Урок литературного чтения по УМК "Школа России" по теме «К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Создать условия для воспитания художественного, эстетического вкуса;
  • Продолжить знакомство с произведениями К.Г. Паустовского;
  • Познакомить с творчеством Э. Грига;
  • Развивать эмоциональное восприятие слова и музыки.

Материал к уроку: портреты К. Паустовского и Э.Грига, аудиозапись музыкальных произведений Э.Грига “Утро”, “Песня Сольвейг”, подборка детских книг К.Г. Паустовского, опорные карточки.

ЭПИГРАФ УРОКА: “Волшебник и великий музыкант”.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

II. Подготовка к художественному восприятию произведения.

- Ребята, вспомните имя автора этих произведений (на полке выставка книг К.Г. Паустовского).
- Назовите основную тему его произведений. (Основная тема произведений К.Г. Паустовского – природа).
- Каким по прочитанным рассказам вы представляете себе К. Паустовского? Кто хотел бы поделиться своими представлениями? (Добрый, внимательный, наблюдательный …).
- Хотели бы вы увидеть его портрет? (Вывешивается портрет К.Г. Паустовского).
- Совпало ли ваше представление о писатели с тем, что вы увидели? (Да. Видно, что он добрый, у него проницательный взгляд …).

- Константин Григорьевич Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных людей, описать некоторые случаи из их жизни. Но с человеком, рассказ о котором мы будем читать сегодня, он не встречался, он познакомился с ним через музыку. Я хотела бы, чтобы вы прослушали музыкальное произведение и представили себе композитора, который написал эту песню. (Звучит “Песня Сольвейг” Э. Грига).

- Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Дети высказываются: У меня песня вызвала чувство нежности, грусти …).
- Какой человек мог написать эту музыку? (Добрый, ласковый …).

(Вывешивается портрет Э. Грига).

- Автор музыкального произведения, которое вы сейчас услышали, великий норвежский композитор Э. Григ. Норвегия – северная страна с суровым климатом. И музыка Э. Грига проникнута любовью к своей стране, к ее неброской красоте, к ее природе.

Посмотрите еще раз внимательно на портрет композитора. Сохранилось ли ваше первое впечатление о музыканте? Кто хотел бы рассказать, каким человеком он увидел Э. Грига на портрете.

(Да, он добрый, у него ласковый взгляд. Э. Григ похож на доброго сказочника).

- Вот об этом человеке мы и будем читать рассказ К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

- Как я уже сказала, в жизни они не встречались. Кто догадался, почему? (Они жили в разных странах, в разное время).
- Как вы думаете, почему К. Паустовский решил написать о Э. Григе? (Они близки по характеру, добрые, любят свою страну, природу…).
- Могли ли они подружиться, если бы встретились? (Да. У них очень много общего…).

- Послушайте рассказ и постарайтесь увидеть композитора таким, каким он был в представлении писателя.

III. Восприятие художественного текста.

I и II части текста читает учитель

Части III и IV до слов “Сначала она ничего не слышала” читают подготовленные дети.

Далее и до конца рассказа читает учитель на фоне звучащей музыки. (“Утро” Э. Григ).

IV. Беседа по восприятию.

- Понравился ли вам рассказ? (Дети обмениваются своими впечатлениями о прочитанном рассказе).
- Изменилось ли ваше представление о композиторе? (Нет…).
- Какие эпизоды из этого рассказа вы хотели бы услышать, перечитать? (Дается возможность детям высказать свое мнение, зачитать понравившиеся отрывки).
- А как Дагни слушала музыку? (Со слезами благодарности).
- Как вы думаете, почему музыка Э. Грига произвела на Дагни такое впечатление? (Она увидела свою родину, свой лес, горы, моря, услышала звуки, рождаемые в лесах, в горах).
- Что помогло Дагни услышать и увидеть все это? (Музыка Э. Грига).
- Прослушайте еще раз внимательно пьесу Э. Грига “Утро”. Представьте себя на месте Дагни и постарайтесь услышать то, что услышала Дагни.
- Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, рассказать о чувствах, которые пережил, слушая музыку? (Дети говорят о своих чувствах).
- Какое чувство вызвала у Дагни музыка Грига? (Чувство благодарности и признательности).

V. Рефлексия.

- А испытываете ли вы сейчас это чувство? (Да…).
- Кому вы благодарны? (Дети отвечают и обосновывают свои ответы).
- Прочитайте хором эпиграф урока. (“Волшебник и великий музыкант”).
- О ком эти слова? (Об Э. Григе).
- Чьи это слова? (К.Г. Паустовского).
- А можно ли эти слова отнести к самому К.Г. Паустовскому? (Да, он тоже волшебник и великий музыкант слова).

- Да, мы должны быть благодарны К.Г. Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э. Григе – этом добром “волшебнике и великом музыканте”. Оба они великие волшебники, мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства, и люди всех времен будут им признательны за это.

И если этот урок поможет вам стать чуточку добрее, чище, я буду очень рада.

VI. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода. Выразить чувства от прочитанного в рисунке.