Иллюстрированный урок-размышление по рассказу Г.Скребицкого "Передышка"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Что же отличает занковский урок от урока традиционной системы? Казалось бы, те же сорок пять минут, те же условия: рамки программ, требования СанПиНа: Но есть, что отличает каждый занковский класс, каждого занковского учителя. Это прежде всего заповеди занковского урока.

Цель системы академика Занкова - достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Развитие его ума, чувств и нравственных представлений. Поэтому знания, умения и навыки выступают как средство развития. Такое целеполагание как раз подтверждает, что главное фигура в нашем педагогическом пространстве - ученик. И не случайно, что

  • 1-я заповедь занковского урока - идти от детей. И нам важно научиться любить детей, понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого. Идти от того, что значимо для детей, что представляет для них интерес.

Например, урок во 2-м классе по теме "Изменение глаголов по числам".

Начало урока. Показывают детям два рисунка . * ?

Если дети выбирают снежинку, то я им говорю: "Я вам предлагаю подобрать зимние слова: имена существительные в единственном и множественном числе". Дети предлагают:

- Снег, лыжи, вьюга, морозы, лед.

Приходит Незнайка и подбирает к данным существительным такие глаголы: идут, скользит, шумят, трещат, блестят.

Затем детям дается такое задание:

- Попробуйте объединить их в предложения.

Дети пытаются, но предложения не получаются. Почему не получается? Снег идут. Лыжи скользит: И в ходе этой работы дети приходят к выводу, что глаголы тоже изменяются по числам. И обязательно найдется ученик, который утверждает, что число глагола зависит от числа существительного. Дети составляют предложения: Снег идет. Лыжи скользят. Вьюга шумит. Морозы трещат. Лед блестит.

Если дети выбирают знак вопроса, то предлагаю им такое задание. На доске на карточках вывешиваются такие слова: идет, учат, звенят, живет, живут, идут, учит, звенит. И задаю им следующие вопросы:

- что общего в этих словах?

- а в чем разница?

- сто еще можете сказать об этих словах?

- распределите их в две группы.

идет идут
живет живут
учит учат
звенит звенят

В ходе такой работы дети приходят к выводу, что глаголы изменяются по числам.

  • 2-я заповедь - урок начинается с урока.

Мы знаем, что урок начинается с организационного момента. И этот момент у каждого учителя может быть разным. Я предлагаю детям разное начало урока.

Это может быть:

Речевая разминка

Хором произнести : "Прозвенел и смолк звонок, начинается урок".

С вопроса: С чего вы хотите начать урок?

Улыбки и т.д.

На данном этапе нам важно знать, что любое задание, которое мы выбираем для урока, надо рассматривать через призму значимости для детей, а не с позиции "это интересно мне" или с позиции "так положено".

  • 3-я заповедь - ошибка - находка для учителя. Именно ошибка позволяет ученику задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получится, то на помощь придут одноклассники. Ошибка в классе дает возможность каждому ученику проанализировать, в чем затруднение того, кто ошибся, определить причину ошибки и постараться помочь своему однокласснику понять то. Чего он не понимал раньше.

Например: дается такое задание:

- Определите склонение существительных "солнце, яблоне, Васе". Дети, говорят, что эти существительные 2-го склонения. И доказывают, что ко 2-му склонению относятся слова с окончанием -е. Обязательно найдется ученик, который не согласен с таким утверждением. Начинается обсуждение и спор. И именно в процессе такого обсуждения рождается истина. Дети приходят к правильному выводы. Что склонение определяется по начальной форме имен существительных: яблоня, Вася - слова 1-го склонения.

  • 4-я заповедь - доверять силам детей! Эта заповедь связана с заповедью "идти от детей". Ведь дети осознают и усваивают только те знания, которые приобретены ими самостоятельно и усилием воли.

Предлагаю задание на развитие гибкости мыслительной деятельности учащихся. Здесь делается опор на дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний, который помогает обнаружить естественно существующие связи между теоретическим и практическим материалом. На доске - следующие слова: лебедь, обед, медведь, бег, холод, лошадь, стриж, мороз, ёж, овраг, малыш.

Порядок работы: слова на доске. Работа предполагает:

Выделение одушевленных и неодушевленных предметов.

Предполагается разделение одушевленных тоже на группы:

  • 1) парные согласные;
  • 2) шипящие.

Грамматические задания:

Прочитайте слова.

Распределите слова на две группы.

Напишите под столбиками, чем похожи слова в каждой группе.

Слова какой группы можно еще распределить на две равные группы? Разделите и напишите под столбиками, чем теперь похожи слова в группах.

лебедь обед
медведь бег
лошадь холод
стриж мороз
ёж овраг
малыш (неодуш.пр.)
(одуш.пр.)
лебедь стриж
медведь ёж
лошадь малыш
(парные согл.) (шипящие)

При структурировании материала по данному принципу актуализируются уже изученные вопросы. Идет обобщение теоретических знаний и умение применять полученные знания на практике. Происходит дальнейшее развитие УУД (универсальных учебных действий).