Урок обобщения и закрепления знаний в форме соревнования по теме "Тепловые явления. Изменение агрегатного состояния вещества". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель урока:
Воспитательные:
-побуждать учащихся объективно оценивать собственную деятельность на уроке;
-приучать к экономии рабочего времени;
-воспитывать ответственное отношение к результатам собственной работы на каждом уроке;
-групповая деятельность учащихся как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом;

Развивающие:
развивать зрительную, моторную память, внимание, логику рассуждения;

Образовательные:
Помощь учащимся выяснить пробелы в знаниях, разобрать решение типовых задач, обобщить знания по данной теме, применить ЗУН при решении экспериментальных задач.

Целеполагание:
Показать чего достигли школьники, как они овладели знаниями и умениями предусмотренными программой, и насколько этот теоретический и практический багаж связан с жизнью.

Подготовительная работа:
Подбирается интересный материал и формы работы: решение задач на пройденную тему; задачи, сочетающие расчеты и применение графиков; объяснение явлений окружающей среды и действия техники на основе физической теории.

Класс делится заранее на 3 группы равные по силам.
Выбирают консультанта, который может оказать помощь слабоуспевающим ученикам. Капитан команды может ответить вместо любого члена команды, но не более 3-х раз.

Если ученик не может до конца справиться с поставленным вопросом, на помощь обязательно приходят товарищи по команде, консультант, капитан. Начинают игру по жребию капитаны.

Этапы урока

Оборудование

Время

1.Конкурс «Знаешь ли ты формулы?»
1человек от команды объяснить физический смысл величин, входящих  в формулы (2формлы) Индивидуальная оценка в табеле.

На доске формулы
Q=cm (t2 – t1)
Q= -Lm
Q=Lm
Q=λm
Q=-λm
Q=qm

5 минут

2.Конкурс любителей кроссвордов (Общекомандный)

Кроссворд на листе бумаги. 9 слов вписать в пустые клетки.

8 минут

3.Конкурс «Экспериментальная задача» (Общекомандный)

1 опыт:
Гвоздь, бумага, свеча, держатель (Теплопроводность)
2 опыт:
Весы, 2 сосуда с жидкостями разной температуры одинаковой массы
3 опыт:
«Несгораемый платок»
Влажный носовой платок, флакон с одеколоном, держатель, свеча, спички
4. опыт:
Мысленный эксперимент

10 минут

4.Конкурс «Решение задач» (весь класс решает задачи по выбору).

Раздаточный материал

10 минт

5. Конкурс «Физические приборы»
1человек от команды выполняет задание на карточке.

Приборы: психрометр, термометр 2 шт.
Объяснить принцип действия, назначение, устройство.
Выполнить практикум.

10 минут

6.Конкурс «Найди ошибку»
(Общекомандное)

Магнитофонная запись текста

7.Конкурс «Графические задачи»

На альбомном листе график

Сообщение на тему
« Тепловые явления». Подведение итогов урока.

Ведомость с оценками

2 минуты

Конкурс «Знаешь ли ты формулы?»
На альбомных листах написаны формулы, относящиеся к разделу «Теплота. Изменение агрегатных состояний вещества».  
Представители команд выходят к доске, берут два листа с формулами, поясняют назначения формулы и физический смысл каждой входящей в неё физический величины. Затем члены команды-соперницы задают вопросы, относящиеся к этой формуле, используя таблицы учебника.
Например, « Как ты понимаешь, что удельная теплоёмкость вещества
c = 230 Дж/кг0C ? »
Конкурс смекалистых (решение качественных задач)
Например,
1.Расплавится ли небольшой кусочек олова, если его бросить в тигель с расплавленным свинцом?(да)
2.Почему в холодильниках по трубам, проложены в помещении, которое надо охлаждать, циркулирует не чистая вода, а соляной раствор?( температура замерзания соленого раствора ниже 00С)
3. Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. Почему чай в первом стакане будет холоднее? (На растворение сахара, на разрушение его кристаллической решетки, расходуется энергия.)
4.Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть его шубой? ( нет, шуба не греет, она, обладая плохой теплопроводностью, замедлит приток тепла ко льду и его таяние ).
5.Почему глина, мучное тесто при нагревании не размягчаются, а затвердевают? ( Из-за испарения воды)
6. Почему очень медленно сохнет белье, когда оно сложено в кучу ?
(Мала поверхность испарения) и тд..

