Звучит первый куплет песни В.Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН:
Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем,
Пусть станет радостнее всем,
Веселей станет всем.
Ведущий (учитель). Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-КВН. Для проведения КВНа класс разделим на две команды. Дверь в наш Клуб Весёлых и Находчивых вам откроет конкурс-разминка "Знаешь ли ты?" Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.
- Водой не разольёшь (неразлучные друзья);
- Как в воду опущенный (грустный человек)
- Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
- Носить воду в решете (бессмысленная работа)
- Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
- Воды не замутит (тихий человек)
- Набрал в рот воды (молчаливый человек)
- Как в воду глядел (угадал, предсказал)
- Как две капли воды (очень похожи)
- Прошли огонь и воду (всё испытали)
- Как рыба в воде (хорошо, уверенно)
- А теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие. (Подводится и объявляется итог первого конкурса).
Ведущий. А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и : "весёлое лукавство ума", как поёт в своей песенке В.С.Высоцкий.
Много прекрасного в странной стране:
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть - и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело:
Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!
В этом-то всё и дело.
Ведущий. Перед нами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово.
Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает пол-очка. ("Приложение" карточка №1)
(Объявляется итог конкурса и общий счёт).
Ведущий. Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: "Из треснувшего кувшина много воды утекло", то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: "С тех пор как мы расстались, утекло много воды". Каждый знает, что здесь речь идёт не о жидкости, а о времени.
Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая - составляет предложения с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются заданиями. ("Приложение" карточка №2)
(Подведение итогов конкурса).
Звучит "Песенка капитанов КВН".
Ведущий. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелёгкое дело, капитан может обратиться за помощью к своей команде. ("Приложение" карточка №3)
- Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывках. ("Приложение" карточка №4)
- Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его. ("Приложение" карточка № 5)
(Подведение итогов конкурса капитанов)
Ведущий. А теперь опять задание командам.
Подберите синонимы к устойчивым оборотам. ("Приложение" карточка №6)
Быстро и правильно назовите антонимы к фразеологизмам. ("Приложение" карточка №7)
Объявляется итог конкурса и общий счёт, называется команда-победитель.