Свободное время ребёнка – важная социально-педагогическая проблема, охватывающая большой круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, развитием способностей и эмоционально-целостного отношения к окружающему миру.
Увы, веянием сегодняшнего дня стало сокращение бесплатного дополнительного образования, часто школьная библиотека является одним из немногих мест, куда ребёнок может пойти в своё свободное время, где он может пообщаться с друзьями. Поэтому, в наших условиях, на школьную библиотеку возлагается не только её прямая функция – информационного обеспечения учебного процесса, но и воспитательно-педагогическая функция. Школьная библиотека становится центром досуга.
У поэта Александра Дольского есть замечательные строчки:
«Чтобы судьбу как задачку решить,
мало постигнуть азы мирозданья,
есть еще образованье души –
самое высшее образованье».
Мы считаем, главная миссия библиотеки – способствовать этому «образованию души».
Достичь этого пытаемся организацией такого библиотечного пространства, где уютно, удобно, многое сделано твоими руками, где есть точка приложения твоих сил, висит фотография - твоя или твоих друзей, а на книжной полке, выполненной из самоклеющейся пленки, есть и твоя любимая книга. Ведь каждому ребенку важно почувствовать свою значимость, ощутить внимание к своей личности. В нашей библиотеке находится занятие для каждого. Сюда приходят ученики получить учебники для занятий и педагоги за методическими пособиями. Здесь можно написать реферат и ознакомиться с новинками периодической печати, здесь можно научиться играть на гитаре и мастерить поделки из различных материалов, здесь можно отдохнуть на диване с газетой в руках и перелистать любимую книгу при свете старинной лампы. Наша библиотека является центром всех начинаний в школе – здесь не только готовятся к экзаменам и контрольным, но и репетируют выступления на вечера, конкурсы; здесь проводят свободное время в уголке игрушек (у нас есть небольшая лекотека); здесь сочиняют сценарии, пишут письма Деду Морозу и проводят подготовку экологических акций.
Веяние сегодняшнего времени – применение в библиотеке нетрадиционных форм работы и привлечение возможностей дополнительного образования.
Создать условия для самореализации и социо-культурной адаптации личности – одна из важнейших задач подросткового объединения, которое может быть создано на базе школьной библиотеки. В библиотеках часто работают различные творческие объединения: театральная студия, кукольный театр и многое другое.
А у нас в библиотеке уже 7 лет действует туристический клуб «Экстрим». Мы можем легко объяснить, почему – туристический, почему – клуб и почему – в библиотеке.
Туристический – потому что туризм всегда привлекает детей, это романтика, походы, костёр, гитара, друзья, экстремальные ситуации, в которых можно проверить свой характер.
Клуб – потому что это востребованная сегодня форма работы. Общение – одно из самых важных занятий подростка, оно необходимо ему постоянно. Занятия в клубе удовлетворяют потребность в общении в полной мере.
И именно поэтому оказалось удобным организовать клуб у нас в библиотеке, так как мы не зависим от школьного расписания, от звонков, мы открыты весь день, легко может съездить с детьми куда-нибудь в выходные.
За это время мы доказали, что туристический клуб – это не чужеродное образование в библиотеке – это объединение, способствующее физическому, интеллектуальному и нравственному развитию личности.
Задача библиотекаря – предоставить информацию. Мы имеем счастливую возможность расширить круг источников информации: наряду с чтением книг и журналов, просмотром электронных пособий, наши дети на практике знакомятся с прошлым и настоящим нашего края. Мы читаем книги по краеведению и бываем во многих районах Алтайского края; отвечаем на вопросы олимпиады по экологии и проводим экологическую акцию на озере Горных Духов.
Наши дети сплавлялись по горным рекам; лазили по скалам; участвовали в археологических раскопках; пробовали мыть золото в салаирской тайге; прошли дорогой, по которой Ползунов возил руду в Барнаул; несколько дней жили при салаирском православном храме, общались со священнослужителями – тем самым они получили новые знания и жизненный опыт, который помогает их самоопределению в дальнейшем.
Чем мы ещё занимаемся?
Регулярно дети принимают участие в соревнованиях, отдыхают в палаточном лагере и выезжают на лыжные сборы в тайгу, ходят в походы. По итогам соревнований в течение этих лет почти все члены клуба получили спортивные разряды.
В 2006 году члены клуба впервые попробовали свои силы, участвуя в научно-практических конференциях. Дебют оказался успешным. Исследовательская работа Плотниковой Т. получила Диплом городской историко-краеведческой конференции «История моего города и края» и рекомендована для участия в Краевом конкурсе научно-исследовательских работ в рамках Всероссийского конкурса «Юность. Наука. Культура». Это дало старт исследовательской работе в клубе, и теперь мы самые активные участники конференций, олимпиад, интеллектуальных конкурсов.
