Цели урока:
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать коммуникативно-речевые умения;
- развивать эмоцию и творческие способности;
- дальнейшее развитие умения сопоставлять и сравнивать;
- воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру;
- воспитание любви к родной природе;
Тип урока - комбинированный.
Технология - педмастерская на диалоговой, взаимной основе.
Оборудование: З.И. Романовская "Живое слово" 2 кл., материалы о Г. Скребицком, CD диски "Волшебные голоса природы", классическая музыка, интерактивная доска, жетоны-листочки, фотографии.
Ход урока
Технологические этапы | Действия (вопросы) учителя | Действия учеников | ||
1.Индукция (создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения) |
- Закройте глаза и представьте,
что вы находитесь летом в лесу среди берёз.
Слушаем музыку и представляем себе лето, берёзы,
пение птиц: (диск "Волшебные голоса природы"). - Какую берёзу вы увидели? Запишите эти слова в своих тетрадях. За ответы учитель каждому вручает листочки-жетоны. |
Слушают музыку, затем открывают глаза и
рассказывают, что они себе представили и увидели.
Пишут слова в тетрадях (белая, кудрявая, нежная, зеленая, красивая:) |
||
2.Деконструкция (работа с дополнительным материалам, берёза в стихах русских поэтов) |
Многие поэты в своих
произведениях воспевали берёзу. Давайте
прочитаем стихотворение С. Есенина "Берёза" (на
экране появляется текст стихотворения). - А сейчас послушаем стихотворение другого русского поэта А. Прокофьева в исполнении нашей Саргылааны. -Какими словами поэты рисуют берёзу? Сравните свои записи со стихотворениями поэтов. |
Дети хором читают стихотворение.
Саргылаана читает стихотворение "Люблю берёзку русскую:". Дети внимательно слушают её.
Дети сравнивают свои записи со стихотворениями поэтов и делают выводы. |
||
3.Реконструкция (работа учащихся в парах по созданию определенных ранее элементов, рисунков). |
- Сегодня мы опять в гостях у
замечательного детского писателя Георгия
Алексеевича Скребицкого и у его "Передышки".
Надеюсь, что вы дома до конца прочитали этот
рассказ. - Какие смысловые части вы выделили в тексте? Будем работать в парах. Посовещайтесь и назовите каждую часть.
- А теперь сделайте рисунок к этим частям. Подумайте, какие краски будете использовать в своих плакатах. (Звучит музыка Шопена) |
Дети отвечают. Работают парами, обсуждают, размышляют, почему именно так назвали части. Затем в результате коллективного обсуждения выделяют 8 частей. На интердоске пишут: 1.Зеленая, развесистая берёза. 2.Передышка ранней весной. 3.Передышка осенью. 4.Костёр у Передышки. 5.Последняя зима Передышки. 6.Высохшая Передышка. 7.Пень от Передышки. 8.Новая жизнь Передышки. Учащиеся в своих парах создают иллюстрации. В результате появляется 8 плакатов. |
||
4.Афиширование (предъявление и защита групповых работ, ознакомление с результатами работы). |
-А сейчас посмотрим работы,
послушаем вашу защиту. Организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, дает необходимые пояснения по ходу представления учащимися результатов выполненных заданий. Обобщает и конкретизирует ответы детей. |
Учащиеся по очереди парами выходят к доске, вывешивают свои работы, защищают плакаты, объясняют, почему у них получился такой рисунок, почему использовали ту или иную краску. При защите учащиеся выразительно читают отрывок из рассказа. На доске - 8 плакатов. В ходе такой работы идет живое участие каждого ученика. | ||
5.Разрыв (этап кульминации творческого процесса: новое видение предмета) | - Какой была Передышка в начале рассказа? Что осталось от неё в конце? Какое чувство вызывает черный пень, оставшийся от Передышки? | Дети высказывают свое мнение. И один из них предлагает из листочков- жетонов оживить Передышку. И чёрный пень от берёзки дети превращают в прежнюю развесистую Передышку. | ||
6.Рефлексия | - Какие чувства вы испытывали в
ходе всей работы? - Какими красками вы бы все это передали? - Можно ли сказать, что ребята исправили свои ошибки? (Учитель направляет рефлексию, чтобы она прошла на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях ). -В начале урока вы рассказывали о красоте наших берёз. Сейчас мы их увидим глазами учителя географии нашей школы Виталия Алексеевича Федорова - знатока наших лесов, ценителя природы, руководителя туристического клуба школы. (Звучит музыка, на экране появляются фотографии) - Дорогие ребята, берегите и любите родную природу, окружающий мир! Спасибо за урок! |
Дети высказывают свое мнение, рассуждают, говорят о бережном отношении к родной природе, приводят примеры из своей жизни. |
||
Задание на дом: Конкурс плакатов "Берегите родную природу!" |