Цели урока:
- Продолжить расширение знаний о сезонных явлениях в природе на основе характеристики невидимых нитей в зимнем лесу.
- Напомнить о взаимосвязях компонентов неживой природы с живыми ее обитателями
- Убедить в том, что нарушение природных связей приводит к разрушению природы.
- Формировать заботливое отношение к природе.
Средства обучения:
Таблицы, картины, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; набор карточек с изображением животных и птиц, которые связаны невидимыми нитями с елью для игры – моделирования невидимых нитей в зимнем лесу.
Ход урока
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
Январь на дворе новый год начинается.
Мы снова к животным лесным отправляемся.
Истории новые леса дремучего
Нас ждут, не дождутся самые лучшие.
2. Проверка домашнего задания.
Игра “Рассели животных в домики”.
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
Животные: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобер, хомяк.
Работа в группах. Подведение итогов.
– Укажи следы лесных животных. (см. Приложение 1)
3. Изучение нового материала. Беседа.
– Связаны ли между собой растения и животные? Как?
Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.
– Как связана жизнь животных с елью?
Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.
Существует также и связь между животными – “друзьями” ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи между животными.
Невидимые нити ели – это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:
– семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;
– зайцам ель защита от зубастых хищников;
– белкам ель дает пищу.
Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.
Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.
– Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)
– Какой можно найти выход? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)
4. Физминутка.
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны )
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (приседание)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (руки вверх и вниз, покружились)
Заметает все кругом белоснежным серебром. (движения руками)
5. Закрепление материала.
Игра “ Кто скажет спасибо зимней елочке?” Работа в парах. (см. Приложение 2)
– Каким животным и птицам ель дает приют и пищу?
– Что произойдет в зимнем лесу, если по какой – либо причине погибнут ели?
– Каким образом друзья ели помогают ей?
Сценка “ Бюро лесных услуг ”.
Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намел, деревья инеем опушил.
А солнышко хоть и светит, да не греет.
Сорока: – Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюемся да грыземся. Даже обидно...
Заяц: – Правильно сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я куропаткам могу помочь. Я снег на поле каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко.
Клесты: – Мы шишки на елках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем, так помогаем мышам и полевкам, белкам, дятлам и ели расселяться по всей земле.
Сорока: – Заяц – копатель, клесты – бросатели!
Бобры: – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам лоси, косули, зайцы сочную осиновую кору да ветки глодать!
Дятлы: – Предлагаем свои дупла для ночлега!
Волк: – Хочу сторожем служить в лесу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный.
Сорока: – Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! Знаем мы тебя. Я буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму!
Вот так звери в лесу друг друга выручают.
Учитель: Ребята, почему звери не захотели, чтобы волк был сторожем?
– Расскажите кто кому в лесу помогает?
Сценка “ Яблонька и воробей”.
Яблонька: – Слушай, Воробей, не слыхал ли ты, что про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?
Воробей: – Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.
Яблонька: – Кору?! Ох, чуяло мое сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!
Учитель: Права ли яблонька, что заяц – хищник?
Сценка “ Белка и Бобр ” – Кто из животных говорит такие слова?
– До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!
– До чего же миленькое тут местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.
Сценка “ Заяц и полевка”.
– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны.
– Не надо весны дожидаться, травка у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зеленая и манжетка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.
6. Итог урока.
– Кто с кем дружит в зимнем лесу?
– Что нельзя в лесу уничтожать?
– Что больше всего понравилось на уроке?
7. Домашнее задание (по выбору).
- Прочитать текст “ Сойка, белка и другие ” с.140–141, выполнить задания к тексту.
- Написать сочинение на тему “ Кто зимой в лесу не спит ”.