Деловая игра "Конструкторское бюро" по математике в логопедической подготовительной группе "ЦРР — детский сад № 59"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель.

  1. Учить детей составлять группы, содержащие равное число предметов; определять количество групп и количество предметов в них; продолжить учить измерять длину и ширину предметов, откладывая метки, понимать, что метки показывают, сколько раз была отложена мерка; учить работать со схемами.
  2. Упражнять в умении сравнивать смежные числа в пределах 8; закрепить называние геометрических фигур; совершенствовать умение отвечать на вопросы полными предложениями, выражать своё мнение.
  3. Воспитывать культуру общения, работая в парах и в коллективе; интерес к математике.
  4. Прививать детям стремление к здоровому образу жизни: развитие силы, ловкости, выносливости, желание быть защитниками Родины.

Демонстрационный материал.

Схема и геометрические фигуры для конструирования танка, 8 “винтов” для счёта, 4 рисунка (самолёт, вертолёт, грузовик, теплоход), схема дорог завода по производству военной техники, мерка – металлическая линеечка, “лампочки на 2х проводах”- 20 шт. ,указка, простой карандаш, клей, салфетки, ватман, восковые и цветные карандаши ,4 конверта с заданиями, названия отделов бюро и цехов.

Раздаточный материал.

Мерки – полоски, “ноутбуки” с двумя линейками для откладывания меток, простые карандаши, бэйджи.

Беседа перед занятием.

(Дети и воспитатель находятся перед стендом с фотографиями об экскурсии на Новокузнецкий Металлургический Комбинат).

Воспитатель. Дорогие ребята, посмотрите на фотографии и скажите, куда мы с вами ходили на экскурсию? (“Мы ездили на Кузнецкий металлургический комбинат смотреть танк!”). Скажите, пожалуйста, к какому виду техники относится танк? (“Танк – это военная техника”). Нужна ли нам военная техника в мирное время? (“Военная техника нужна Российской Армии для охраны границ”). А вы, когда станете взрослыми, пойдёте служить в Армию, охранять нашу Родину? (“Да мы хотим служить в Армии и охранять Родину”). Какими качествами должен обладать настоящий солдат? (“Солдат должен быть здоровым, умным, сильным, ловким, выносливым, умелым!”)

(Перед занятием дежурные помогают подготовить группу к игре, раздают детям бэйджи, с которыми те знакомятся заранее. По звонку колокольчика все играющие собираются возле воспитателя перед табличкой “Конструкторское бюро”)

Ход.

Воспитатель. Я встречаю вас в нашем “Конструкторском бюро”. Прочитайте на моём бэйджике, кто я? (дети читают) Совершенно верно, я – консультант. А кто – вы? (дети отвечают). Вы – инженеры – конструкторы. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас игрушечные танки? Вам нравится с ними играть? Давайте сегодня вместе создадим танк, как это делают настоящие инженеры – конструкторы!? Итак, дежурные инженеры сейчас проведут нас и познакомят со всеми отделами и цехами “Конструкторского бюро”.

Первый дежурный инженер. Это “Научный отдел”. Здесь находятся конверты с заданиями. У каждого конверта есть номер от 1 до 4. В отделе есть две демонстрационных доски, с которыми мы познакомимся в ходе игры.

Второй дежурный инженер. На рабочих столах каждого инженера – конструктора есть “персональный компьютер - ноутбук” и простой карандаш для самостоятельной работы. А это – “Цех готовых деталей”. Здесь находятся все геометрические фигуры, необходимые для сборки военной техники по заданию.

Первый дежурный инженер. Подойдите, пожалуйста, к “Цеху сборки”. На этом большом листе ватмана мы и будем выполнять главное задание – собирать заданную машину. Здесь имеется всё необходимое: клеевые карандаши, салфетки, бак для мусора (корзинка).

Второй дежурный инженер. Сейчас мы подошли к “Рабочему экрану”, на котором будем работать по заданию из конверта №1.

Воспитатель. Уважаемые инженеры – конструкторы, давайте, определим цель нашей работы в Научном отделе. Необходимо сконструировать танк по этой схеме. Рассмотрим её .

 Из чего он состоит? (“Он состоит из геометрических фигур”) Назовите их. (“Четырёхугольники, квадраты, овал, круг, треугольники”). Какие вы видите цифры? (“Цифры – 1,2,3,4”). Кто догадался, что обозначает каждая цифра? (“Цифры обозначают разные геометрические фигуры”). Что показывают стрелки с надписями? (“Они показывают, как называются детали танка”). Прочитайте, как я: цифра 1 показывает квадрат и обозначает деталь танка – кабину. (“Цифра 2 показывает овал, обозначает люк и гусеницы; и цифра 2 показывает круги – это колёса танка; цифра 3 показывает треугольники и обозначает направляющие ролики танка; цифра 4 показывает четырёхугольник и обозначает пушку танка”). Как вы думаете, сколько нужно выполнить заданий, чтобы сконструировать танк? (“Мы думаем, что заданий будет четыре, так как на схеме танки всего четыре цифры”). Молодцы инженеры, вы совершенно правы: заданий будет четыре!

