Цель урока:
Воспитательные:
-побуждать учащихся объективно оценивать собственную деятельность на уроке;
-приучать к экономии рабочего времени;
-воспитывать ответственное отношение к результатам собственной работы на каждом уроке;
-групповая деятельность учащихся как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом;
Развивающие:
развивать зрительную, моторную память, внимание, логику рассуждения;
Образовательные:
Помощь учащимся выяснить пробелы в знаниях, разобрать решение типовых задач, обобщить знания по данной теме, применить ЗУН при решении экспериментальных задач.
Целеполагание:
Показать чего достигли школьники, как они овладели знаниями и умениями предусмотренными программой, и насколько этот теоретический и практический багаж связан с жизнью.
Подготовительная работа:
Подбирается интересный материал и формы работы: решение задач на пройденную тему; задачи, сочетающие расчеты и применение графиков; объяснение явлений окружающей среды и действия техники на основе физической теории.
Класс делится заранее на 3 группы равные по силам.
Выбирают консультанта, который может оказать помощь слабоуспевающим ученикам. Капитан команды может ответить вместо любого члена команды, но не более 3-х раз.
Если ученик не может до конца справиться с поставленным вопросом, на помощь обязательно приходят товарищи по команде, консультант, капитан. Начинают игру по жребию капитаны.
Этапы урока |
Оборудование |
Время |
1.Конкурс «Знаешь ли ты формулы?» |
На доске формулы |
5 минут |
2.Конкурс любителей кроссвордов (Общекомандный) |
Кроссворд на листе бумаги. 9 слов вписать в пустые клетки. |
8 минут |
3.Конкурс «Экспериментальная задача» (Общекомандный) |
1 опыт: |
10 минут |
4.Конкурс «Решение задач» (весь класс решает задачи по выбору). |
Раздаточный материал |
10 минт |
5. Конкурс «Физические приборы» |
Приборы: психрометр, термометр 2 шт. |
10 минут |
6.Конкурс «Найди ошибку» |
Магнитофонная запись текста |
|
7.Конкурс «Графические задачи» |
На альбомном листе график |
|
Сообщение на тему |
Ведомость с оценками |
2 минуты |
Конкурс «Знаешь ли ты формулы?»
На альбомных листах написаны формулы, относящиеся к разделу «Теплота. Изменение агрегатных состояний вещества».
Представители команд выходят к доске, берут два листа с формулами, поясняют назначения формулы и физический смысл каждой входящей в неё физический величины. Затем члены команды-соперницы задают вопросы, относящиеся к этой формуле, используя таблицы учебника.
Например, « Как ты понимаешь, что удельная теплоёмкость вещества
c = 230 Дж/кг0C ? »
Конкурс смекалистых (решение качественных задач)
Например,
1.Расплавится ли небольшой кусочек олова, если его бросить в тигель с расплавленным свинцом?(да)
2.Почему в холодильниках по трубам, проложены в помещении, которое надо охлаждать, циркулирует не чистая вода, а соляной раствор?( температура замерзания соленого раствора ниже 00С)
3. Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. Почему чай в первом стакане будет холоднее? (На растворение сахара, на разрушение его кристаллической решетки, расходуется энергия.)
4.Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть его шубой? ( нет, шуба не греет, она, обладая плохой теплопроводностью, замедлит приток тепла ко льду и его таяние ).
5.Почему глина, мучное тесто при нагревании не размягчаются, а затвердевают? ( Из-за испарения воды)
6. Почему очень медленно сохнет белье, когда оно сложено в кучу ?
(Мала поверхность испарения) и тд..
Подводятся итоги.
2.Конкурс любителей кроссвордов.
1.Как называется хаотическое движение молекул в теле? ( Тепловое)
2.Вид теплопередачи? (Теплопроводность)
3.Тепловой двигатель, в котором пар или газ вращает вал без помощи поршня, шатуна и кривошипа.(турбина)
4.Сосуд, хранящий пищу горячей? (термос)
5.Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости(Конвекция)
6.Прибор, состоящий из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком.(Калориметр)
7.Вид теплопередачи, осуществимый и в вакууме.(Излчение)
8. Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле.(Внутренняя)
9.Процесс, обратный плавлению(Кристаллизация)
Если верно ответить на все вопросы, то в выделенном столбце получится название прибора, без которого нельзя изучать тепловые явления. (Термометр)
Члены команды по очереди вписывают слова в строчки. Капитан имеет право исправить ошибки. Выигрывает команда, которая раньше сдаст лист жюри.
3.Конкрс Экспериментальная задача
- Носовой платок зажать в лапку штатива, облить его спиртом (одеколоном) и поджечь. Платок не сгорит. Объясните явление.
(Платок предварительно смочить водой, затем отжать его. Выделяющаяся при горении спирта теплота пойдет на испарение воды и не сможет зажечь ткань.) - Толстый гвоздь плотно обернуть полоской бумаги и внести его в пламя свечи. Бумага не горит. Объяснить явление.(железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается).
- На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячей и холодной водой. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось.Почему?(Опуститься чаша с холодной водой, так как горячая вода быстрее испаряется. Скорость испарения зависит от температуры жидкости)
- Мысленный эксперимент.
На столе 3 одинаковых стакана. Налить одинаковое количество холодной воды. В калориметр с кипятком опустить три бруска одинаковой массы железный, алюминиевый, фарфоровый. Определить в каком стане будет наибольшая конечная температура воды. Измерить температуру воды в стаканах для сравнения результатов. (Наибольшая конечная температура воды будет в стакане с фарфоровым телом, т.к.
сф = 1100Дж/кг0C
cал = 929 Дж/кг0С
сжел = 460 Дж/кг0С)
4. Конкурс решение задач.
Подбираются задачи разноуровневые из дидактических материалов, например А.В. Перышкин «Сборник задач по физике 7-9». Учащиеся решают задачи на карточках по выбору. Возможна помощь консультанта.
5. Конкурс физические приборы
1. Каждая команда получает задание на карточке.
- Измерить температуру жидкости в сосуде термометром. Перевести полученный результат в градусы по шкале Фаренгейта.
Например, 10С = 1,80F
30*1,80F+320F = 860
- Определить относительную влажность воздуха в кабинете с помощью психрометра.
- Определить относительную влажность воздуха при помощи одного термометра (термометр, сосуд с одой, кусочек ваты)
6. Конкурс найди ошибку.
Небольшой рассказ с физическими ошибками записан на магнитофонную ленту. Побеждает та команда, которая найдет больше неточностей.
7.Графические задачи.
Подбираю задачи с графиком. Ученикам нужно ответить на вопросы:
- Какой процесс изображен на графике?
- Для какого вещества?
- При какой температуре началось наблюдение?
- Какие табличные данные понадобятся для решении задачи?
- Сколько времени продолжался процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?
- Определить расход энергии на процессы в общем виде. И т.п.
Подведение итогов урока.
Жюри подсчитывает количество балов.
Литература:
1.А.В.Пёрышкин «Физика. 8класс.», учебник. Дрофа, Москва. 2007г.
2.А.В.Пёрышкин «Сборник задач по физике» к учебникам А.В.Пёрышкина и другим. 7-9 классы. Москва.2008г.
3.Э.В.Браверман. В.С. Данюшенков. «Внеурочная работа по физике. Кружки. Игры. Эстафеты.» Москва. МП «МАВ» 1994г.