Сколько страниц ей осталось прочитать?
а)120:3 =40(стр.) 120:2=60(стр.) 40+60=100(стр.) 120-100=20(стр.) |
б) 120:3 =40(стр.) 120-40=80(стр.) 80:2=40(стр.) |
10) Обсуждение решений в группе. Защита решений представителем каждой группы на доске перед классом.
1. Фронтальная работа.
- Что общего в задачах, в чем отличие?
- Как это отличие повлияло на результат задачи?
- Чему оно нас учит? (Внимательно изучай условие).
5 этап. Рефлексия.
Решить задачу индивидуально №5 блок3
№5. В мешке 50кг сахара. 2/5 всего сахара мама израсходовала на варенье, 3/5 всего сахара – на компоты. Сколько сахара осталось в мешке?
Решение различными способами:
1) 2/5+3/5=5/5=1, поэтому сахара не останется.
2) 50:5*2=20кг; 50:5*3=30кг; 20+30=50кг, поэтому сахара не останется.
11) Дома решить №6 из первого блока.
1. №6.Разделите 5 пряников между 6 мальчиками, не разрезая на 6 равных частей ни одного яблока.
2. Нарисовать свое дерево на выданном листе, повторить типы задач по теме «Дроби», на одной ветви написать «Дроби», подумать, как назовем другие ветви.
Выводы и наблюдения: 1. Итак, решение задач – это работа, требующая времени, терпения, упорства, настойчивости.
Но чтобы научиться решать задачи, нужно знать 2 секрета:
- решать задачи;
- в каждой теме выделить ключевые задачи, без знания которых нельзя обучиться решению задач данной темы.
2. Подумаем, как будет расти дерево знаний «Задача»? Решая новые задачи, нужно будет выделить ключевые задачи в каждой теме, и внимательно работать с условием. Каждый год, сажая такие деревья, будут видны темы, изучаемые за год. Можно ли подсчитать количество ключевых задач? Выслушать предложения. Показать, как считать, обращаясь к дереву.
Этот прием подсчёта нужен при решении задач в теме «Комбинаторика».
3. А что означают цепи с камнями на дереве?
А я думаю, что решение задач для одних – это тяжелая ноша, а для других это драгоценные камни, владея которыми, овладеешь всем.
Урок проведен в форме мастерской построения знаний по теме «Задачи».
Индуктором является дополнительно выделенный в программу курса 5 класса урок решения задач.
На следующих 3 уроках решения задач будут выделены ключевые задачи «Нахождение чисел», «Проценты» и решение задач по всем темам курса, применяя различные способы.
Блок №-1 Практические задачи на деление
- Мельнику нужно перевезти 50 пудов муки. Сколько потребуется повозок, если на одной повозке можно перевезти 7 пудов?
- Сколько колоколов можно отлить из 50 пудов чугуна, если один колокол весит 7 пудов?
- В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждому досталось по одному яблоку и одно осталось в корзине.
- Длина бревна 50 аршин. За одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. Во сколько минут будет распилено всё бревно?
- Как за наименьшее количество действий налить 4 литра молока в бидон, имея 2 ковша емкостью 3 литра и 5литров?
- Разделите 5 пряников между 6 мальчиками, не разрезая на 6 равных частей ни одного яблока.
- (ЕГЭ). Друзья Петя и Вася собрались поесть: Петя выложил к столу 7 пирожков, Вася -11, к ним присоединился Толя, заплатив друзьям за отведённую ему (равную со всеми) долю всех пирожков 18 рублей. Сколько рублей должен получить из этой суммы Петя и Вася соответственно?
Задачи Блок №2 (упорядочить типы задач)
- Один оператор может набрать за 96 часов 480 страниц, а другой - 288. За какое время они смогут набрать 432 страницы, если будут работать вместе?
- На трёх одинаковых грузовиках можно перевести за рейс 480 мешков цемента. Сколько рейсов должен сделать один грузовик, чтобы перевести 960 мешков?
- Туристы прошли 7/8 маршрута. Какое расстояние прошли туристы, если длина маршрута 56км?
- Туристы прошли 7/8 маршрута. Какова длина маршрута, если они прошли 56км?
- В книге 56 страниц. Маша прочитала 49 страниц. Какую часть книги прочитала Маша?
- Чем похожи и чем отличаются задачи: а) В книге 120 страниц. Юля прочитала в первый день третью часть, а во второй – половину всех страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать?
б) В книге 120 страниц. Маша прочитала в первый день треть всех страниц, а во второй – половину оставшихся. Сколько страниц ей осталось прочитать?
- Составь задачу о нахождении чисел а) по выбранной схеме, б) по краткой записи (на доске), в) по разности и сумме.
- С трёх лугов собрали 12700ц сена. С первого и со второго поровну, а с третьего на 700ц больше, чем с первого. Сколько сена собрали с каждого луга?
- В мешке 50кг сахара. 2/5 всего сахара мама израсходовала на варенье, 3/5 всего сахара – на компоты. Сколько сахара осталось в мешке?
- Друзья Петя и Вася собрались поесть: Петя выложил к столу 7 пирожков, Вася -11, к ним присоединился Толя, заплатив друзьям за отведённую ему (равную со всеми) долю всех пирожков 18 рублей. Сколько рублей должен получить из этой суммы Петя и Вася соответственно?
- В двух комнатах 76 человек. Когда из одной комнаты вышли 30, а из второй 40 человек, то в двух комнатах осталось поровну. Сколько человек было в каждой комнате первоначально?
Задачи Блок №3 (упорядочены типы задач)
- Туристы прошли 7/8 маршрута. Какое расстояние прошли туристы, если длина маршрута 56км?
- Туристы прошли 7/8 маршрута. Какова длина маршрута, если они прошли 56км?
- В книге 56 страниц. Маша прочитала 49 страниц. Какую часть книги прочитала Маша?
- Чем похожи и чем отличаются задачи: а) В книге 120 страниц. Юля прочитала в первый день третью часть, а во второй – половину всех страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать? б) В книге 120 страниц. Маша прочитала в первый день треть всех страниц, а во второй – половину оставшихся. Сколько страниц ей осталось прочитать?
- В мешке 50кг сахара. 2/5 всего сахара мама израсходовала на варенье, 3/5 всего сахара – на компоты. Сколько сахара осталось в мешке?
- Составь задачу о нахождении чисел а) по выбранной схеме, б) по краткой записи, в) по разности и сумме.
- С трёх лугов собрали 12700ц сена. С первого и со второго поровну, а с третьего на 700ц больше, чем с первого. Сколько сена собрали с каждого луга?
- Друзья Петя и Вася собрались поесть: Петя выложил к столу 7 пирожков, Вася -11, к ним присоединился Толя, заплатив друзьям за отведённую ему (равную со всеми) долю всех пирожков 18 рублей. Сколько рублей должен получить из этой суммы Петя и Вася соответственно?
- В двух комнатах 76 человек. Когда из одной комнаты вышли 30, а из второй 40 человек, то в двух комнатах осталось поровну. Сколько человек было в каждой комнате первоначально?
- Один оператор может набрать за 96 часов 480 страниц, а другой - 288. За какое время они смогут набрать 432 страницы, если будут работать вместе?
- На трёх одинаковых грузовиках можно перевести за рейс 480 мешков цемента. Сколько рейсов должен сделать один грузовик, чтобы перевести 960 мешков?