ЦЕЛИ:
- Содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в коллективе.
- Развивать умения вникать в смысл мудрых изречений и извлекать из них пользу для себя.
- Учить слушать и слышать другого человека, осмысливать свои поступки и поступки другого человека через сопереживание героям художественных текстов.
- Формировать готовность и способность участвовать в совместном решении учебно-познавательных и творческих задач, проявлять дружбу, сплоченность, понимание групповых норм.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- 3 конверта с заданиями для групп,
- Толковый словарь Ожегова,
- Тексты произведений к уроку,
- Магнитофон, музыкальный диск,
- 2 веника (один в разобранном виде)
- Набор карточек со словами,
- Плакат с планом урока.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Разучить песню Шаинского на слова Матусовского "Вместе весело шагать",
- Подготовить с группой ребят инсценировку басни Толстого "Отец и сыновья"
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: час общения, на который желательно пригласить родителей учащихся.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы проведем необычный урок. Он называется - урок духовной жизни (на доске вывешивается плакат) Как вы считаете, чем мы будем заниматься на таких уроках? (Выслушать предположения детей) Учитель обобщает высказывания детей и предлагает обратиться к толковому словарю Ожегова (дух-сознание, мышление, то, что побуждает к действию, то, что определяет поведение) На таких уроках мы будем вдумчиво слушать, размышлять, делать выводы и в дальнейшем будем стараться применять полученные знания в своих жизненных ситуациях. Послушайте, ребята, по какому плану мы будем работать (на доске вывешивается плакат с планом урока)
ПЛАН УРОКА:
- Мы - вдумчивые слушатели и соавторы.
- Сюрприз учителя.
- Мы умеем размышлять.
- Подарок родителям.
- Итог урока.
Очень важно уметь работать по плану. Выполняем первый пункт плана.
1. Мы вдумчивые слушатели и соавторы.
Настройтесь вдумчиво слушать, постарайтесь, чтобы вас ничего не отвлекало во время прослушивания. Я прочитаю вам сказку С. Карепанова "Слово, которое принадлежит всем и не принадлежит никому" Вам предстоит угадать это слово, самим додумать и досказать сказку. (На доске появляется лист с надписью СЛОВО?) Если у кого-то возникли предположения, какое это может быть слово, то поделитесь со мной на ушко. (Учащиеся проговаривают свои варианты. Учитель озвучивает предположения и дает оценку: есть в озвученном списке это слово или нет, не называя его.)
1).Чтение текста сказки (Приложение 1)
Учитель читает сказку до слов "Задумался Человек, а потом сказал::" На этих словах я сказку прерываю, а вам предстоит в группах придумать конец этой сказки. На эту работу отводится 3 минуты.
2).Выступления ребят по группам. Родители помогают подготовить выступление.
После выступлений, учитель предлагает ознакомиться с тем, как автор закончил сказку. Сказка дочитывается до конца, и учитель задает вопросы:
Что же это за слово, которое принадлежит всем и не принадлежит никому? (МЫ)
Какое оно? (ДОБРОЕ и БОЛЬШОЕ, КРАСИВОЕ и СИЛЬНОЕ)
А когда оно имеет силу? (ВМЕСТЕ)
(На доске появляется плакат "ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА"- учитель уточняет, что это и есть тема нашего урока) Ребята, с заданием вдумчивых слушателей и соавторов вы отлично справились. Я желаю вам, чтобы все свои жизненные трудности вы с легкостью отодвигали в сторону, как этот камень из сказки.
2.Сюрприз учителя (инсценировка басни). (Приложение 2)
Ну а сейчас будет сюрприз. Да, ребята, я вам приготовила сюрприз. Хотите узнать какой? Учитель с группой ребят в тайне готовил инсценировку басни Толстого "Отец и сыновья" Ваша задача внимательно посмотреть, послушать и ответить на вопросы:
- Чему учит эта басня?
- Подходит она к теме нашего урока?
Дети отвечают на вопросы, затем все желающие практически могут убедиться, что 1 прутик сломать легче, чем целый веник. Почему? (ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА)
3. Мы умеем размышлять. (Пословицы)
Вам необходимо за 1 минуту из слов составить пословицу и объяснить ее смысл. Дети получают конверты с заданием, группой защищают свою работу. (Совместно с родителями). Первый конверт - "Одна пчела немного меду наносит", второй конверт-"Жизнь дана на добрые дела", третий конверт-"Один за всех и все за одного"
Ребята, давайте вспомним, что такое пословица? (мудрое изречение)
А что можно делать вместе? (учиться, трудиться, играть, рисовать и т.п.)
4. Подарок родителям (Песня) (Приложение3)
А теперь покажем свой подарок родителям. Дети встают в круг, берутся за руки и исполняют песню под музыку.
5. Итог урока.
Вот и подошел к концу наш урок. Закройте глаза, прокрутите в своем воображении все, что было на уроке:
- Что запомнилось?
- Что удивило?
- Что порадовало?
- Какой вывод можно сделать?
Всем спасибо за урок!