Они находятся в этих конвертах. После правильно выполненного каждого задания, вы можете взять геометрическую фигуру – деталь танка в цехе готовых деталей и в цехе сборки начать сборку танка на листе ватмана. Геометрические фигуры обозначены цифрами только на схеме. Будьте внимательны! Итак, в “Научном отделе” возьмём конверт с заданием номер 1. (Один ребёнок берёт конверт №1)

Задание №1. “Распредели правильно винты” (Выполняется на рабочем экране).

(На “экране” - два рисунка (самолёт и вертолёт), рядом лежат 8 “винтов”).

Воспитатель. “Механик получил на складе винты для соединения деталей военной техники. Посчитайте, сколько всего винтов? (“Всего 8 винтов”). Эти винты нужно распределить между самолётом и вертолётом поровну, т.е. разделить на две группы. Как это сделать?

Кто может выполнить это задание? (Один ребёнок по желанию делит винты на части, остальные дети контролируют его, выражая своё мнение).

Воспитатель. Расскажи, пожалуйста, что ты сделал? (“Я разделил все винты поровну между самолётом и вертолётом”).

Вопросы воспитателя после выполнения задания детям: Как вы считаете, правильно ли выполнено задание? (“Я считаю, что задание выполнено правильно”). Сколько получилось групп? (“Получилось 2 группы”). По сколько винтов в каждой из них? (“По 4 винта в каждой группе”).

(Помещаю на экран ещё две машины - грузовик и теплоход)

Воспитатель. Подумайте, как разделить эти же винты на 4 машины поровну? По сколько винтов окажется в каждой группе? (Дети отвечают, изъявляют желание разделить; один из детей выполняет задание). Расскажи, что ты делаешь? (“Я беру по 2 винта из каждой группы и составляю новые). Сколько получилось групп? (“Получилось 4 группы”) .

По сколько винтов в каждой группе? (“По 2 винта в каждой группе”). Как вы считаете, правильно ли выполнено задание? (Дети высказывают своё мнение полными предложениями. Можно предложить выполнить задание ещё раз по желанию детей).

Воспитатель. Молодцы, инженеры - конструкторы, вы отлично справились с первым заданием! Идём в цех готовых деталей, возьмём необходимые фигуры и начнём конструирование нашего танка. (Дети самостоятельно решают, что взять нужно квадрат, т.к. он находится под цифрой 1, и объясняют, что это первая деталь – кабина танка).

Воспитатель. Уважаемые инженеры – конструкторы, вы очень хорошо начали работу по созданию танка. Сейчас вернёмся в “Научный отдел” за следующим заданием. (Предлагаю одному ребёнку выбрать конверт). Какой номер на конверте? (“На конверте номер 2”).

Задание №2. “Какая дорога длиннее?” (Выполняется в “Научном отделе”).

(На доске висит план дорог завода по производству военной техники и белые “лампочки на двух проводах”).

Воспитатель. Это план дорог завода по производству военной техники. В центре находится завод, слева от нас – готовый самолёт, справа – танк. Нужно определить, какая дорога длиннее, от самолёта до завода или от завода до танка? Как проверить? (Ответы детей).

Сегодня мы с вами ещё раз поучимся измерять. Меркой будет вот эта металлическая линеечка. (Показываю). Сначала я измерю длину дороги от самолёта до завода. Для того, чтобы не забыть, сколько раз была отложена мерка, вы будете по ходу измерения делать метки - “включать лампочки на первом проводе” (т.е. переворачивать белую сторону на красную). Закончив измерение, сосчитаем метки – “лампочки” и узнаем, сколько раз уложилась наша линеечка на дороге. Я, как консультант, измеряю, а вы “включайте лампочки на верхнем проводе”. Все внимательно следите, как мы работаем! Я начну измерять точно от начала дороги. Укладываю мерку, а на плане ставлю маленькую черту карандашом. Сколько раз я уложила мерку? (“Один раз”). Что сделали вы? (“Мы “включили одну лампочку”). Я измерила всю длину дороги? (“Нет, только её часть”). Что мне ещё нужно сделать? ( “Надо ещё раз переложить мерку!”). Правильно, откладываю ещё и ещё раз. Сколько “лампочек” вы “зажгли”? (“Мы зажгли 4 лампочки”). Что это значит? (“Это значит, что вы отложили мерку (линеечку) 4 раза”). Чему же равна длина дороги от самолёта до завода? (“Дорога равна 4-ём меркам”).

Кто из вас желает измерить длину дороги от завода до танка? Кто будет “зажигать лампочки на втором проводе”? (Дети работают в паре, остальные контролируют).

Вопросы после выполнения задания всем детям:

Чему равна длина дороги от завода до танка? (“6-ти меркам”). Как это можно доказать? ( “На 2-ом проводе “включено 6 лампочек”, значит, отложено 6 мерок).

Какая дорога длиннее? (“Дорога от завода до танка длиннее, чем дорога от самолёта до завода”). Докажите это! (“Потому что от завода до танка уложилось 6 мерок, а от самолёта до завода всего 4 мерки”). На сколько мерок вторая дорога длиннее первой? (“Вторая дорога длиннее первой на 2 мерки”).

