Оснащение: мультимедийное оборудование, листы чистой бумаги, фотогазеты с различных творческих дел.
1. Самотестирование
Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все вопросы теста.
Тест: "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации"
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: "Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?" Если подобным образом ведете себя
- Часто - поставьте 3 балла
- От случая к случаю - 2 балла
- Редко - 1 балл
Вопрос: "Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?"
Ответы:
- Угрожаю или дерусь
- Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
- Ищу компромиссы.
- Допускаю, что неправ, даже если не могу поверить в это окончательно.
- Избегаю противника.
- Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
- Пытаюсь выяснить, с чем я согласен ,а с чем- категорически нет.
- Иду на компромисс.
- Сдаюсь.
- Меняю тему.
- Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
- Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
- Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
- Предлагаю мир.
- Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста Подсчитайте количество баллов под номерами 1,6,11-это тип поведения "А"
- Тип "Б"- сумма баллов под номерами 2,7,12
- Тип "В"- сумма баллов под номерами 3,8,13
- Тип "Г"- сумма баллов под номерами 4, 9. 14
- Тип "Д"- сумма баллов под номерами 5, 10, 15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами: "А"-это жесткий тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стал вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
"Б"- это "демократичный стиль". Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
"В"- "компромиссный стиль". С самого начала вы согласны на компромисс.
"Г"- "мягкий стиль". Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью вы становитесь на сторону противника, отказываясь от своей.
"Д"- "уходящий стиль". Ваше кредо- вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Педагог предлагает ребятам проанализировать самостоятельно результаты тестирования. Можно обсудить свои результаты с одноклассниками.
В ходе обсуждения я подвожу ребят к беседе о конфликтах.
2. Беседа о конфликтах.
Я предлагаю ребятам обсудить следующие вопросы:
- Что такое конфликтная ситуация?
- Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
- Были ли вы свидетелем такого успешного разрешения конфликта?
- Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?
Во время беседы приходим к выводу, разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, которое одинаково значимо для обеих сторон.
3. Классный руководитель предлагает ознакомиться с правилами разрешения конфликта.
Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и второго участника конфликта. Определите пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента. ( показываю видеофрагмент со сплава, где произошла небольшая конфликтная ситуация, и где часть ребят повела себя не совсем достойно)
- Какова ваша цель в конфликте?
- Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями( стоит ли настаивать на своем, может это и незначимо для вас)
- Определите для себя: что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем- либо другом?
- Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.
- Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами)
- Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу,
- Начните доброжелательный разговор с вашим оппонентом.
- Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте свою заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
- В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента.
- Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
- Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
- Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.
(Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на ватмане)
4. Анализ конфликтных ситуаций
После знакомства с правилами "беспроигрышного" разрешения конфликтов я предлагаю подросткам проанализировать конфликтную ситуацию, которая сложилась в классе.
Для этого создаем микрогруппы по 3-5 человек. В течение нескольких минут подростки проигрывают ситуацию и коллективно, т.е. обучаясь в сотрудничестве , анализируют ситуацию в соответствии с усвоенными правилами. После обсуждения в группах представители от групп по очереди дают свой анализ конфликтной ситуации и предлагают путь разрешения конфликта. После выступления представителя группы можно предложить всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного пути разрешения конфликта.
Я напоминаю подросткам, что разрешить конфликт - это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.
Практикум завершается, когда будут обсуждены все предложенные варианты, пути разрешения конфликта, сделаны выводы о пользе применения правил "беспроигрышного" разрешения конфликтов.
5. Рефлексия. (кому удалось найти оптимальный способ разрешения конфликта, почему это был лучший способ разрешения конфликта.)