В течение этих лет количество детей, занимающихся в клубе, возросло от 15 до 80 человек. Мы не замыкаемся в рамках одной школы. Участие в делах клуба принимают учащиеся и студенты других учебных заведений города. Ещё Пушкин писал о своём пребывании в лицее: «Неровная и резвая семья…», потому что в лицее учились дети самого разного возраста и некоторые преподаватели были ненамного старше своих воспитанников. Такую «неровную семью» Пушкин считал идеальной формулой педагогического рая, вечным двигателем развития и самосовершенствования. Вот и у нас создалась такая ситуация – дети от 8 до 18 лет, педагоги и родители. Разновозрастной состав нашего клуба привёл к определённой форме общения – младшие с обожанием смотрят на старших и учатся у них, а старшие - с ответственностью относятся к различным совместным делам в клубе. В неформальной обстановке клуба учителя и родители лучше узнают своих детей, а дети с большим пониманием относятся к проблемам и требованиям старшего поколения.
Каждый родитель рад услышать добрые слова о своём ребёнке, вместе с ним заняться интересным делом, увидеть своего сына или дочь с другой, незнакомой ему стороны. Участие в делах клуба легко предоставит ему эту возможность – ведь в нашем клубе всегда рады родителям, проводят для них различные мероприятия, собрания, творческие отчёты, приглашают для подготовки к слётам и фестивалям, для участия в соревнованиях, организуют совместные выезды на природу. Вместе с родителями решаются вопросы пополнения материальной базы клуба, приобретения или изготовления спортивного и туристского снаряжения, разрабатываются планы проведения каникул, маршруты выездов.
Особая гордость нашего клуба – спортивная команда педагогов. Вот уже три года она успешно выступает на соревнованиях, и пополнила коллекцию клуба кубками и медалями. Туристическая деятельность педагогов позволила создать творческую инициативную группу, которая легко берётся за любое дело в школе.
Вся работа клуба ведётся по трём направлениям: туризм, краеведение, экология.
Мы используем различные формы работы: познавательные, развлекательные, воспитательные. Для этого у нас накоплен большой методический материал. Это и нормативные документы, и сценарии, и дидактические игры.
Для более эффективной работы нами были разработаны программы и проекты «Экологизация учебно-воспитательного процесса», «На экологической тропе», «Жизнь, полная приключений: Основы туристско-краеведческой деятельности».
На базе нашего клуба был проведен ряд семинаров: «Организация и проведение туристских слётов в школах района», «Взаимодействие школы и семьи», «Методическое объединение классных руководителей», «Экологический компонент в преподавании предметов естественнонаучного цикла».
Кроме этого в рамках слётов, фестивалей, конференций, как руководители клуба, так и старшие воспитанники проводят мастер-классы, творческие часы, викторины, обзоры новинок литературы для участников и руководителей групп.
Постоянная и планомерная работа даёт свои результаты:
Среди учащихся школы сохраняется устойчивый интерес к занятиям в клубе,
регулярно дети становятся чемпионами в каком-либо виде соревнований;
многие из них получили спортивные разряды от III юношеского до II спортивного,
ребята научились общаться друг с другом, спокойно разрешать конфликтные ситуации, помогать друг другу.
Члены клуба с готовностью откликаются на любые предложения администрации и педколлектива школы о подготовке и проведении массовых мероприятий и конкурсов.
Некоторые наши выпускники избрали туризм в качестве своей будущей профессии, знания и умения, полученные в клубе, помогли им поступить в высшие учебные заведения.
Наша команда самая многочисленная в районе, самая дисциплинированная, надёжная и исполнительная. Все знают, что на наших детей можно положиться в любой ситуации, они не подведут.
К нам приходят разные дети – шумные и тихие, скромные и развязные, те, кто ничего и никого не боится и те, кто боится сказать хоть слово в присутствии посторонних. И все они вместе учатся жить в одном обществе, становятся одной командой, сплочённой, дружной. Для многих очень важно проявить себя в другой, не в школьной, ситуации, почувствовать успех, испытать свои силы, поверить в себя.
Мы считаем, что, даже если дальнейшая жизнь наших детей не будет напрямую связана с туризмом, знания и умения, полученные у нас в клубе, всегда будут полезны. А умение общаться, отстаивать и защищать свою точку зрения, бороться за победу и не отчаиваться в случае проигрыша помогут в любой жизненной ситуации. Мы гордимся своими детьми, и дети платят нам тем же – они стараются достичь успеха в любом деле, за которое берутся.