Подводятся итоги.

2.Конкурс любителей кроссвордов.

1.Как называется хаотическое движение молекул в теле? ( Тепловое)
2.Вид теплопередачи? (Теплопроводность)
3.Тепловой двигатель, в котором пар или газ вращает вал без помощи поршня, шатуна и кривошипа.(турбина)
4.Сосуд, хранящий пищу горячей? (термос)
5.Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости(Конвекция)
6.Прибор, состоящий из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком.(Калориметр)
7.Вид теплопередачи, осуществимый и в вакууме.(Излчение)
8. Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле.(Внутренняя)
9.Процесс, обратный плавлению(Кристаллизация)

Если верно ответить на все вопросы, то в выделенном столбце получится название прибора, без которого нельзя изучать тепловые явления. (Термометр)

Члены команды по очереди вписывают слова в строчки. Капитан имеет право исправить ошибки. Выигрывает команда, которая раньше  сдаст лист жюри.

3.Конкрс Экспериментальная задача

  • Носовой платок зажать в лапку штатива, облить его спиртом (одеколоном) и поджечь. Платок не сгорит. Объясните явление.
    (Платок предварительно смочить водой, затем отжать его. Выделяющаяся при горении спирта теплота пойдет на испарение воды и не сможет зажечь ткань.)
  • Толстый гвоздь плотно обернуть полоской бумаги и внести его в пламя свечи. Бумага не горит. Объяснить явление.(железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается).
  • На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячей и холодной водой. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось.Почему?(Опуститься чаша с холодной водой, так как горячая  вода быстрее испаряется. Скорость испарения зависит от температуры жидкости)
  • Мысленный эксперимент.

На столе 3 одинаковых стакана. Налить одинаковое количество холодной воды. В калориметр с кипятком опустить три бруска одинаковой массы железный, алюминиевый, фарфоровый. Определить в каком стане будет наибольшая конечная температура воды. Измерить температуру воды в стаканах для сравнения результатов. (Наибольшая конечная температура воды будет в стакане с фарфоровым телом, т.к.
сф = 1100Дж/кг0C
cал = 929 Дж/кг0С
сжел = 460 Дж/кг0С)

4. Конкурс решение задач.
Подбираются задачи разноуровневые из дидактических  материалов, например А.В. Перышкин «Сборник задач по физике 7-9». Учащиеся решают задачи на карточках по выбору. Возможна помощь консультанта.  

5. Конкурс физические приборы
1. Каждая команда получает задание на карточке.

  • Измерить температуру жидкости в сосуде термометром. Перевести полученный результат в градусы по шкале Фаренгейта.

Например,  10С = 1,80F
30*1,80F+320F = 860

  • Определить относительную влажность воздуха в кабинете с помощью психрометра.
  • Определить относительную влажность воздуха при помощи одного термометра (термометр, сосуд с одой, кусочек ваты)

6. Конкурс найди ошибку.
Небольшой рассказ с физическими ошибками записан на магнитофонную ленту. Побеждает та команда, которая найдет больше неточностей.

7.Графические задачи.
Подбираю задачи с графиком. Ученикам нужно ответить на вопросы:

  • Какой процесс изображен на графике?
  • Для какого вещества?
  • При какой температуре началось наблюдение?
  • Какие табличные данные понадобятся для решении задачи?
  • Сколько времени продолжался процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния  в другое?
  • Определить расход энергии на процессы в общем виде. И т.п.

Подведение  итогов урока.
Жюри подсчитывает количество балов.

Литература:
1.А.В.Пёрышкин «Физика. 8класс.», учебник. Дрофа, Москва. 2007г.
2.А.В.Пёрышкин «Сборник задач по физике» к учебникам А.В.Пёрышкина и другим. 7-9 классы. Москва.2008г.
3.Э.В.Браверман. В.С. Данюшенков. «Внеурочная работа по физике. Кружки. Игры. Эстафеты.» Москва. МП «МАВ» 1994г.