Сценарий мастер-класса "Беспроигрышное разрешение конфликтов"

Разделы: Классное руководство


Оснащение: мультимедийное оборудование, листы чистой бумаги, фотогазеты с различных творческих дел.

1. Самотестирование

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все вопросы теста.

Тест: "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации"

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: "Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?" Если подобным образом ведете себя

  • Часто - поставьте 3 балла
  • От случая к случаю - 2 балла
  • Редко - 1 балл

Вопрос: "Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?"

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что неправ, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен ,а с чем- категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста Подсчитайте количество баллов под номерами 1,6,11-это тип поведения "А"

  • Тип "Б"- сумма баллов под номерами 2,7,12
  • Тип "В"- сумма баллов под номерами 3,8,13
  • Тип "Г"- сумма баллов под номерами 4, 9. 14
  • Тип "Д"- сумма баллов под номерами 5, 10, 15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами: "А"-это жесткий тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стал вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

"Б"- это "демократичный стиль". Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

"В"- "компромиссный стиль". С самого начала вы согласны на компромисс.

"Г"- "мягкий стиль". Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью вы становитесь на сторону противника, отказываясь от своей.

"Д"- "уходящий стиль". Ваше кредо- вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Педагог предлагает ребятам проанализировать самостоятельно результаты тестирования. Можно обсудить свои результаты с одноклассниками.

В ходе обсуждения я подвожу ребят к беседе о конфликтах.

2. Беседа о конфликтах.

Я предлагаю ребятам обсудить следующие вопросы:

  1. Что такое конфликтная ситуация?
  2. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
  3. С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
  4. Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
  5. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
  6. Были ли вы свидетелем такого успешного разрешения конфликта?
  7. Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

Во время беседы приходим к выводу, разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, которое одинаково значимо для обеих сторон.

3. Классный руководитель предлагает ознакомиться с правилами разрешения конфликта.

Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и второго участника конфликта. Определите пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента. ( показываю видеофрагмент со сплава, где произошла небольшая конфликтная ситуация, и где часть ребят повела себя не совсем достойно)

  • Какова ваша цель в конфликте?
  • Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями( стоит ли настаивать на своем, может это и незначимо для вас)
  • Определите для себя: что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем- либо другом?
  • Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.
  • Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами)
  • Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу,
  • Начните доброжелательный разговор с вашим оппонентом.
  • Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте свою заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
  • В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента.
  • Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
  • Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
  • Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

(Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на ватмане)

4. Анализ конфликтных ситуаций

После знакомства с правилами "беспроигрышного" разрешения конфликтов я предлагаю подросткам проанализировать конфликтную ситуацию, которая сложилась в классе.

Для этого создаем микрогруппы по 3-5 человек. В течение нескольких минут подростки проигрывают ситуацию и коллективно, т.е. обучаясь в сотрудничестве , анализируют ситуацию в соответствии с усвоенными правилами. После обсуждения в группах представители от групп по очереди дают свой анализ конфликтной ситуации и предлагают путь разрешения конфликта. После выступления представителя группы можно предложить всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного пути разрешения конфликта.

Я напоминаю подросткам, что разрешить конфликт - это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

Практикум завершается, когда будут обсуждены все предложенные варианты, пути разрешения конфликта, сделаны выводы о пользе применения правил "беспроигрышного" разрешения конфликтов.

5. Рефлексия. (кому удалось найти оптимальный способ разрешения конфликта, почему это был лучший способ разрешения конфликта.)