Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Тайны грибного царства"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Тайны грибного царства»

Цели:

– сформировать представление о грибах как части живой природы;
– показать значение грибов для человека, растений и животных;
– познакомить со строением шляпочного гриба, с многообразием грибов с правилами сбора грибов;
– продолжить развивать умение анализировать дидактический рисунок, умение находить связи в живой природе, развивать мышление, воображение;
– воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе.

Средства обучения:

1. Учебник-тетрадь для 1-го класса, часть 1.
2. Набор открыток «Грибы».
3. Таблицы «Грибы съедобные и несъедобные», «Строение шляпочного гриба».
4. Муляжи.
5. Компьютерные слайды.
6. Грибочки для призов.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Мы за парты дружно сели и на доску посмотрели.

Слайд № 1 (img1)

– Как вы думаете, о чем мы узнаем на уроке? (Ответы детей.)
– Правильно, а для этого мы отправимся сегодня путешествовать в царство грибов.

II. Целеполагание. Отправляясь в царство грибов, нам надо узнать: где растут грибы, как правильно их собирать, какие грибы съедобные, какие опасные, как устроен гриб, нужны ли грибы в природе.

III. Изучение темы

Грибы – загадочные создания (Энциклопедия для детей, с. 224).

– Ребята, а вы любите собирать грибы? Поэтесса З.Александрова поможет нам набрать грибов. (Учитель читает стихотворение; см. Приложение № 1.)

Конкурс «Лучший грибник в классе»
– Скажите, где следует искать разные грибы? (За правильный ответ получают грибок.)
– Конкурс продолжается, выполним задание № 3 (учебник-тетрадь, с. 53). (Приз – грибок.)

Физминутка грибная:

Ваня шел, шел, шел –
Подберезовик нашел.
Сема шел, шел, шел –
И лисичку нашел.
(Дальше сочиняют дети...)

Строение гриба

Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб.)

– Действительно, это гриб. Из чего состоит тело гриба, мы узнаем, выполнив задание № 2 (учебник-тетрадь, с. 52). (При выполнении задания используем таблицу «Строение гриба»; за выполнение каждый получает приз – грибок.)
– Ребята, а вы знаете, как собирать грибы? (Ответы. Формулируют правила сбора грибов.)

Многообразие грибов

– В настоящее время известно около 120 тысяч видов грибов. Однако в природе их намного больше, и практически каждый год ученые открывают и описывают новые виды. «Обыкновенные» грибы таят еще много загадок. По строению грибы отличаются и от растений, и от животных. Предполагается, что грибы возникли более миллиарда лет. В природе мы можем встретить такие интересные формы, предлагаю просмотреть слайды.

Физминутка

– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево, тихо сели, вновь за дело.

Слайд № 2. Плодовое тело дождевика (img2)

Выступление ученика. «У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Называется дождевиком, потому что появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве» (Энциклопедия для детей, с. 227).
– Выполним задание № 6 (учебник-тетрадь, с. 54). (Рассуждения детей.)

Слайд № 3. «Серая плесень» гриба мукора под микроскопом (img3)

Выступление ученика. «Этот гриб – невидимка. Его нельзя рассмотреть простым зрением, так как он очень маленький – микроскопический. Чтобы его рассмотреть, нужен микроскоп. Растут они в почве, на листьях, на навозе, даже на посуде, если ее долго не мыть. Используют их для борьбы с вредными насекомыми».

Слайд № 4. Плодовые тела сумчатого гриба склеротинии (img4)

Выступление ученика. «Плодовые тела напоминают чашечки, бокальчики, блюдечки. Размеры от 5 см до 1 м. Растут на пнях, сучьях. А весной в сырых местах попадается настоящее лесное украшение – крупные, яркие. Есть такой гриб не стоит, но встретиться с ним приятно». (Энциклопедия для детей, с. 230)

Слайд № 5. Клетки дрожжей под микроскопом (img5)

Выступление ученика. «Дрожжи – это грибы, не образующие грибницы. Они растут в виде массы. В природе дрожжи чаще всего можно встретить на сладких плодах и ягодах. Дрожжи человек использует с древних времен». (Энциклопедия для детей, с. 232)
Задание № 7 (учебник-тетрадь, с. 55). (Знакомство с грибами-невидимками.)

Слайд № 6. Гриб-баран или грибная капуста (img6)
– Этот гриб – настоящее украшение лесов. Его вес достигает 3 кг. Он очень вкусный, но
срывать его нельзя: этот исчезающий вид занесен в Красную книгу.

Слайд № 7. Мечта грибника – белые грибы (img7)

Опасные и добрые грибы

Беседа о съедобных и несъедобных грибах

Таблица «Несъедобные грибы» (img8)
Таблица «Съедобные грибы» (img9)

Вывод: «Грибы всякие нужны, грибы всякие важны».

IV. Закрепление

1. Узнай гриб по описанию. (Использование муляжей, открыток.)
«Этот гриб начинается с буквы «Г». Он растет в хвойных и лиственных лесах. Шляпка белая, плоская, ножка короткая, толстая, растет в нашем лесу. Его обычно солят».
«Очень вкусный. Коричневая шляпка, ножка крепкая. Хороши на жарку, и на засолку, и в маринад, и в сушку. Царь среди грибов».
«Этот гриб названием похож на животное; обычно не растет один, а старается быть рядом с сестричками. Эти грибы лучше жарить». «Этот гриб дружит с березой». «Этот гриб мух морит».
2. Игра «Кузовок». Собрать открытки с изображением съедобных грибов. Работают две команды. Победители получают грибочки.

V. Итог урока
– В каком царстве мы с вами побывали? Что интересного вы узнали об этом царстве? Нужны ли жители этого царства человеку, животным, растениям? Как сохранить это царство?

Приложение №1

Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
Там, где солнышко пригрело,
Задержаться можно смело,
Значит, здесь семья маслят
Или рыжики стоят.
А под елкой, а под елкой
Кто-то спрятался в иголках,
В темной шляпке набекрень
Боровик укрылся в тень.
А веселые ребята –
Тонконогие опята –
Притаились возле пня
И кричат: «Ищи меня!»
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, –
Это чудо из чудес.
(З.Александрова)