Молодцы, отлично справились с заданием! Идём в цех готовых деталей и продолжим сборку танка. Какие фигуры вы сейчас берёте? (“Мы берём овалы и круги”). Почему? (“Потому что мы выполнили задание под номером 2, а эта цифра показывает овал и круг”). Сколько овалов на схеме? (“На схеме танка два овала”). Сколько кругов на схеме? (“На схеме четыре круга”).

( В “Цехе сборки” дети склеивают детали. По ходу работы уточняется, какая геометрическая фигура накладывается на какую и что она обозначает. Затем все возвращаются в “Научный отдел” за третьим заданием.)

Воспитатель. Уважаемые инженеры – конструкторы, большая часть сборки танка сделана, предстоят важные завершающие действия! Напомните мне, пожалуйста, какой следующий номер конверта с заданием? (“Следующий номер 3”) Это задание вам предстоит выполнять за рабочими столами. Разделитесь на пары. Номер на вашем бэйджике обозначает номер рабочего стола. (Дети смотрят свой номер и рассаживаются парами соответственно числу на столе). На каждом столе – лист бумаги для измерения, простой карандаш, мерка - полоска и “Ноутбук” с двумя горизонтальными линейками для меток.

Задание №3. “Определить, на сколько мерок длина листа больше его ширины?”

.Инженеры, перед вами находятся “Ноутбуки”. Откройте их. Вы видите две горизонтальные линии с клетками. В них вы будите делать метки карандашом. Работать в паре надо дружно и внимательно смотреть, что делает и говорит товарищ. Мерка – это полоска. Сначала тот, кто сидит слева, будет измерять длину листа, а сидящий справа – отмечать на верхней линейке в клеточках метки карандашом. Поднимите руку те, кто должен измерять. Внимательно следите за работой друг друга, чтобы не ошибиться.

После выполнения задания вопросы детям: Сколько меток вы поставили? (“Я поставил пять меток”). Что это значит? (“Это значит, что отложили 5 полосок – мерок”). Чему равна длина листа? (“Длина листа равна 5-ти меркам”). Теперь тот, кто работал с “ноутбуком”, будет измерять ширину листа, а тот, кто измерял, будет работать с “ноутбуком” на нижней линейке в клеточках .

Вопросы после выполнения задания: Сколько меток поставили на нижней линейке? (“Я поставил 3 метки”). Чему равна ширина листа? (“Ширина листа равна 3-рём меркам”).На сколько мерок длина листа больше ширины? (“Длина листа больше ширины на 2 мерки”).

Воспитатель. Итак, инженеры, куда мы отправляемся дальше? (“Мы идём в цех готовых деталей за направляющими роликами!”).

Молодцы, как вы догадались? (“Мы выполнили задание номер 3, значит, берём треугольники и в “Цехе сборки” накладываем их на гусеницы”). Мои дорогие инженеры – конструкторы, посмотрите внимательно на схему и скажите, сколько деталей танка не хватает? (“Не хватает всего одной детали!”) Догадались, какая это деталь? (“Это пушка!”) Что делаем дальше? (“В “Научном отделе” берём конверт с цифрой 4”).

Задание №4. “Говорящие медали”.

Воспитатель: Уважаемые инженеры – конструкторы, за отличную работу вы награждаетесь медалями! Они изображены на карточках. Сейчас мы с ними поиграем! (Раздаю детям по числовой фигуре – медали, количеством от 1 до 8, на карточках одинакового размера).

Воспитатель. Инженеры, встаньте по прядку по числу медалей на карточках от 1 до 8 . (Дети считают количество медалей на своих карточках, ищут смежные числа). Правильно построились? Проверяем! (Дети вслух называют число).

Сейчас числа начнут разговор, скажут, на сколько одно число больше или меньше другого. Например, число 1 говорит числу 2: “ Я меньше тебя на один. Что ему отвечает число 2?” ( “Я больше тебя на один”). А что ты скажешь числу 3? (“ Я меньше тебя на один”). Какое ты число? (“Я число 3”). Какое число предыдущее? (“Предыдущее число 2”). Какое следующее за тобой число? (“Следующее число 4”). Сравни себя с этим числом. (“Я меньше числа 4 на один”). (Таким образом, все дети упражняются в сравнении смежных чисел).

(Дети идут в цех готовых деталей, берут последнюю геометрическую фигуру – четырёхугольник и в цехе сборки заканчивают сборку танка).

Воспитатель: Инженеры, чтобы правильно расположить все детали танка, куда вы смотрели? (“Мы смотрели на схему танка”). Что у нас получилось? (“У нас получился настоящий танк!”). Как можно оживить картину? (“Можно нарисовать землю, небо, деревья, танкистов…”).

(Затем деловая игра переходит в занятия по интересам – сюжетные игры, ручной труд, рисование и оформление стенда “Мы защитники мира на всей Земле”).

В свободное время воспитатель и младший воспитатель спрашивает детей о том, как они конструировали танк, из каких деталей, какие задания выполняли дети, какая роль была у каждого из них в процессе деловой игры, понравились ли им задания, какие были трудности при их выполнении, чему новому научились?