Урок духовной жизни "Сила слова". 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 1


ЦЕЛИ:

  • Содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в коллективе.
  • Развивать умения вникать в смысл мудрых изречений и извлекать из них пользу для себя.
  • Учить слушать и слышать другого человека, осмысливать свои поступки и поступки другого человека через сопереживание героям художественных текстов.
  • Формировать готовность и способность участвовать в совместном решении учебно-познавательных и творческих задач, проявлять дружбу, сплоченность, понимание групповых норм.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • 3 конверта с заданиями для групп,
  • Толковый словарь Ожегова,
  • Тексты произведений к уроку,
  • Магнитофон, музыкальный диск,
  • 2 веника (один в разобранном виде)
  • Набор карточек со словами,
  • Плакат с планом урока.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Разучить песню Шаинского на слова Матусовского "Вместе весело шагать",
  • Подготовить с группой ребят инсценировку басни Толстого "Отец и сыновья"

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: час общения, на который желательно пригласить родителей учащихся.

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы проведем необычный урок. Он называется - урок духовной жизни (на доске вывешивается плакат) Как вы считаете, чем мы будем заниматься на таких уроках? (Выслушать предположения детей) Учитель обобщает высказывания детей и предлагает обратиться к толковому словарю Ожегова (дух-сознание, мышление, то, что побуждает к действию, то, что определяет поведение) На таких уроках мы будем вдумчиво слушать, размышлять, делать выводы и в дальнейшем будем стараться применять полученные знания в своих жизненных ситуациях. Послушайте, ребята, по какому плану мы будем работать (на доске вывешивается плакат с планом урока)

ПЛАН УРОКА:

  1. Мы - вдумчивые слушатели и соавторы.
  2. Сюрприз учителя.
  3. Мы умеем размышлять.
  4. Подарок родителям.
  5. Итог урока.

Очень важно уметь работать по плану. Выполняем первый пункт плана.

1. Мы вдумчивые слушатели и соавторы.

Настройтесь вдумчиво слушать, постарайтесь, чтобы вас ничего не отвлекало во время прослушивания. Я прочитаю вам сказку С. Карепанова "Слово, которое принадлежит всем и не принадлежит никому" Вам предстоит угадать это слово, самим додумать и досказать сказку. (На доске появляется лист с надписью СЛОВО?) Если у кого-то возникли предположения, какое это может быть слово, то поделитесь со мной на ушко. (Учащиеся проговаривают свои варианты. Учитель озвучивает предположения и дает оценку: есть в озвученном списке это слово или нет, не называя его.)

1).Чтение текста сказки (Приложение 1)

Учитель читает сказку до слов "Задумался Человек, а потом сказал::" На этих словах я сказку прерываю, а вам предстоит в группах придумать конец этой сказки. На эту работу отводится 3 минуты.

2).Выступления ребят по группам. Родители помогают подготовить выступление.

После выступлений, учитель предлагает ознакомиться с тем, как автор закончил сказку. Сказка дочитывается до конца, и учитель задает вопросы:

Что же это за слово, которое принадлежит всем и не принадлежит никому? (МЫ)

Какое оно? (ДОБРОЕ и БОЛЬШОЕ, КРАСИВОЕ и СИЛЬНОЕ)

А когда оно имеет силу? (ВМЕСТЕ)

(На доске появляется плакат "ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА"- учитель уточняет, что это и есть тема нашего урока) Ребята, с заданием вдумчивых слушателей и соавторов вы отлично справились. Я желаю вам, чтобы все свои жизненные трудности вы с легкостью отодвигали в сторону, как этот камень из сказки.

 2.Сюрприз учителя (инсценировка басни). (Приложение 2)

Ну а сейчас будет сюрприз. Да, ребята, я вам приготовила сюрприз. Хотите узнать какой? Учитель с группой ребят в тайне готовил инсценировку басни Толстого "Отец и сыновья" Ваша задача внимательно посмотреть, послушать и ответить на вопросы:

  • Чему учит эта басня?
  • Подходит она к теме нашего урока?

Дети отвечают на вопросы, затем все желающие практически могут убедиться, что 1 прутик сломать легче, чем целый веник. Почему? (ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА)

3. Мы умеем размышлять. (Пословицы)

Вам необходимо за 1 минуту из слов составить пословицу и объяснить ее смысл. Дети получают конверты с заданием, группой защищают свою работу. (Совместно с родителями). Первый конверт - "Одна пчела немного меду наносит", второй конверт-"Жизнь дана на добрые дела", третий конверт-"Один за всех и все за одного"

Ребята, давайте вспомним, что такое пословица? (мудрое изречение)

А что можно делать вместе? (учиться, трудиться, играть, рисовать и т.п.)

4. Подарок родителям (Песня) (Приложение3)

А теперь покажем свой подарок родителям. Дети встают в круг, берутся за руки и исполняют песню под музыку.

5. Итог урока.

Вот и подошел к концу наш урок. Закройте глаза, прокрутите в своем воображении все, что было на уроке:

  • Что запомнилось?
  • Что удивило?
  • Что порадовало?
  • Какой вывод можно сделать?

Всем спасибо за урок!